Если радость на всех одна...
В конце лета позвонила моя знакомая, назовем ее Валерией Викторовной, и с удивлением спросила: "Вы слышали, Ольга Леонидовна умерла?" - "Да, я в курсе. Её не стало больше года тому назад". - "А мне никто не сообщил..." - в голосе Валерии Викторовны прозвучала не столько горечь от ухода хорошего человека, сколько обида за то, что новость как-то уже потеряла свою актуальность.
Нет-нет! Не подумайте, что Валерия Викторовна черствый человек! Это прекрасный педагог с 45-летним стажем, активная общественница, занимается йогой, проповедует восточные учения и здоровый образ жизни. К ней до сих пор ходят ученики заниматься русским языком, а выпускники прошлых лет не забывают день её рождения. Если к этой информации я добавлю слова о стройности её фигуры, одухотворенном выражении лица, энергичности движений и прекрасной памяти, уверяю вас, это не будет преувеличением.
С Валерией Викторовной я познакомилась в конце 90-х годов на каком-то мероприятии в библиотеке. Мы обменялись номерами телефонов и стали периодически встречаться в театрах или на художественных выставках. Темы наших разговоров были самые разные: книги, телепередачи, выступления тех или иных артистов, политических деятелей. Но лет десять тому назад я обратила внимание на то, что некоторых вопросов Валерия Викторовна просто стала избегать или резко обрывала собеседника на полуслове. Сначала я не придавала этому особого значения; однако, когда обострились отношения России с Украиной, моя приятельница открытым текстом заявила, что любой негатив она категорически от себя отодвигает, "ставит барьер", "экран", "блокирует свою нервную систему от любых отрицательных эмоций".
Так в нашем общении возникла некоторая натянутость. Нельзя затрагивать темы болезней, смерти, аварий, политических проблем и даже... повышения цен. Родной брат Валерии Викторовны, проживающий в Львовской области и ежегодно принимавший её дочь с внуками на каникулы, был объявлен врагом и вычеркнут из сердца, хотя пожилой мужчина ни в чем не провинился ни перед сестрой, ни перед Россией.
Постепенно Валерия Викторовна стала посвящать меня в свою веру: как дышать, чтобы сохранять спокойствие, как избегать любых конфликтов и буквально убегать от людей, которые начинают рассказывать о болячках или проблемах... А поскольку жить в обществе и быть свободным от каких-либо отношений с людьми невозможно, я почувствовала, что телефонные разговоры с моей гуру стали короче и официальнее. Но псевдовосточная философия постепенно завоевывает новых адептов современной России.
На днях еще одна моя знакомая категорически заявила: "Надоели эти разговоры о войнах! Сколько можно считать убитых и раненых?! Расскажите лучше, что у вас хорошенького?" Признаюсь честно, я не смогла перевести разговор на более легкую тему, предложив прогуляться по парку. Около часа я слушала эмоциональный монолог о том, что и как моя приятельница приготовила на обед, с каким аппетитом кушала сгущёнку её внучка, какую милую кофточку (и недорого!) приобрела она в новом магазинчике...
Как показывает реальность, умные машины облегчили жизнь людей, всевозможные гаджеты появляются ежедневно, а туристические полеты в космос очень скоро станут реальны и обыденны. Меняется всё, не меняется только сам человек. Он всеми силами старается избежать любых трудностей и неприятностей. Классическим примером человеческого равнодушия является ситуация, описанная Чеховым в рассказе "Дама с собачкой". Главный герой Дмитрий Гуров, находясь под впечатлением от курортного романа, пытается уже в Москве в ресторане поделиться со знакомым своими сердечными страданиями, но в ответ после некоторого молчания слышит: "А ведь давеча вы были правы: осетрина-то с душком".
Человек слаб, он легко принимает новые правила поведения, даже если эти правила противоречат нравственным устоям прошлых поколений. Уже не звучат в эфире песни о дружбе, где "хлеба горбушку и ту пополам" или "если радость на всех одна, на всех и беда одна"... Появилось понятие "корпоративной дружбы", жизнь по фэн-шую, не редкость наличие у человека двух семей - в разных странах... Так проще, меньше ответственности.
В моем блокноте есть несколько номеров телефонов, которые я взяла в рамочку. С этими людьми я разговариваю на нейтральные темы, не утруждаю их своими заботами, а тем более печалями. Эти люди заняты исключительно собой. Правда, если вдруг с ними случается беда, они с надеждой ждут помощи. Оптимизм внушает тот факт, что большинство моих друзей всегда готовы прийти на помощь или обсудить любую тему. Жить легче, если ты уверен, что человек человеку друг, товарищ и брат.
Галина ФАДЕЕВА.
29-12-2017 (0) Просмотров: 1 005 Номер: 104(13180) Версия для печати