Точка зрения
В мае прошлого года Президент Владимир Путин подписал Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В разделе, посвящённом демографическому развитию, даны ориентиры и для физической культуры и спорта. Владимир Владимирович поставил задачу: увеличить число людей, ведущих здоровый образ жизни, и довести до 55 процентов долю граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом.
В связи с этим Правительству РФ дано поручение: создать для всех категорий и групп населения условия для массовых занятий физической культурой и спортом, повысить уровень обеспеченности спортивными объектами, вести подготовку резерва. Для выполнения президентского Указа осталось чуть больше трех лет. Чтобы Уфа могла выйти на этот высокий рубеж, нужно, на мой взгляд, срочно увеличить массовое строительство спортивных сооружений, в первую очередь простейших (плоскостных). Это недорого. Поскольку город застроен плотно и свободных земель нет, нужно максимально задействовать школьные дворы. В этом направлении уже сделано немало: со времен Павла Качкаева действуют быстровозводимые универсальные спортплощадки с искусственным покрытием.
В этом году по инициативе нынешнего мэра Ульфата Мустафина начато возведение площадок по программе «Волейбол — во дворы!». Хорошо бы еще по примеру баскетбола организовать городскую «Школьную лигу волейбола» для всех общеобразовательных школ столицы. Ничего не мешает проводить и ежегодный конкурс на лучший школьный стадион столицы республики с выплатой денежных премий и награждением вымпелами победителей. Ульфат Мустафин недавно уже обозначил свое отношение к школьным стадионам. По его мнению, школы к новому учебному году должны ремонтироваться комплексно, значит, эта работа будет проводиться не только внутри здания, но и непосредственно во дворах. Это совершенно новый подход градоначальника, раньше на это не обращалось такого внимания. Правда, неясно пока, какие средства будут выделяться из городской казны на ремонт и реконструкцию школьных стадионов.
Что касается в целом плоскостных площадок, хорошо было бы сначала провести полную ревизию того, что уже имеем. Статистические данные в годовых отчетах несколько отличаются от реальных, потому что в постсоветское время под застройку ушло много ранее действовавших хоккейных и игровых площадок, футбольных полей и т.д. Но в статотчетности многие из них по-прежнему фигурируют, поскольку Москве нужны красивые цифры, чтобы отчитаться на самом верху. Я же предлагаю для работы на местах составить спортивный паспорт Уфы: переписать все спортивные объекты, чтобы иметь полное представление об истинном состоянии материально-технической базы. При этом нужно указать адрес, размеры объектов, год их строительства и последней реконструкции, ежедневную пропускную способность. Без этого невозможно составить эффективный план строительства. У нас и так получается, что в одних микрорайонах густо, а в других совершенно пусто. Мы должны понять, а сколько, к примеру, еще хоккейных арен с искусственным льдом, футбольных манежей, бассейнов нужно построить и где? У Главы Башкортостана Радия Хабирова и главы администрации города Ульфата Мустафина есть четкое понимание: такие объекты должны впредь в основном строиться в перспективных жилых районах, где, впрочем, и свободные земли еще имеются.
Самое парадоксальное, что ведомственная система статотчетности не отражает новые веяния и объекты. Андрей Иванюта, работая министром молодежной политики и спорта РБ, это тоже подметил. Он был удивлен, что в республиканскую отчетность не входят служители правоохранительной системы и военнослужащие республики, а это огромный пласт людей, ежедневно занимающихся физкультурой и спортом даже по роду своей служебной деятельности. Как можно сваливать в одну кучу все виды плавательных бассейнов? Есть же 25-, 50-метровые, нестандартные ванны, «лягушатники», бассейны в ФОКах и фитнес-центрах. Посмотришь на отчет, в Уфе вроде бы много бассейнов, но плавать по большому счету в миллионном городе негде. Самое больное место: за цифрой не видно ежедневную пропускную способность водных объектов. Разговор об этом я завел не случайно. Спортивные чиновники любят жонглировать цифрами, на пресс-конференциях бойко называют процент населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, но при этом не могут ответить на вопрос, откуда все-таки берут привлекательную глазу и слуху цифирь. Вот и возникает сомнение, а не взяты ли эти пресловутые красивые проценты с потолка.
Насколько мне известно, Рустэм Марданов, работая председателем Правительства республики, несколько лет назад провел предварительные переговоры с Институтом истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН на предмет разработки Концепции стратегического развития физической культуры и спорта в Башкортостане, в которой большим разделом должна была быть Уфа. Почему эту серьезную работу хотели поручить именно академическому учреждению, а не Министерству молодежной политики и спорта РБ? Видимо, Рустэм Хабибович планировал, чтобы этот программный документ разработали на основе научных и социологических исследований, с использованием лучшего отечественного опыта, чтобы концепция не стала очередным планом мероприятий Минспорта или же похожей на прежние республиканские целевые программы развития видов спорта, каковых было много в постсоветское время. С одной стороны, спортивное ведомство себя никогда не обременяло высокими задачами, поэтому в его документах было много таких пунктов, которые не имеют ничего общего со стратегическими задачами, например, проведение семинаров, учебно-тренировочных сборов спортсменов, выпуск учебно-методической литературы, повышение квалификации тренеров, судей, чтение лекций и так далее. Такие мероприятия должны проводиться в рабочем порядке, а не приниматься на правительственном уровне.
С другой же стороны, целевые программы развития того или иного вида спорта Минспорту РБ приходилось корректировать в сторону сокращения только из-за того, что Министерство финансов РБ не визировало документ, требовало существенного сокращения тех или иных расходов. Как же реализовать программу, не имея необходимых средств? В связи с этим еще на берегу надо бы Правительству республики и составителю Концепции стратегического развития физической культуры и спорта, если она, конечно, все еще востребована, обозначить, на какую приблизительно сумму расходов можно рассчитывать при строительстве и реконструкции спортивных сооружений в ближайшую пятилетку (2020-2024).
Минспорта РБ и Управление по физической культуре и спорту Администрации Уфы имеют немалые резервы для увеличения числа физкультурников, не вкладывая в то больших средств, если, к примеру, расширят в Уфе и других городах республики охват населения велодвижением. Прежний Глава Башкортостана Рустэм Хамитов оставил после себя своебразное наследство: десятки тысяч горожан пересели на двухколесный транспорт, с весны до глубокой осени катаются по улицам и паркам города, велосипед стал одним из видов семейного отдыха и повседневным занятием спортом. К сожалению, велопарады проводятся только на ограниченном участке столицы, в южной ее части. Обделенными остаются жители северной части города (Черниковки) и дальних окраин (Демы и Затона), а они ведь тоже наши полноправные граждане. Впрочем, точно такой же стратегии придерживаются и организаторы легкоатлетического марафона. Вот и крутятся-вертятся все популярные массовые спортивные мероприятия только вокруг одного и того же исторического центра. Почему нельзя дать старт велопараду у Дворца культуры машиностроителей? Тогда одни горожане могли бы встать в велоколонны на улице Первомайской и доехать, к примеру, до парка Победы, а другие спортсмены пусть присоединяются на проспекте Октября и на иных магистралях. Жители северной части Уфы требуют к себе такого же внимания, как и другой половины столицы.
29-10-2019 (0) Просмотров: 530 Номер: 78(13362) Версия для печати