$ - 100.6798
€ - 106.0762

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

К 100-летию Республики Башкортостан

Великий Габа вернулся к нам с экрана


В Уфе в Большом зале Башкирской государственной филармонии имени Хусаина Ахметова в рамках проекта «Сто имен Башкортостана» состоялась презентация 31-минутного документального фильма «Первый чемпион Габдрахман Кадыров», снятого на киностудии «Башкортостан» имени Амира Абдразакова молодым режиссером Радиком Кильмаматовым. На премьеру новой кинокартины пришли многочисленные уфимцы, хорошо знавшие знаменитого спортсмена, известные мотогонщики, общественно-политические деятели, представители сферы культуры, журналисты и все, кто интересуется историей нашей республики.

Великий Габа вернулся к нам с экрана Великий Габа вернулся к нам с экрана

По существу, кинопремьера постепенно перешла в вечер памяти шестикратного чемпиона мира по мотогонкам на льду, в котором участвовала вдова героя спорта, лауреат Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева, заслуженная артистка России и народная артистка Башкортостана Назифа Кадырова. Она поблагодарила всех, кто помнит и чтит Габдрахмана, пришел на презентацию фильма и высказал много добрых слов о легенде башкирского спорта. Прекрасную выставку с фотографиями шестикратного чемпиона мира в БГФ представил известный фотожурналист, заслуженный работник культуры России и Республики Башкортостан, лауреат республиканской премии имени Шагита Худайбердина Раиф Бадыков.
Пользуясь случаем, расскажу о том, каким сохранился Кадыров в моей памяти. Впервые его я увидел, еще будучи мальчишкой, на стадионе «Динамо» 29 октября 1961 года, когда двадцатилетний Габа (так звали Габдрахмана многие болельщики) одержал самую первую победу в жизни - в мотокроссе с искусственными препятствиями на «железном коне» с двигателем 175 кубических сантиметров. Да, были и такие состязания. Гонщики, совершая двадцать кругов по 1600 метров, проходили 460 лабиринтов, преодолевали 60 искусственных (деревянных) трамплинов. Я находился в это время на восточной трибуне, примыкающей к зданию Башкирского государственного академического театра драмы имени Мажита Гафури (сейчас этого сооружения уже нет) настолько близко, что видел выражение глаз Габдрахмана, когда он на высокой скорости отрывался от трамплина и взлетал высоко над землей. Своей смелостью и неординарной манерой управления мотоциклом он понравился не только мне, но и другим многочисленным болельщикам. Кстати, один из редких снимков с того соревнования опубликован в книге «Башкирия спортивная» (1971).
В принципе, все гонщики первое боевое крещение прошли на мотокроссах, потому и Кадыров здесь не был исключением. Впрочем, он так же виртуозно выступал в мотокроссах на естественных трассах по пересеченной местности, проложенных в Глумилино (около автотранспортного колледжа). Первыми учителями Габдрахмана в кроссовых состязаниях были Юрий Дудорин и Николай Чернов. Особенно ценны для него были, конечно, мудрые советы Дудорина, который с успехом выступал не только в Советском Союзе, но и в Западной Европе, знал толк в преодолении препятствий и оврагов на пересеченной местности.
И все же Кадыров намного лучше смотрелся на трековых гонках. Именно там, на центральных стадионах, а не на окраине города, была его стихия. В принципе, ему было все равно, на каком покрытии выступать: на гари или льду. Кстати, из числа знаменитых башкирских спортсменов поколения 1960-1970-х годов - к примеру, Борис Самородов, Юрий Чекранов - Кадыров показывал отличные результаты как летом, так и зимой. Сейчас даже не вспоминают, что Габа в составе сборной СССР был вице-чемпионом и бронзовым призером командных чемпионатов мира по мотогонкам на гаревой дорожке. Заслуженный мастер спорта Игорь Плеханов из Уфы в ледовых гонках вообще не участвовал, это позволило ему выиграть две серебряные награды личного чемпионата мира по гари. Со временем Габдрахман тоже стал специализироваться только на зимних стартах, поскольку трудно стало совмещать по существу два разных вида спорта, которые в корне отличались друг от друга.
На мой взгляд, великий уфимец рано ушел на тренерскую работу — в зените славы. Впрочем, это было не какое-то спонтанное решение, он к этому шел несколько лет. Не секрет, что побаивался получить серьезную травму, о чем говорил ближайшему окружению открыто. С приходом нового поколения спортсменов порой гонки превращались в мясорубку. Были отчаянные ребята, способные с риском для жизни пойти на виражах ва-банк и при этом снести с дистанции кого угодно, николько не думая о последствиях при падении. Кадыров, естественно, за свою большую спортивную карьеру столько раз попадал в больницу, что волей-неволей со временем в подсознании все-таки стал срабатывать инстинкт самосохранения. И не только у него. С другой стороны, Кадыров, достигший в большом спорте таких больших вершин, созрел уже для тренерской работы, причем не где-нибудь, а в национальной сборной Советского Союза. В этом его поддерживали Центральный автомотоклуб ДОСААФ СССР и председатель самого Всесоюзного спортивно-оборонного общества трижды Герой Советского Союза Маршал авиации Александр Покрышкин.
Многие молодые любители спорта спрашивают, в чем же главный секрет успешных выступлений Кадырова, ставшего первым в истории чемпионом Европы и мира? Можно привести множество составляющих его знаковых побед. К примеру, возьмем подготовку к новому сезону. Представляете, насколько трудоемкий процесс - переборка двигателя каждого мотоцикла, а у него их было несколько (говорят, что в лучшие его годы их количество достигало даже семи), поскольку сезон длинный, случались в гонках падения, столкновения, после чего порой нужно очень долго приводить свою «боевую» технику в порядок. Уже 1970-е годы Кадыров самый лучший свой мотоцикл доводил до ума и после неоднократного его опробывания на льду и окончательной доводки убирал в дальний угол бокса гаража, чтобы именно на нем выступать на чемпионате мира. Кадыров сам активно участвовал в подготовке своих мотоциклов. Это не говорит о том, что он не доверял механикам. Человек просто привык к труду с малых лет, всегда помогал матери по дому, а рос он без отца, погибшего на фронте. Габдрахман постоянно находился в рабочем процессе и в спорте, получал от этого огромное удовольствие, не мог быть посторонним наблюдателем по своему характеру. Впрочем, чемпион мира также занимался и шипованием колес мотоциклов, а это целая наука, если кто не знает. Совершенству в этом деле не было предела. Грамотное шипование колес — это скорость, прямой путь к победе.
Кадыров был королем старта. Он настолько быстро отрывался от соперников в каждом заезде, что другие даже глазом не успевали моргнуть. У нашего гонщика была отличная реакция, да и сам двигатель редко когда подводил его. Тот, кто быстрее всех проходил первую тридцатиметровую отметку по прямой линии после старта, тот чаще всего первым входил в вираж, захватывал лидерство, которое у Кадырова было очень и очень трудно отнять. Журналист Анатолий Рогач, рассказывая о трехкратном чемпионе мира, заслуженном мастере спорта СССР Сергее Тарабанько, в свое время написал: «Наблюдать за заездами Кадырова стало любимым занятием Сергея: восхищало, как четко, легко Геннадий (так зовут Кадырова товарищи) выигрывал старт. Мотоцикл абсолютно заглушен. Если Кадыров со старта вырывался вперед, догнать его было почти невозможно. Сказывалось и моральное состояние спортсменов, состязавшихся с неоднократным чемпионом мира... Наблюдая за Кадыровым, Тарабанько лучше видел свои ошибки в тактике, особенно во взятии старта».
Габдрахман Кадыров выиграл шесть золотых медалей в первых восьми чемпионатах мира, в период с 1966-го по 1973 год уступил пальму мирового первенства только двоим выдающимся спортсменам - уфимцу Борису Самородову (1967) и чеху Антонину Швабу (1970). Его успехи - это феноменальное спортивное достижение, за которое Кадыров удостоен звания заслуженного мастера спорта СССР (1966), награжден орденом «Знак Почета» (30 мая 1969), медалью «За трудовое отличие» (30 марта 1965), Почётной бронзовой медалью Международной мотоциклетной федерации (ФИМ) и почетным знаком ЦК ВЛКСМ «За спортивную доблесть».
За всеми спортивными успехами Кадырова и его товарищей по уфимской команде стояло много знаковых руководителей нашей республики и СССР, которых сегодня необходимо назвать, чтобы не возникали пустые мифические предположения... Это начальник Центрального автомотоклуба ДОСААФ СССР и тренер сборной страны Владимир Карнеев, председатель Башкирского комитета ДОСААФ дважды Герой Советского Союза Муса Гареев, начальник уфимского автомотоклуба Мазгар Ахмадеев, председатель Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров Башкирской АССР Анатолий Ивлиев, управляющий строительно-монтажным трестом №3 Аншель Балабан, секретарь Башкирского обкома КПСС по промышленности Владимир Якимов, министр финансов БАССР Самат Валиев и многие другие. Без их активной помощи и поддержки уфимский мотоспорт никогда не смог бы занять положение одного из центров мирового мотоспорта. Кстати, Ивлиев и Балабан были еще и судьями всесоюзной категории, международными хронометристами по мотоспорту.
Крайне не согласен с бытующим ныне дилетантским утверждением, что Балабан прославился за счет достижений мотогонщиков. Заслуженный строитель РСФСР и Башкирской АССР, Балабан за 26 лет, что работал заместителем управляющего и управляющим трестом, построил в Башкирии и сдал в эксплуатацию с высоким качеством работы столько знаковых промышленных зданий, в том числе и на предприятиях оборонной промышленности, крупных объектов культурно-бытового назначения и жилых домов, что только за это одно мы должны поклониться столь великому человеку. Развитие мотогонок — это было партийное поручение Башкирского обкома партии Аншелю Львовичу, которое он выполнил с честью, как настоящий коммунист, воспитавший в мотоклубе треста №3 чемпионов мира, Европы и СССР. Одним из любимчиков Балабана был, естественно, Габдрахман, у которого вдобавок к его успехам в спорте был еще и золотой характер.

Великий Габа вернулся к нам с экрана Великий Габа вернулся к нам с экрана

Рашит АЮПОВ.
Фото Раифа БАДЫКОВА и Владимира ОСОТОВА.

ДОБАВИМ...
Габдрахман Кадыров, оставив большой спорт, написал две автобиографические книги — «Я выбираю лед» (1974) и «Трудные кольца спидвея» (1976), которые изданы большими тиражами в Уфе (в Башкирском книжном издательстве) и Москве (в издательстве ДОСААФ СССР). Чехословацкое внешнеторговое объединение «Мотоков» подарило Кадырову легковой автомобиль «Шкода», как и всем другим чемпионам мира, выступавшим на мотоциклах «Ява» и «ЭСО».
***
Правительство Башкортостана увековечило имя прославленного спортсмена: в Уфе открыта мемориальная доска на доме №1 по улице Фрунзе (ныне — Заки Валиди), в котором он жил с 1972 по 1993 год, именем Кадырова названа одна из улиц Ленинского района столицы республики. 31 июля 1997 года на могиле спортсмена на мусульманском кладбище Уфы установлен памятник работы скульптора Владимира Лобанова. С 2011 года имя Кадырова носит Центр технических видов спорта (Уфа).

Дата создание новости 1-02-2019   Комментарии (0)   Просмотров: 1 618     Номер: 111(13291)     Версия для печати

19 ноября 2024 г. №81(13825)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.