Крутой маршрут Валентины Трошиной
Прошлым летом на Южном кладбище я встретила давнего знакомого, бывшего нашего соседа Михаила Трошина. Он навещал могилу своей матери Валентины Афанасьевны, которая для меня была просто тетей Валей – улыбчивой, доброй, хлебосольной. Мы вспомнили 60-е годы, а потом продолжили общение в социальных сетях и по телефону.
Мы жили по соседству
После войны и до начала 70-х годов тетя Валя работала водителем трамвая. Когда выпадала первая смена, она раньше всех из нашего дома по проспекту Октября уходила на работу. Зимой, если снег заваливал дверь подъезда, она успевала прочистить тропочку до дороги. Все в этой женщине – лицо, глаза, походка - было наполнено какой-то фонтанирующей энергией, радостью. Даже ее звонкий голос звучал весело и задорно, как трамвайный звонок.
У Трошиной было двое детей: старшая дочь Наташа, 1943 года рождения, и сын Миша – 1946 года. Наташу я почти не помню, она рано вышла замуж за военного и кочевала за ним по всей стране. Миша был старше меня на десять лет, в середине 60-х годов работал поваром в заводской столовой. Бывая у Трошиных в гостях, я с любопытством наблюдала за его действиями на кухне. Этот худенький стеснительный парнишка умел все: варил различные супы, пек пироги, печенье, готовил холодец, консервировал овощи и фрукты, придумал свой рецепт шоколадных конфет, которыми угощал соседских ребятишек. Можно сказать, хозяйство полностью держалось на нем.
Тяжелой проблемой для семьи был ее глава – дядя Витя, участник войны, танкист, контуженный, горевший, раненый… Он имел вспыльчивый характер, работал сантехником в местном домоуправлении, страдал запоями и сильными головными болями. Миша настойчиво пытался успокоить отца, отучить от пагубной привычки, но ничего не помогало, и пьяные дебоши с битьем посуды и дракой периодически повторялись. Тетя Валя и Миша частенько ходили с синяками. Визиты участкового на несколько дней отрезвляли домашнего тирана, потом все возвращалось на круги своя.
Помню, как моя мама стелила постель для тети Вали у нас на диване. Женщине в четыре утра нужно уже идти на работу, а пьяный муженек, ломая мебель, всю ночь куражился и буянил.
В начале 70-х семья Трошиных переехала на другую квартиру. Подробности биографии тети Вали я узнала совсем недавно. В новогодние праздники разговорились с Мишей по телефону…
Была война
Родилась Валентина Афанасьевна в 1927 году на Западной Украине, в небольшой станице. Семья была большая: шестеро старших братьев и две младшие сестры. Братья рано начали работать, но голод был их постоянным спутником. Умер отец. Чтобы как-то облегчить жизнь матери, старший из братьев Григорий взял Валю в свою семью в городок Пирятин.
Когда началась Великая Отечественная война, всех братьев мобилизовали на фронт. Немецкую оккупацию местное население встретило без особого страха. Кое-кто даже успешно занялся коммерцией. Вале помогли устроиться рабочей в солдатскую столовую.
Летом 1942 года активизировали свои действия партизаны. Взрывы звучали и на железной дороге, и в местах скопления немецких частей. Начались повсеместные облавы и аресты. Соседи припомнили, что Григорий был коммунистом, служил в милиции; донесли куда следует. Жену Григория Аглаю, Валю и двух ее малолетних племянников бросили в подвал гестапо. Били каждый день, требовали рассказать, что знают о партизанах, кто еще из коммунистов, комсомольцев остался в городе? Не выдержав пыток, Аглая повесилась. Ранним утром Валя проснулась от плача детей. Замерзшие малыши теребили уже окоченевшую мать и просили есть.
Взбешенные гестаповцы переключили свою ярость на Валю. Когда поняли, что ничего добиться не получается, 15-летнюю девушку изнасиловали и с группой местных жителей вывели за околицу на расстрел. Племянники прижимались к Вале, но уже не плакали, а тихо, словно щенки, скулили. Людей поставили на краю вырытой ямы, раздались выстрелы. Яму полицаи спешно забросали землей. Ночью Валя очнулась от холода, лицо и плечи были залиты кровью… своей и чужой. Ранение в голову оказалось неопасным. Девушка с трудом выбралась из этой страшной могилы, надеялась обнаружить кого-либо живым, но тщетно.
Почти двое суток плутала по лесу, пока не встретила жену лесника, которая была связана с партизанами. Валю доставили в партизанский отряд, перевязали, отогрели, накормили. Когда выяснилось, что девушка беременна, ее перевели в другой, более крупный партизанский отряд, поддерживающий связь с Большой землей.
Поздней осенью Валю вместе с тяжелоранеными вывезли в Москву. Психологическое состояние ее было ужасным! Родить ребенка от фашиста?! Раненые ее всячески поддерживали. Один уже немолодой партизан рассказал, как перед войной у него умерла единственная дочь Наташа. Девочка родилась слабой, еды не хватало. Прожила она семь лет. В начале войны в его родной Белоруссии погибли мать, жена, сестра с детьми. «Не переживай, девонька! У тебя же родной ребеночек будет! Твой, и только твой! А про фашиста забудь. Жизнь – она долгая! Встретишь еще хорошего человека», - утешал партизан.
Первого мая родилась у Валентины дочь. Молодая мама ни минуты не задумывалась, как назвать. Конечно, Наташа! Москвичка Наточка!
Пути-дороги
В конце войны Валя познакомилась с Виктором. Его демобилизовали по ранению. Парень рвался на фронт, но война для него закончилась. К тому времени стало известно: все братья Валентины погибли. Надеяться ей было не на кого. Молодые решили пожениться, а после скромной свадьбы отправились в Одессу. В этом теплом южном городе Виктор родился и после смерти родителей воспитывался в детском доме.
В 1946 году родился Миша. Город поднимался из руин, начал работать транспорт. Валя окончила курсы водителей трамвая, Виктор трудился на стройке. Раны и постоянная боль не давали покоя; бывший танкист начал пить. Сначала это было по праздникам, потом – чаще. Супруга терпела, лаской и любовью отвлекала Виктора от страшных воспоминаний о войне, но это только раздражало его.
В 1956 году, забрав детей, Валя отправилась в Уфу к родственникам своего отца. Сначала все ютились в маленькой комнате в бараке на улице Владивостокской, потом перебрались в коммуналку по соседству. Вскоре удалось устроиться в трамвайное депо водителем. Прошло два года. Неожиданно приехал Виктор. У него был вполне ухоженный вид и… вконец расшатанная психика. Мужчина расплакался, попросил прощения и был принят в семью.
В 1962 году Трошиным предоставили двухкомнатную квартиру в новом доме на проспекте Октября. Так до начала 70-х они стали нашими соседями.
Будучи на пенсии, Трошина полностью посвятила себя внукам - детям сына Михаила. Но, когда в 1998 году тяжело заболела старшая внучка Наташи, Валентина Афанасьевна немедленно отправилась в Одессу, где в 80-е годы обосновалась семья дочери.
После операции правнучка долго восстанавливалась. Наташа работала продавцом, мыла полы в подъезде. Бабушка взяла на себя ведение хозяйства, заботу о семье. В это время в Уфе умер супруг тети Вали Виктор. Жизнь словно испытывала ее на прочность. Удивительно, но именно в этот трудный для нее период Валентина Афанасьевна увлеклась плаванием и закаливанием. Ездила на пляж почти каждый день и в любую погоду плавала по 30-40 минут. Трошина сплотила ветеранов Великой Отечественной войны Одессы, организовала клуб боевых подруг, устраивала встречи в День Победы, концерты, явилась одним из инициаторов движения “Бессмертный полк”.
Трагедия произошла в День Победы 2014 года. После столкновения двух противоборствующих сторон 2 мая Одесса превратилась в военный город, с погибшими, искалеченными, сгоревшими заживо. Когда утром 9 мая ветераны стали собираться в Городском саду, чтобы почтить память погибших воинов, одетые в камуфляж и вооруженные дубинками мужчины начали разгонять пожилых людей с орденами и медалями на груди, срывали Георгиевские ленты, избивали участников Бессмертного полка. На головы безоружных 80-90-летних стариков сыпались удары дубинок, кто-то упал и попал под удары тяжелых ботинок. А 87-летнюю Валентину Афанасьевну с разбитым лицом довез до дома какой-то молодой человек, случайно проезжавший мимо. Кроме сотрясения мозга, у нее оказался сломанным нос, выбиты зубы, на спине и руках многочисленные гематомы.
В то время попасть в одесскую больницу для участницы Бессмертного полка было опасно: бесчинства в городе продолжались, агрессия ко всему советскому достигла своего предела. Лечил Трошину сосед – военный хирург в отставке, друг мужа Наташи.
В 2015 году внук привез Валентину Афанасьевну в Уфу. Восстановиться от пережитого ей так и не удалось. События военных лет для нее, испытавшей ужасы пыток в гестапо, навсегда остались в памяти, но то, что Трошиной довелось пережить на старости лет в Одессе, оказалось убийственным. В первые дни 2016 года ее тяжелый жизненный путь завершился легко… во сне.
Галина Фадеева.
На снимке: Валентина Трошина, 50-е годы.
На снимке: Валентина Трошина, 50-е годы.
29-01-2021 (0) Просмотров: 968 Номер: 7(13477) Версия для печати