Услышь меня, хорошая!
Проблема одинокой старости актуальна всегда. Даже коли есть что оставить по завещанию, сложно найти человека, добросовестно исполняющего уход за пожилым, больным или просто немощным человеком. Да и характер с годами становится капризным, поступки эгоистичными, непредсказуемыми, подводят память, зрение... Вот и возникают конфликты на ровном месте.
Тамарочку Краснову я знаю больше 30 лет. Несмотря на разницу в возрасте почти в 20 лет, мы с ней на "ты". На днях моя подруга отметила 82-летие. Живет она совершенно одна; есть у нее дальние родственники в Петербурге и под Владивостоком, но отношения с ними давно прерваны. Периодически обостряются хронические болячки, подниматься без лифта на четвертый этаж весьма сложно, и Тамара Васильевна в поисках "хорошей сиделки" перебирает различные варианты.
Как-то лет 7 тому назад в телефонном разговоре Тамарочка радостно сообщила мне, что к ней пришел "замечательный человек" - участковый милиционер, который поинтересовался ее родственниками и, получив информацию об отсутствии наследников как таковых, предложил "совершенно бескорыстно" свою помощь. В течение 3 месяцев участливый участковый бесплатно привозил из деревни мясо, картошку, овощи... Но когда жена участкового вдруг начала приносить опять-таки в качестве подарка "укрепляющие организм" лекарства, я просто потребовала, чтобы доверчивая пенсионерка посмотрела очередную телепередачу о мошенниках, хитростью заставляющих переписывать на них завещание или дарственную на дом или квартиру. После просмотра очередной драмы на тему "аферисты-риелторы и "неожиданно" погибшие (умершие) одинокие старики" Тамара Васильевна критически стала оценивать "заботу" незнакомых людей.
Прошло несколько месяцев. Моя героиня приобрела новый кухонный гарнитур. Для того чтобы собрать его, я порекомендовала проверенного мастера Руслана, услугами которого уже воспользовались несколько наших знакомых. Мужчина действительно быстро и качественно выполнил сборку мебели, заодно обтянул новой тканью диван и старое кресло, покрасил батареи, повесил шторы... Деньги Руслан взял только за сборку, но от хорошего обеда не отказался. Через несколько дней мастер со своим взрослым сыном продолжил работу в квартире Тамары уже в качестве маляра. Я застала семейную идиллию: застолье с шампанским в самом разгаре, на столе домашние пирожки, печенье, фрукты. Руслан сидел в кресле с гитарой и приятным тенором выводил: "Услышь меня, хорошая, услышь меня, красивая".
Меня пригласили к столу. Тамара с нежностью смотрела на Руслана и его слегка захмелевшего сына. Чтобы не тратить даром время, мужчины остались ночевать на диване в большой комнате, благо квартира двухкомнатная. Когда спустя 2 недели я зашла к Тамарочке, квартира выглядела великолепно: чистая побелка, новые обои в комнатах и коридоре. Я порадовалась за свою подругу и спросила, не собирается ли она застеклить балкон? Ответ меня озадачил: "Если и надумаю, только не с Русланом". - "А что случилось?" - холодея, спросила я. - "Он меня обокрал". - "Что-о-о?! Что ты говоришь?! Если не секрет, что пропало?" Тамара Васильевна устало опустилась на стул, погладила угол стола: "Томик Фета и палочки, которыми я белье помешиваю при кипячении". Я мысленно посчитала до пятидесяти, набрала в легкие воздуха и выдохнула: "Послушай меня, дорогая! Ни Руслан, ни его сын не читают даже газет и уж тем более Фета читать не будут. У них другие интересы! А палочки для белья?! Ну зачем им эти палочки, Тамарочка?!" - "Галя, не упоминай больше имен этих проходимцев! Я вычеркнула их из записок о здравии".
По прошествии какого-то времени я увидела знакомый поэтический сборник Фета на привычном месте - на холодильнике Тамары Васильевны. На мой безмолвный вопрос она махнула рукой: "Наверное, Руслан в книжный шкаф поставил. Хозяйничал, как в своей квартире". - "Так вы помирились?" - "Еще чего?! А палочки для белья?!" Чтобы скрыть смех, я отвернулась к окну.
Грустное явление - стареющий человек... Раздражительность без причины, обидчивость, надуманные проблемы, подозрительность ни к месту и одновременно детская доверчивость, наивность в серьезных делах.
На прошлой неделе в узком кругу отмечали день рождения Тамары. Хозяйка угощала нас пловом и восточными вкусностями. "Ну, как вам фирменные узбекские блюда?!" - "Тамарочка, ты в ресторане заказывала?" - "Не-е-ет... Это Фарход и Наргиза приготовили. Да вот как-то туфли обувщику починить отдавала. Он так быстро и добротно сделал. Мы разговорились. Оказывается, он узбек. Они с женой квартиру в соседнем дворе снимают, двое детишек у них, третьего ждут. Ну, я им решила старый диван подарить, а себе новый купила. Они меня так благодарили, так благодарили... А я их пригласила к себе в гости, борщ сварила, напекла блинов. Фарход специально плов сделал, Наргиза сладкого наготовила. Такие милые, сердечные люди! И так мне их жалко!" - "Почему жалко?" - "У Наргизы сложности с пропиской. Срок вида на жительство заканчивается, а ей рожать скоро. Вот, попросили прописать ее в квартире... Площадь у меня позволяет".
Мы с другой гостьей синхронно подавились пловом. Хорошо зная Тамару Васильевну, я не стала открывать дискуссию о человеческой глупости за столом именинницы, но на следующее утро решительно набрала номер ее телефона. В мой адрес посыпались обвинения в черствости, дикости и аморальности; монолог пенсионерки-альтруистки длился около часа. В ответ на просьбы сначала посоветоваться с юристом, меня назвали бессердечной скотиной и бросили трубку. Через полчаса позвонила вчерашняя гостья Тамары: "Ты не в курсе, Томочка с Русланом помирилась? Она ведь так доверяла его советам!" - "Доверять-то доверяла, но как быть с палочками для белья? Я понимаю, что Руслан их не брал, но как это объяснить?.."
К вечеру, рискуя нарваться на очередную грубость, звоню Тамаре. Слышу ее бодрый голос: "А я только что Руслана проводила... Мы с ним по рюмочке кагора приняли, поговорили... Отругал он меня за узбеков. Не буду их прописывать". - "А как насчет палочек для белья?" - "Я про них уже забыла. Руслан обещал мне импортную стиральную машинку подарить". - "По-да-рить?! За что?!!" - "Галина, ты злой и меркантильный человек. Ты считаешь, что бескорыстных людей не бывает. А я говорю, бывают! "Услышь меня, хороша-а-а-я..."
Галина ФАДЕЕВА.
Имя и фамилия героини изменены
Имя и фамилия героини изменены
23-06-2017 (0) Просмотров: 874 Номер: 50(13126) Версия для печати