"Аркаимское Чудо" и тонкости антропологии
Вчера сотрудники историко-культурного центра "Аркаим", несмотря на мартовскую метель и заторы на дорогах, везли в Институт истории, языка и литературы Уфимского научного центра Российской академии наук... таинственную незнакомку. В столице всех их ждали с большим нетерпением...
- Похоже, она была красавицей, - вслух размышляет Алексей Нечвалода, рассматривая необычную гостью.
Алексей Иванович - ученый-антрополог, сотрудник института. Успешно работает в области антропологической реконструкции уже много лет. Он автор десятков реконструкций по черепам людей из древних некрополей Южного Приуралья, Западной Сибири, Казахстана, Туркмении, Ирана, Египта.
Теперь же уфимские антропологи воссоздадут образ неизвестной, останки которой были найдены в древнем могильнике в Аркаиме.
Но вернемся немного назад...
Прошлым летом на территории Кизильского района Челябинской области было обнаружено захоронение. Археологи подняли останки женщины с неестественно удлиненным черепом, которая жила во II-III веке нашей эры.
Руки и ноги погребенной плотно прилегали к телу. Но удивительным было даже не то, что кости, которые пролежали в земле почти два тысячелетия, так хорошо сохранились. Уж очень странным был череп неизвестной - сильно вытянутым. Такая форма головы не похожа на обычную для человека. Впрочем, у женщины были вытянутыми и пальцы. Судя по всему, в жизни ее отличали изящество и грациозность.
Археологи скрупулезно изучили едва ли не каждую песчинку и камень в этом захоронении. Но древние не оставили ни одной подсказки: рядом с телом не было никакого инвентаря, а ведь по нему эксперты смогли бы сделать выводы о социальном статусе умершей. (Примечательно, что рядом с "аркаимским чудом" археологи нашли еще две древние могилы, где похоронены мужчины, чьи головы имели при жизни традиционную форму. Так вот с ними в ямы положили оружие: кинжал и длинный меч.)
Снимки удивительной находки мигом облетели весь мир. В одном из английских журналов была напечатана большая статья, где сарматку назвали "инопланетянкой".
Поклонники фильма Люка Бессона "Пятый элемент", глядя на фотографии останков, сразу же вспомнили Диву Плавалагуну - оперную певицу, которая передала герою Брюса Уиллиса магические камни. Та же вытянутая яйцеобразная голова, которой у обычных людей никогда не встретишь...
"Неужели ученые нашли захоронение инопланетянки?" - азартно принялись обсуждать сенсацию пользователи Сети.
- Нет, инопланетяне тут совершенно ни при чем, - считает руководитель экспедиционного отряда археологов, заведующий отделом заповедного режима историко-культурного центра "Аркаим" Юрий Макуров. - Искусственная деформация черепа - довольно распространенный обряд среди сарматских кочевников тех веков.
Специалисты считают, что "аркаимское чудо" объясняется просто: необычные очертания головы усопшей - дань особой традиции древнего времени, когда ребенку с помощью жгутов, деревянных дощечек, накладок, сознательно изменяли форму черепа. Деформация означала отличительную особенность "своего человека", этнический маркер фактически определял, кто в племени родной, а кто чужой.
Так кем же была при жизни "челябинская неизвестная"? Жрицей? Представительницей другого племени? За что ее отметили такой странной особенностью? И как она может быть связана с другими подобными ей людьми? А ведь связана. Известно, что могилы высоколобых находят на всех континентах, где идут раскопки. Получается, что культ сдавливания голов для деформации черепа родился одновременно у людей, живущих за тысячи километров друг от друга...
А вот по мнению московского историка Николая Субботина, не исключено, что в древности существовала определенная раса людей, которые были подвержены редким генетическим мутациям, и деформация черепов могла произойти из-за глобальной войны, в коей использовалось особое оружие, повлиявшее на человечество в целом.
Субботин предполагает, что из-за такого оружия люди могли мутировать. Доказательства того, что в древние времена шли разрушительные войны, он находит практически в каждой своей экспедиции. Значительная часть его находок сконцентрирована именно на Урале. Объяснение эксперт предлагает искать в древних уральских мифах, где говорится, что с неба спустились боги и напали на землян. В результате люди отступили и вынуждены были скрываться под землей в пещерах, которых на Урале огромное множество.
Удивительно, но такая же легенда встречается и в якутском эпосе, и у народов Кольского полуострова...
Однако вернемся к объяснениям Юрия Макурова и попытаемся понять, для чего люди сознательно меняли форму черепа.
Есть несколько версий. Возможно, такая традиция соответствовала неким представлениям о красоте, которые были свойственны этим народам. Между прочим, наши современницы из любви к прекрасному делают со своим телом такое, что предкам бы и в голову не пришло.
Ученые до сих пор не нашли ответа на вопрос: почему изуверский обычай был в свое время так сильно распространен в мире? И археологические находки, подобные челябинской "инопланетянке", каждый раз вызывают ажиотаж. Тут же всплывают версии о визитах представителей инопланетных цивилизаций на Землю и их контактах с ее жительницами...
Получим ли мы какие-то объяснения по поводу столь интересующей всех "инопланетянки"? Уфимскому ученому Алексею Нечвалоде предстоит сделать скульптурную реконструкцию лица женщины по найденному в Челябинской области черепу. Там и поглядим.
Но находка действительно уникальная, подчеркнул заведующий отделом заповедного режима историко-культурного центра "Аркаим" Юрий Макуров. Именно поэтому всем хотелось антропологическую реконструкцию доверить настоящему виртуозу, мастеру своего дела, каковым и является Нечвалода.
- Замечу, метод восстановления облика человека по его черепу, разработанный российским антропологом Михаилом Михайловичем Герасимовым, получил уже всемирное признание. И тем не менее настоящих профессионалов в этой области науки немного, - говорит Юрий Макуров. - С Алексеем Ивановичем мы давно довольно плотно сотрудничаем. Так что лучшей кандидатуры не видим. Он уже сделал для нас несколько реконструкций, которые сейчас экспонируются в музее.
- Что движет Вами в работе? - задаю я вопрос Алексею Нечвалоде. - Чувство власти над временем? Вас привлекает возможность восстановить то, что было им разрушено, оживить то, что истлело?
- Меня привлекает возможность посмотреть в лицо истории. Вот только не пишите, что в конечном итоге это окажется инопланетянка, - прячет улыбку Нечвалода.
Работа займет у Алексея Ивановича где-то месяц-полтора. Слепить лицо: сделать мускульное наложение, создать кожный покров - часть дела. Мастеру хочется, чтобы в результате его трудов родился выразительный образ человека той эпохи. Ведь каждый, в каком бы веке он ни жил, - индивидуален. И вот здесь дело за атрибутикой. Надо домыслить - какого цвета, какой длины были волосы у нашей красавицы, какую прическу она предпочитала. Художники отсканируют портрет в 3D и создадут его виртуальную модель, добавив текстуры кожи, глаза, волосы.
Сотрудники же "Аркаима" настаивают на том, что антропологическая реконструкция - это не плод художественной фантазии и домыслов, а настоящая работа высококлассного специалиста. Благодаря ей люди давно ушедших эпох в каком-то смысле оживают...
Галина ГРИГОРЕНКО.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
4-03-2016 (0) Просмотров: 1 568 Номер: 42(12940) Версия для печати