$ - 102.5761
€ - 107.4252

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Пригвождённая женским подвигом


Пригвождённая женским подвигом

Тоня сидит передо мной. Смотрит в одну точку. Спина сгорблена. Пальцы одной кисти сжаты, другая обхватывает их. Руки прижаты к груди. Такой странный жест - то ли молитва, то ли кулак.

- Вот не могу я так, как она. Понимаешь - не могу. Она, наверное, святая. А я уже в петлю готова, чем так жить...
Антонина - моя подружка со студенческих лет. Долго не общались, потом случайная встреча на прогулке с детьми, списались. И вот теперь Тоня у меня в гостях. Рассказывает про мужа. Похоже, у него кто-то есть. Или этих “кто-то” уже несколько. Но это не самая гадкая гадость в Тониной жизни.
- Он мне каждый день душу на кулак наматывает. Вчера пришел и говорит: “Ну ты и грязнуля! Посмотри - весь потолок над плитой у тебя заляпан”. А я варенье сливовое варила, крышку открыла ненадолго. Понимаешь, у меня уже страх панический от его придирок.
Я Тоньку с юности помню - такую перфекционистку по части чистоты еще поискать. И эпитет “грязнуля” - точно не про нее. Ну а подобные косяки можно у любой хозяйки отыскать, если постараться. Вот я, например, входную дверь никак оттереть не соберусь: соседи коляску таскают, каждая “ходка” - след на моей двери. Эх, Тонька-Тонька, дело-то житейское, от грязи не треснешь, от чистоты не воскреснешь!
- Тонь, а ты с мужем ситуацию обсуждала? Или надеешься, что он мысли читает?
- Обсуждала. И дома, и к психологу ходили, и к священнику, все говорят: любой ценой сохраняйте семью. Психолог в проработку интимных комплексов упирается, священник - в Святое Писание. Мужа ответ устроил, он его на свой лад переиначил: жена должна терпеть и подстраиваться, а он муж, глава - что хочу, то и ворочу. Ему при таком раскладе хорошо. С кем-то он человек-праздник, а для всего остального у него есть я...
Легко сказать - любой ценой! А если Тоня уже эмоциональный “банкрот”, откуда ей взять такую колоссальную “сумму” для данной транзакции?!
- А еще он все время мою внешность ругает. Мол, не стараюсь я для него хорошо выглядеть, не угадываю его вкус. А недавно чуть не силой в парикмахерскую гнал - иди, говорит, перекрасься в брюнетку, мне брюнетки нравятся. Вдруг тебе это темперамента добавит?! А мне темные волосы не идут!
Ничего себе. У Тони - шикарные русые кудри. И цветотип “весна”. Какая брюнетка?!
- Тонь, а может, вам того... Разъехаться ненадолго?! Остыть, подумать.
- Да ты что! Мама со мной общаться перестанет. И вся родня. Я ж тебе говорю - она святая, а я так не могу...
Тонина мама знаменита вот чем: жила с пьющим и бьющим мужем. Уверовала. Воцерковилась. Муж чем дальше, тем сильнее слетал с катушек. Она терпела и молилась. Он попутал все берега. Она прощала и принимала. Плакала в кулачок на кухне. Кстати, вот точно такая же поза у нее была любимая - в которой передо мной сейчас Антонина сидит.
А потом он заболел. Что-то с печенью. Мучился - жуть. Тонина мать его нянчила, как ребенка. Когда он умирал, перед смертью попросил священника, хотя всю жизнь над верой жены глумился. И прощения у Тонькиной матери просил. Вот такой вот подвиг - длиною в жизнь. И теперь это - семейная легенда и Тонькин пример для подражания.
Перед моими глазами - две несчастные женские судьбы. Поломанные души. Тоскливые, полные слез глаза. Характерная поза: полумолитва-полузащита.
Вытянет Тонька материнский крест или сломается?
И еще более трудный вопрос: стоит ли такой крест вытягивать?
В христианской практике есть две точки зрения на эту проблему. Первая, радикальная, гласит: развод неприемлем, терпи и смиряйся, если не получается “вырулить” в нормальные отношения. Рушить семью при любом раскладе - грех. Жена да убоится мужа своего...
Вторая точка зрения более либеральна. Согласно ей, психологический климат в семье - равная ответственность каждого, и терпеть унижения в браке - значит, потакать греховным наклонностям половины. Да, брак - это, безусловно, многие-многие компромиссы. В нем неизбежно должно быть и смирение, и терпение. Но когда некий критический предел терпения пройден, расставание - это логичный шаг.
Мне кажется, у обеих точек зрения есть свои риски. Риски первой точки зрения очевидны (несчастные Тонины глаза их как нельзя лучше характеризуют), а вот со второй все не так однозначно. Как определить универсальный предел терпения? У каждого он свой. Кто-то готов разводиться, если муж на Мальдивы каждый месяц не возит, а кто-то и побои готов прощать…
Я смотрю на Тоньку и думаю, что бы сделала на ее месте. Наверное, я боролась бы. Не против мужа, но за адекватные, уважительные отношения в браке. Боролась бы духовными и душевными средствами: и молитвой, и психологической работой. А если бы все-таки проиграла, исчерпав весь арсенал борьбы, я бы, скорее всего, нашла в себе силы и моральное оправдание для окончательного разрыва.
Я не знаю, как будет правильно, “по-христиански”. И я совсем не уверена, что он есть, этот самый универсальный “христианский” рецепт. Я лишь считаю, что исходить нужно из самой цели христианского брака - духовное возрастание друг друга в любви. И если возрастания в любви не случается, то нужно брать ответственность на себя, а не перекладывать ее на Бога.


Елена СЕЛИФОНОВА.

Дата создание новости 19-10-2021   Комментарии (0)   Просмотров: 402     Номер: 73(13543)     Версия для печати

22 ноября 2024 г. №82(13826)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.