Зеленые огоньки Александра Клюева
Все началось с черного кэба, который сын привез из Лондона. Это была изящная масштабная модель знаменитого автомобиля FX4.Но обратимся к истории. Лондонский кэб уже давно не кэб (кэб – сокращенное от «кабриолет»).
Дали ему название конные экипажи, которые имели легкие двухколесные повозки с откидным верхом и назывались cabriolet, а сокращенно cab. Название прижилось, и с тех пор стало использоваться для наименования такси в целом. Откидная крышка, разумеется, ушла в прошлое, а ей на смену пришел четырехдверный кузов и компоновка, в целом схожая с тем, что мы видим и по сей день. Кэб FX4 продержался в производстве почти 40 лет, что сравнимо с вазовской классикой. Появившись в 1958 году как планомерная замена своего предшественника – FX3, автомобиль с таким же планомерным и логичным индексом FX4 стал одним из символов английского такси. Он производился под разными брендами и с многочисленными обновлениями, но с неизменным индексом вплоть до 1997 года. Неудивительно, что он так популярен, ведь за эти годы было выпущено более 75 тысяч машин – солидная цифра для одной модели с узкоспециализированным назначением.
Вот модель этого легендарного кэба и положила начало коллекции Александра Владимировича Клюева. Он собирает не просто модели легковых автомобилей, а автомобилей-такси. На стеллажных полках «припаркованы» такси из Барселоны, Лондона, Токио, Берлина, Амстердама. Всего более 200 машинок в 7 масштабах. Самая маленькая – 5,5 сантиметра – черная модель кэба, самая большая – 30 сантиметров – «Мерседес» из Берлина.
В основном машинки желтого цвета, но есть и красные такси из Гонконга, белые, коричневые, цвета баклажан. А вот знаменитые шашечки по борту - международная отличительная особенность этого городского вида транспорта на всех автомобилях.
- У каждого экспоната своя история, свои особенности, - говорит Александр Владимирович. – Вот смотрите: у британского кэба салон невероятно просторен. Тут высокие потолки и низкий пол. Пассажир в цилиндре не будет ощущать неудобства, садясь в такой автомобиль, - объясняет коллекционер. – Обратите внимание, - продолжает он. – На дверцах – многочисленные ручки, чтобы пассажир мог держаться во время движения, посадки и выхода.
У многих моделей открываются дверцы, багажник, капот. Видно устройство мотора до мельчайших деталей и проводков. Есть машинки с заводным двигателем. Можно при желании «оживить» и такси-рикшу. Этот экспонат из Таиланда. Рикша крутит педали и везет пассажира, который сидит в небольшой повозке с тентом. А вот в мототакси пассажир уже устраивается на заднем сиденье мотоцикла.
Каждый из экспонатов интересен по-своему, каждый дорог Клюеву. Собирал он коллекцию не один год. Что-то нашел по каталогам, что-то привозили друзья и знакомые. Стоимость своей коллекции в рублях не оценивал, собирал для души. Правда, есть и действительно недешевые экземпляры. Например, масштабная модель такси в Токио выпущена очень маленькой партией. Отсюда и стоимость ее сегодня на рынке в несколько тысяч рублей.
А вообще такой коллекции автомобилей с узкоспециализированным назначением в Уфе больше нет. Да, пожалуй, и в России.
Галина ГРИГОРЕНКО.
На снимках: Александр Клюев знакомит со своей коллекцией участников совещания, на котором шел разговор о городском такси; малая часть коллекции.
На снимках: Александр Клюев знакомит со своей коллекцией участников совещания, на котором шел разговор о городском такси; малая часть коллекции.
20-03-2020 (0) Просмотров: 701 Номер: 19(13398) Версия для печати