$ - 80.7689
€ - 90.7062

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Неразрывная связь

На единой цифровой платформе

На урок истории – к паровозу «Лебедянка»

Дерзкий башкир – гроза японцев

Духовики ССМК как оплот победного духа колледжа!

Стройка века

Московское метро начиналось в Калтасах


Московское метро начиналось в Калтасах

Пятнадцать лет назад на подписании договора о дружбе и сотрудничестве между Республикой Башкортостан и Москвой тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков сообщил, что новая станция московского метро будет называться Калтасинская. "Московский метрополитен начинался в Калтасах", - заявил он тогда.

Почему небольшой районный центр, что в двухстах километрах от Уфы, удостоился такой чести? Об этом уфимцам рассказал на страницах "Вечерки" краевед Юрий Узиков.
Вот что он писал: "Первая очередь московского метро сооружалась в 1932-1935 годах. Это была всенародная стройка. Трудились здесь и посланцы Башкирии, особенно много добровольцев было из Калтасинского района.
И это не случайно. В начале 1933 года в район приехали метростроевцы на заготовку сельскохозяйственных продуктов. В райцентре состоялся митинг молодежи. Москвичи рассказали о своих проблемах: стройке нужны рабочие. Секретарь райкома комсомола заверил их, что на Метрострой готовы выехать сто юношей и девушек. А когда подготовили договор между Калтасинским районом и Метростроем, то уточнили цифру - добровольцев, будущих метростроевцев, оказалось ни мало ни много - пять тысяч человек!
Сохранилось выступление первого секретаря райкома партии П.Звездина на проводах первой группы комсомольцев-добровольцев:
- Вы поедете в Москву не в гости. Через несколько дней вольетесь в славную семью метростроевцев. Вам выпало большое счастье быть участниками величайшего в нашей стране необычного сооружения.
Готовились к встрече калтасинцев в Москве. В газете "Ударник Метростроя" было опубликовано постановление парткома предприятия в связи с этим событием.
Метростроевцы-калтасинцы стремились держать марку родного района. В открытом письме землякам они сообщали:
"Вы послали нас на стройку Московского метрополитена, дав нам наказ встать в первые ряды строителей, показать на стройке образцы ударной работы. Многие из нас уже имеют большие успехи в работе. Мы можем с гордостью назвать имена товарищей-калтасинцев: Шакирова, Зайнетдинова, Байгильдина, Сагдеева и другие, которые в борьбе за стройфинплан идут в ногу с лучшими ударниками, кадровыми работниками".
Попасть на стройку было нелегко. Тех, кому не было восемнадцати, не брали. Вот некоторые и прибавляли года. Молодые стремились в Москву, но и "старики" норовили обмануть комиссию и завербоваться.
Калтасинский краевед Алексей Исекеев побывал в музее Метростроя в Москве, изучил архивные документы. Он подсчитал, что с начала 1935 года на Метрострое работали 2600 калтасинцев. Учтите, что к этому времени большая часть первых добровольцев, честно отработав сроки по договору, вернулась домой.
Известно, что в строительстве первой очереди линии Московского метрополитена (1932-1935 годов) были заняты 75 тысяч человек, в том числе около 5 тысяч добровольцев из Калтасинского района Башкирии.
Славно потрудились калтасинцы на строительстве метрополитена в столице. Наградой им была легковая автомашина и Красное знамя управления Метростроя.
Правда, вот станции "Калтасинская", по-моему, так и не появилась на схеме московского метрополитена.

Дата создание новости 14-09-2012   Комментарии (0)   Просмотров: 4 073     Номер: 177(12075)     Версия для печати

16 мая 2025 г. №34(13869)


«    Май 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2025, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.