«Алга» в авторитете
В ходе проводимой в Башкирии транспортной реформы на днях был преодолен важный рубеж. Количество поездок, оплаченных безналично, 6 марта впервые превысило оплаченные наличными деньгами. Сегодня по Единой транспортной карте рассчитывается уже каждый четвертый пассажир. Все больше уфимцев и жителей республики начинают понимать, что безналичный расчет – это не только удобно, но и выгодно.
Гони монету!
Помимо борьбы с нелегальными перевозчиками, самым резонансным в ходе реформы был переход на применение онлайн-касс. Как сообщили в Управлении ФНС России по РБ, на сегодняшний день практически весь автомобильный общественный транспорт снабжен соответствующими терминалами, позволяющими проводить расчеты как наличными, так и с использованием банковских или транспортных карт, а также обеспечивать выдачу пассажирам проездных билетов. Терминалы сопряжены с онлайн-кассами, которые, в свою очередь, аккумулируют все сведения о расчетах и направляют в налоговые органы.
Словом, сегодня во всех уфимских маршрутках имеются эти аппараты. Даже если вы и не наблюдаете рядом с водителем «ПАЗа» или «Мерседеса» заветного терминала, будьте уверены, что он в маршрутке есть. Другое дело, что водителю, привыкшему к черному налу, этот аппаратик с чеками – как кость в горле…
На днях пришлось ехать от остановки «Улица Галле» до поселка 8 Марта. Сел в маршрутку №220. Когда остановка была уже близко, достал карту «Алга». А вот терминала рядом с водителем не увидел. Приехали. Протягиваю карту. Тянется и водитель... к себе под ноги. Оказалось, он так далеко спрятал от глаз пассажиров кассу. Только вот пробить билет у него не получается. Потому что терминал попросту не был включен.
- Батарейки быстро садятся, - начинает придумывать версию недобросовестный извозчик.
Пока включил терминал, пока тот заработал, прошла пара минут. И все это время полная пассажиров маршрутка ждала, когда же наконец произойдет оплата…
Факт остается фактом: многие водители коммерческого транспорта до сих пор либо прячут аппараты для оплаты подальше, либо настаивают на расчете наличными, ссылаясь на технические неполадки («терминал долго включается», «закончилась кассовая лента», «произошел сбой в программе» и т.д. и т.п.).
Объясняется все просто: информацию о расчете банковской или транспортной картой не скроешь, она тут же уходит в налоговую, а наличку (если пассажир не попросил за нее проездной билет) можно неучтенной положить в карман в виде «черного нала». Что и делали нелегалы последние годы.
Но уже совсем скоро, через три с небольшим месяца, играть «в прятки» и собирать неучтенную выручку, работая «мимо кассы», будет себе дороже. С 1 июля в республике, как и по всей стране, начнут действовать отсроченные на год штрафы за отсутствие терминалов безналичной оплаты в салонах автобусов. Согласно российскому «транспортному» закону, упорядочившему правила на рынке пассажироперевозок и вступившему в силу летом прошлого года, все перевозчики обязаны оказывать услуги по безналичной оплате проезда.
- Тех, кто не установит в срок контрольно-кассовые аппараты, с 1 июля мы начнем беспощадно штрафовать, – заявил на заседании Правительства республики Глава региона Радий Хабиров. – Сейчас наша задача – предупредить перевозчиков, что это требование федерального законодательства. Хочется, чтобы они работали нормально, без стресса.
Напомним, штраф за неприменение кассовых аппаратов в автобусах составит 30 тысяч рублей при первом выявленном случае и до 1 миллиона рублей – при повторном.
«Счастливый час» для каждого из нас
Помнится, летом прошлого года, когда впервые объявили о начале внедрения в республике Единой транспортной карты, скептиков было хоть отбавляй. «Да не пойдет проект, зачем нужна эта карта, если в маршрутке у частника льгот по ней нет?» Но прошло семь месяцев, и сегодня карта «Алга» показала, что заслуживает доверия.
Уже с первых дней ее внедрения можно было экономить на разовых поездках в автобусах «Башавтотранса», а затем и в троллейбусе, трамвае. После того как появился тариф «Счастливый час», когда, заплатив за билет лишь один раз, можно в течение часа делать несколько пересадок на любых городских государственных маршрутах, популярность «Алги» заметно выросла. Как сообщил корреспонденту «Вечерней Уфы» руководитель «Башавтотранса» Надир Самиев, пользуясь тарифом «Счастливый час», пассажиры совершили уже 512 тысяч бесплатных пересадок, сэкономив при этом 11 миллионов рублей…
Символическая, между прочим, цифра. До начала транспортной реформы налоги в пассажирских перевозках платил, по сути, только «Башавтотранс». Например, в 2018 году государственный автоперевозчик перечислил в бюджет 600 миллионов рублей, а все частные перевозчики вместе взятые - всего 11 миллионов. При том, что тогда «Башавтотранс» занимал лишь 15 процентов рынка.
Еще два года назад коммерческий транспорт, выполняющий в Башкирии большую часть всех перевозок, не имел контрольно-кассовой техники и фактически не учитывал значительную часть обслуживаемых пассажиров. Сейчас ситуация кардинально меняется, общественный транспорт наконец выходит из тени.
- Всего за минувший год на рынке пассажироперевозок РБ было проведено 52,6 миллиона транзакций оплат проезда на общую сумму более 1 миллиарда рублей, из них 24 процента – по карте «Алга», – отметил председатель Госкомтранса РБ Тимур Мухаметьянов. - Доля пассажиров, предпочитающих безналичный способ оплаты проезда, растёт. Это не только удобно для них самих, но и положительно сказывается на прозрачности оборота денежных средств, налоговых отчислениях перевозчиков в бюджет.
- Эти цифры показывают, что мы идем в верном направлении, постепенно приводим сферу транспорта к современному состоянию, - отметил Глава РБ Радий Хабиров.
Сергей ОСАДЧИЙ.
20-03-2020 (0) Просмотров: 876 Номер: 19(13398) Версия для печати