$ - 94.0922
€ - 100.5316

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

Макропруденциальные лимиты начинают и выигрывают


Макропруденциальные лимиты начинают и выигрывают

В России после мартовского падения количество выданных клиентам банков автокредитов продолжает расти пятый месяц подряд. Об этом нам любезно сообщает Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), ссылаясь традиционно на данные своих 4 тысяч кредиторов. И если раньше можно было предположить, что действующая динамика сохранится, то пока я не стала бы этого делать, поскольку буквально на днях весьма интересный документ опубликовал наш глубокоуважаемый регулятор. Этот информационно-аналитический материал красиво озаглавлен «Макропруденциальная политика Банка России: концепция проведения и планируемые решения». Уверена, большинству из вас не терпится узнать, что за смысл скрывается за столь благозвучным термином. Но обо всем по порядку.

Итак, аналитики НБКИ утверждают, что всего в августе текущего года в стране было выдано 55,9 тысячи автокредитов, или на 16,8 процента больше по сравнению с предыдущим июлем, когда показатель был равен 47,9 тысячи единиц. Однако если сравнивать год к году, мы обнаружим, что в августе их число, напротив, сократилось на 38,4 процента (в августе 2021 года – 90,8 тысячи единиц), а по сравнению с «досанкционным» февралем – на 22,9 процента (в феврале 2022 года – 72,5 тысячи единиц).
Как всегда, бдительные эксперты НБКИ напоминают, что среднее значение Персонального кредитного рейтинга (ПКР) заемщика по автокредитам составляет 529 баллов (минимальное значение – 1 балл, максимальное – 999 баллов).
Рада сообщить, что новоиспеченные автовладельцы Башкортостана имеют необходимый уровень ПКР и обеспечивают республике 6-ю позицию в соответствующем августовском рейтинге, построенном для 30 регионов-лидеров по объемам выданных кредитов данного вида. Так что в топ-10 мы попадаем. Жители нашей республики в прошлом месяце получили 2,34 тысячи вожделенных автокредитов, что ровно на 10,2 процента больше, чем в июле, когда их число составило 2,12 тысячи единиц.
Кроме нас наибольшее количество автокредитов среди регионов РФ в августе 2022 года было выдано в Москве (3,46 тысячи единиц), Московской области (3,11 тысячи единиц), Санкт-Петербурге (2,9 тысячи единиц), а также в Республике Татарстан (2,77 тысячи единиц) и Краснодарском крае (2,42 тысячи единиц).
Аналитики считают интересным, что по сравнению с предыдущим месяцем в августе 2022 года рост выдачи автокредитов был отмечен практически во всех регионах РФ. При этом самая серьезная динамика была зафиксирована в Волгоградской (+36,5 процента) и Самарской (+31,6 процента) областях, Чувашской Республике (+29,6 процента), а также в Ставропольском крае (+29,4 процента) и Кировской области (+28,6 процента). Надо сказать, что в Москве и Санкт-Петербурге этот показатель вырос соответственно на 14,7 и 17,7 процента.
Все это вместе взятое дало основания директору по маркетингу НБКИ Алексею Волкову бодро заявить, что после падения в марте, в следующие месяцы сегмент автокредитов постепенно восстанавливался. «При этом существенный рост выдачи в мае-августе объясняется, прежде всего, снижением ключевой ставки Банка России и последовавшим сокращением рыночных ставок. Стоит отметить, что в последнее время и уровень одобрения заявок на автокредиты находится на стабильном уровне в районе 30 процентов. Это свидетельствует о том, что на рынок возвращаются заемщики «хорошего кредитного качества», значение Персонального кредитного рейтинга которых находится на достаточно высоком уровне. Кроме того, восстановлению как сегмента автокредитов, так и всего авторынка способствует и возобновившаяся в июле государственная программа льготного автокредитования», — пояснил Волков.
На тот момент ему не было известно о новом документе Центробанка, который я упомянула вначале, в противном случае, возможно, он высказался бы о действии нового влияющего на ситуацию фактора.
Настала пора сообщить вам, что за информация в нем содержится. Для начала поясню, что макропруденциальное регулирование подразумевает комплекс превентивных мер, направленных на минимизацию системного риска финансового сектора и снижение вероятности возникновения системного же кризиса. Придумали его в конце прошлого века, когда известные довольно широким кругам общественности благодаря Нассиму Талебу «черные лебеди» финансового рынка, и не только его, стали плодиться и размножаться самым неприличным образом. Тогда стало ясно, что во главу угла придется ставить все-таки надзор над всем финансовым рынком, а не только над банковским сектором.
Говорится же в этом информационно-аналитическом материале регулятора о том, что Банк России в I квартале 2023 года планирует ввести количественные ограничения на выдачу потребительских кредитов для банков с универсальной лицензией (это крупные банки с уставным капиталом больше 1 миллиарда рублей) и для микрофинансовых организаций (МФО).
Справедливости ради надо заметить, что ввести эти самые макропруденциальные лимиты (МПЛ) Центробанк намеревался еще с 1 июля 2022 года, но отложил данные мероприятия на фоне широкомасштабного санкционного давления, с которым России пришлось столкнуться в марте текущего года. И теперь в Банке России рассчитывают, что такие ограничения, а лимиты и есть те самые ограничения, будут способствовать замедлению роста кредитных портфелей за счет безмерно закредитованных граждан.
В документе написано, в частности, буквально следующее: «Доступность кредитования может снизиться для заемщиков с уже имеющейся высокой долговой нагрузкой и заемщиков, желающих взять необеспеченный кредит на очень долгий срок. Под ограничения может попасть до 10 процентов от объема кредитов, предоставляемых банками за квартал (в количественном выражении – примерно в 2 раза меньше), и 14 процентов потребительских займов, выдаваемых МФО».
Ну а пока, по данным НБКИ, средний размер автокредита в РФ составил 1,19 миллиона рублей, что на 2,9 процента больше, чем в августе 2021 года, но на 11,9 процента меньше, чем в феврале 2022 года.
Вам наверняка будет интересно, что в прошлом месяце самый большой средний размер выданных автокредитов в регионах РФ среди 30 регионов – лидеров по объемам автокредитования был отмечен в Москве (1,78 миллиона рублей), Московской области (1,57 миллиона рублей), Санкт-Петербурге (1,52 миллиона рублей), а также в Ленинградской области (1,41 миллиона рублей) и Краснодарском крае (1,30 миллиона рублей).
Башкортостан здесь ограничился скромными 0,997 миллиона рублей, причем данный показатель с июля подрос у нас на 2,4 процента. В прошлом месяце он составлял 0,974 миллиона рублей.
Поясняя сложившуюся ситуацию, господин Волков опять же не преминул сослаться на снижение ключевой ставки Банка России и последовавшее сокращение рыночных ставок, а также на возобновление в июле действия государственной программы льготного автокредитования, «которая распространяется только на новые автомобили отечественного производства, цена на которые несколько ниже импортных».
Что будет дальше, особенно начиная с 1 января 2023 года, когда этот новый инструмент (МПЛ), «позволяющий ограничивать долю предоставляемых рисковых потребительских кредитов и займов», вступит в действие, на мой взгляд, предсказать достаточно сложно.
Хорошая новость состоит в том, что у Банка России отсутствуют полномочия устанавливать МПЛ по ипотечным кредитам и, что не менее прекрасно, МПЛ не могут применяться в отношении потребительских займов, обеспеченных залогом автотранспортного средства. Надеюсь, я не открою для вас Америки, если напомню, что автокредитом называется как раз целевой кредит на покупку автомобиля, который становится залогом по этому кредиту.
Еще для общего развития расскажу вам, что, по данным Банка России, в 2018 году доля необеспеченных потребительских кредитов со сроком более 5 лет была ниже 5 процентов. До начала пандемии показатель вырос до 10 процентов, а в середине 2021 года увеличился до 25–26 процентов. Но тут банки вовремя ужесточили свои стандарты, и во II квартале 2022 года сократили их долю до 13 процентов, правда, далеко не все. И это явно не устраивает регулятора.
В числе активных игроков на рынке автокредитования сейчас называют ВТБ и Юникредитбанк. Все они имеют уставной капитал больше миллиарда, и введение МПЛ их наверняка коснется. Как с 1 января 2023 года они и другие банки, которые занимаются автокредитованием, будут строить свою кредитную политику, предсказать довольно трудно. На первый взгляд, выдавать автокредиты могут начать даже более охотно, чем сейчас, и на более привлекательных условиях. Однако слишком уж много факторов действует на ситуацию! А вот с потребительским кредитом наверняка стоит поторопиться, если он вам жизненно необходим. Так бывает.

Динара КОПЕЙКИНА.


Дата создание новости 27-09-2022   Комментарии (0)   Просмотров: 361     Номер: 67(13629)     Версия для печати

19 апреля 2024 г. №27(13771)


«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.