«Колокольчик надежды хрустальный»
О приближении Нового года говорит нам суета на елочных базарах, в магазинах, установка городских елок и создание ледовых городков.
Старые и новые традиции
Новогодние праздники – это особенные ароматы, запахи мандаринов, пихты, принесенной с мороза, всевозможных пирогов, запеченного в духовке мяса…
Стоит заметить, что Новый год полнится уникальными, узнаваемыми каждым звуками: хруст снега под полозьями саней, бой курантов, звон бокалов и, конечно, мелодичный звук различных колокольчиков.
Колокола являются древним символом защиты, а их форма напоминает небесный купол. В христианстве звон в колокол – это священное объявление о присутствии Христа на богослужении. В буддизме – это резонанс чистой мудрости, символ совершенной гармонии и ясности. В азиатской культуре колокольчик также является гармоническим символом; сам колокол считается женским, а маятник – язык внутри колокола – мужским. Колокольчики стали одними из первых украшений на Рождественской елке. Наряду с конфетами, пряниками, яблоками их подвешивали на ветки елей. Они были маленькими или совсем миниатюрными, выполненные из металла, керамики, фарфора, папье-маше. Их украшали узоры или надписи с пожеланиями счастья, любви.
Ах, колокольчики! Неотъемлемая часть волшебства, веселые глашатаи бабушкиных сказок и преданий!
В моем детстве пихту украшал настоящий шедевр от бабушки Веры Николаевны Кулаковой. Это был сплетенный ею из бисера красно-золотистый колокольчик с каким-то витиеватым узором и тремя крестиками. Он не имел голоса, а вместо языка у него был крученый шнурок, на конце которого в кольце сидел нахохлившийся голубок, связанный тончайшим крючком из белоснежной пряжи.
Вспоминаются строки Ларисы Рубальской:
Только нежность в душе сохраним,
Позабудем былые печали.
Так звени же, звени же, звени,
Колокольчик надежды хрустальный!
Традиция украшать дом и вешать колокольчики на новогоднюю елку пришла к нам из Европы. Считается, что их звон отгоняет злых духов. Изображения колокольчиков часто присутствовали на старинных открытках, позднее встречались и на советских. В Рождественскую ночь над Россией разливался праздничный колокольный звон. В Западной Европе перед полночью старый год провожали приглушенным медленным переливом церковных колоколов, а новый год встречали быстрым и громким перезвоном.
Мишка-Яцек
В моей современной коллекции колокольчиков имеется забавный сувенир – память об одном счастливо закончившемся происшествии. Лет пятнадцать тому назад мы с мужем катались на лыжах в районе станции Воронки. Погода была морозной, но иней на деревьях завораживал, и мы с удовольствием наматывали круги на пятикилометровой дистанции. Вдруг нам навстречу выскочил большой пес на высоких лапах, с круглой мордой и полустоячими ушами. Он метнулся к нам, но, не добежав метров десять, остановился и замер. Это была обычная дворняга, но в хорошем ошейнике, чистая, коричневая с рыжими подпалинами, белыми лапами и белой полоской между ушей. Мы находились далеко от жилых домов, поэтому предложили собаке пирожок с мясом. Замерзшая псина не жуя проглотила пирожок и вопросительно поглядела на нас.
Мы направились домой. Каково же было наше удивление, когда выяснилось, что четвероногий знакомый шел за нами по пятам. Мороз усиливался. Пришлось пустить собаку переночевать, а через три-четыре дня вернуться на Воронки и поискать ее владельцев. Постучав в несколько калиток, мы вызвали истерический собачий лай, который перекрывал голоса вышедших к нам хозяев. Почти в каждом дворе на цепи имелся свой Цербер, а нашего найденыша никто не признавал.
Тем временем песик привык к имени Мишка и совершенно не хотел расставаться с нами. Мы пытались пристроить его к знакомым в частный дом, но видно было, что собака не привыкла жить на открытом воздухе, поджимала лапы и просилась в тепло. Пришлось оставить Мишку себе. Собака оказалась смышленой, чистоплотной, знала несколько команд и довольствовалась теплой подстилкой в коридоре. Никаких проблем Мишка нам не доставлял: с аппетитом ел овсянку, играл с мячиком, не сшибая стулья, деликатно напоминал, что хотел бы прогуляться. В общем, это был уже не юный, серьезный, хорошо воспитанный компаньон, любитель длительных моционов, спокойный и терпеливый в поездках на автомобиле и электричке.
Возвращение домой
Прошел год. На биатлонной трассе проводились республиканские соревнования по лыжным гонкам среди работников коммунального хозяйства. Мы поддерживали наших знакомых, стартовавших на пять километров. В автобусе накрыли столик с горячим кофе, бутербродами. Поблизости от финишного коридора я с Мишкой каталась по утрамбованной лыжне и поглядывала в сторону поворота, где должны появиться лыжники. В первой пятерке, демонстрируя великолепную технику свободного стиля, бежал невысокий, крепкий мужчина лет под пятьдесят. И вдруг Мишка залаял каким-то тонким щенячьим голосом, помчался наперерез финиширующим и прыгнул лапами на грудь этого мужчины. Они упали, но радости обоих не было предела. Мужчина подхватил Мишку на руки и так пересек финишную прямую. «Яцек! Яцек нашелся!» – кричал он, и слезы радости текли по его щекам. Собака, прижав уши, бегала вокруг нас, подпрыгивала, стараясь лизнуть в лицо то меня, то своего, как выяснилось, настоящего хозяина. Мы познакомились. Виктор Алексеевич Козинцев потерял Яцека в прошлом году во время тренировки в районе станции Воронки. Яцек сначала бежал за Виктором Алексеевичем, а потом решил составить компанию его старшему сыну и дочке, которые надумали перекусить возле поваленного дерева. Через несколько минут собака побежала вдогонку хозяину, но что-то ее отвлекло, и она начала метаться. О том, что Яцек потерялся, узнали только тогда, когда отец и дети встретились на биатлонной трассе. Уставшие сын и дочь отправились домой, а Виктор Алексеевич вернулся на Воронки. Уже темнело. В то время мы с мужем и Мишкой-Яцеком уже отогревались дома.
После соревнований Виктор Алексеевич пригласил нас в гости. Жил он недалеко от Госцирка, в двух остановках от нас, и было странно, что встреча Мишки-Яцека с хозяевами не произошла раньше. Воссоединение членов семьи с Яцеком мы отметили торжественно: вкуснейшим борщом, тортом и шампанским.
Предчувствуя расставание, песик тихо скулил и заглядывал в глаза присутствующим. Виктор Алексеевич чесал его за ушком, успокаивал: «Яцек, мы теперь не потеряемся! А в следующие выходные все вместе пойдем на лыжах кататься».
Прощаясь, хозяева вручили нам пакет с бутылкой коньяка и коробкой конфет. А их дочка сняла с елки оригинальный керамический колокольчик: собака в будке. Этот сувенир висит у нас на торшере. Включая лампу, я задеваю колокольчик и вспоминаю очаровательного Мишку-Яцека. Голосок колокольчика звонкий, веселый, а в памяти запечатлелись грустные глаза собаки. Яцек стоял на подоконнике и через стекло глядел нам вслед. Я помахала рукой: «Мы скоро увидимся, дружок!»
Галина ФАДЕЕВА.
На снимке: колокольчик – собачка в будке.
Фото автора.
На снимке: колокольчик – собачка в будке.
Фото автора.
Вчера, 07:00 (0) Просмотров: 6 Номер: 91(13835) Версия для печати