«А спорт, ребята, – потом…»
Сентябрьский день сорок пять лет назад. В спортзале Башгосуниверситета идет урок физкультуры. Вместе занимаются аж три группы первашей филологического факультета – это семьдесят пять человек. Я с удовольствием и старательно делаю все упражнения. В углу стоит человек с очень светлыми волосами и внимательно следит за происходящим. По окончании урока он подошел ко мне: «Вижу, любишь физкультуру и спорт?» – «Да». – «А ты не хотел бы заняться легкой атлетикой?» – «Не знаю…»
Так судьба свела меня с замечательным человеком и педагогом от Бога Евгением Петровичем Клочковым. И я безмерно благодарен провидению за тот день, когда он ко мне подошел и, по сути, перевернул мою жизнь – ведь в ней теперь такое большое и важное место заняла легкая атлетика, подарившая мне и сладкие мгновения побед, и горечь поражений. А самое главное – подарившая мне замечательных друзей на всю жизнь…
В юности нас мало что удивляло – все казалось естественным и очевидным. И мы как должное воспринимали то, что наш Петрович умеет… все! Он мог на разрядном уровне продемонстрировать любой вид Королевы спорта. Кто занимался, тот знает, что такое прыгнуть с шестом, пробежать дистанцию с барьерами или метнуть диск. Наш наставник профессионально играл в футбол и волейбол, великолепно плавал, катался на коньках и лыжах, был прекрасным шахматистом… Да, он мог состояться в любом виде спорта. Талант? Несомненно! Про таких говорят, что их боженька при рождении поцеловал в макушку. И таким людям подвластно многое в самых разных сферах (не так давно я был просто потрясен, услышав, как наш наставник… поет!). Сегодня мои друзья, воспитанники «гнезда Петровича», профессионалы в самых различных сферах, признают, что наш тренер был в первую очередь незаурядным педагогом. Он воспитывал нас, никогда не воспитывая в привычном понимании – с наставлениями, нравоучениями. Наверное, к «педагогическому моменту» можно отнести лишь одну фразу, которую Евгений Петрович произносил достаточно часто: «Мне важно, какими вы будете людьми, а спорт – потом…» Кому-то эта сентенция покажется громкой, даже напыщенной. Но из уст нашего тренера она звучала естественно и столь же естественно воспринималась нами.
Старожилы секции меня предупредили: «Имей в виду – мы не допускаем, чтобы Петрович, как некоторые тренеры, ходил к деканам оценки для нас выбивать. Хорошо учиться – дело чести». И я сегодня удивляюсь, вспоминая, как мы вовремя и успешно сдавали все сессии, днюя и ночуя в спортзале и на стадионе!
Так получилось, что в одной секции занимались и метатели, и бегуны. Собственно, Евгений Петрович был специалистом в метаниях. В молодости при собственном весе 76 килограммов он был чемпионом и рекордсменом Башкирии в толкании ядра, призером зональных первенств! А республиканский рекорд в метании диска его воспитанника Олега Маничева не побит до сих пор! Глубоким знатоком беговых дисциплин Петрович себя не считал, но нескольких человек, включая и автора этих строк, переквалифицировал в спринтеров, настоятельно рекомендуя перейти к другим наставникам, специалистам именно в «бегах». Что мы воспринимали как личное оскорбление. Бросить Петровича ради мастерского звания?! А потом – судите, читатель, сами, каким специалистом в спринте был Клочков, если его ученики регулярно становились победителями и призерами республиканских соревнований. «Дилетант» в беге воспитал целую плеяду кандидатов в мастера спорта и перворазрядников!
Мы, как в свою бытность наш тренер, занимались много своей дисциплиной и понемногу всем остальным. Дружно бились вусмерть – часто побеждая! – с боксерами в «баскетбол» без правил (с борцами было потяжелее – цепкие, заразы!), дружно шли в зал тяжелой атлетики «таскать железо», дружно бегали многокилометровые кроссы по набережной. И дружно шли после занятий в душ спорткомплекса БГУ с вечно холодной водой.
…А ведь великолепным спортсменом, тренером, педагогом стал простой деревенский паренек, у которого не было никаких условий для полноценных занятий спортом! Но разве это преграда! Маленькому Жене Клочкову повезло только в одном: неподалеку от их деревни находился санаторий «Аксаково», где была волейбольная площадка, на которой мальчишка освоил азы этой игры. Ну а если говорить о легкой атлетике, то ему не было равных и в школе, и в районе как в беге, прыжках, так и в метаниях. Однажды я поинтересовался: как мог деревенский мальчишка освоить такие снаряды, как диск, копье, ядро? «Что-то показал учитель физкультуры, чему-то научился сам по книжкам», - был ответ.
И чего только не перепробовал Евгений Клочков в армии, на Камчатке! Состязался и в шахматах, и в скоростном спуске на лыжах… Установил рекорд Камчатки в толкании ядра, становился чемпионом в составе волейбольной сборной дивизии. Можно долго живописать спортивную армейскую биографию Клочкова, но, думаю, достаточно просто упомянуть, что ему было присвоено звание «Лучший спортсмен Камчатки».
Демобилизовавшись, работал в Белебеевском техникуме электрификации и механизации сельского хозяйства. Вел все дисциплины – от лыж до штанги. А в 1964-м, окончив Центральную школу тренеров и институт физической культуры имени Лесгафта, стал преподавателем спортивной кафедры Башгосуниверситета. Здесь он проработал долгие годы, став впоследствии заведующим. Был удостоен высоких званий – заслуженного работника физической культуры Башкортостана, почетного работника высшего профессионального образования Российской Федерации. А для нас он был человеком, которого мы безумно любили всю жизнь. Сдержанный в эмоциях, немногословный, он воспитывал нас исключительно собственным примером – как в спорте, так и в жизни. Помню, как он был изумлен и растерян, когда я, впервые победив на республиканских соревнованиях, крепко обнял своего наставника прямо на финишных «клетках», буквально крича: «Спасибо, Евгений Петрович! Спасибо за все!» Он лишь смущенно крякнул: «Ну ты и даешь, лелик!»
Да, мы были или «орелики», если отличились, или «лелики», если начудили. В упомянутой ситуации я, наверное, больше заслужил «лелика».
Евгений Петрович был замечательным семьянином: через всю свою жизнь он пронес любовь к супруге Галие Хабибовне, уход которой тяжело пережил два месяца назад. Будучи истинным интернационалистом, он нередко с улыбкой повторял: «Я женат на мусульманке. Я свой среди мусульман!» Наш учитель ненадолго пережил супругу, – мы похоронили Евгения Петровича в минувшую пятницу на тихом деревенском мусульманском погосте рядом Галией Хабибовной…
Он был с детства светловолос. Удивительно светлой была и его душа. И тепло его души мы, его ученики, будем нести в сердцах, покуда живы…
Вячеслав ГОЛОВ.
7-05-2024 (0) Просмотров: 95 Номер: 31(13775) Версия для печати