Город берут в "кольцо"
Вечер пятницы, и, казалось бы, до долгожданных выходных за городом рукой подать. Но не тут-то было - по дороге в сторону аэропорта снова застреваем в пробках... Остается медленно плестись в веренице таких же "узников" каменных джунглей.
А мимо спокойно проезжают велосипедисты - вот кому не приходится беспокоиться о транспортных "тромбах", вечно растущих ценах на бензин и вреде сидячего образа жизни...
Конечно, времена, когда на велике можно будет добираться, скажем, до работы, пока не наступили. Но все больше и больше людей предпочитают пересаживаться на двухколесные транспортные средства - не важно, используются ли они для вечерних прогулок или путешествий за город, поездок по магазинам или развоза почты. В любом случае, здоровая инициатива частично разгружает трассу, а также отлично заменяет походы в спортзалы.
Сегодня делаются первые шаги для развития велоинфраструктуры столицы. Так, в июне произошло событие, которого с большим нетерпением ждали многие - утвердили городскую целевую программу "Развитие велоинфраструктуры в городском округе город Уфа Республики Башкортостан на 2013-2017 годы". Она состоит из множества пунктов, среди которых - создание городских велосипедных линий и специализированных прогулочных маршрутов, недостающих городу велопарковок, а также вело- и скейт-парков, показавших свою востребованность у молодежи.
Великам везде дорога. Будет
"Я буду долго гнать велосипед", - поется в небезызвестной песне Александра Барыкина на стихи Николая Рубцова. Однако в городе о езде без препятствий можно только мечтать - по пути приходится объезжать пожилых уфимок, оживленно что-то обсуждающих прямо на велосипедной дорожке (еще и вслед раздается - "катаются тут!"), затем следует слишком высокий бордюр, "перепрыгнуть" который новичку страшновато, а потом "выделенная линия"... заканчивается.
Конечно, велосипедные дорожки пока далеки от совершенства, но это только вопрос времени. Согласно целевой программе, до 2017 года планируется закольцевать весь город специальной "трассой" для велосипедистов - в общей сложности планируется проложить 150 километров дорог. И работы в этом направлении активно ведутся - на 2013 год запланировано и начато обустройство велодорожек на улицах Сельская Богородская, Менделеева, Маршала Жукова, на проспекте Октября, а также в столичных парках (схему маршрутов вы найдете на 3-й стр. номера). Специалистов, да и просто любителей такой подход не может не радовать.
- Мы много раз встречались с главой Администрации столицы Иреком Ялаловым, общались по поводу велодорожек - высказывали различные предложения, пожелания велосипедистов. Все они нашли отражение в целевой программе, касающейся развития велоинфраструктуры, - рассказывает вице-президент Федерации велосипедного спорта России Ринат Латыпов. - Планов много, к примеру, в нынешнем году начнется проектирование и строительство велокольца на спортивно-оздоровительном комплексе "Биатлон" в районе поляны "Здоровье", протяженность которого составит 2,6 километра. Здесь смогут кататься все желающие - дети, родители, гости города.
Ринат Нигматьянович с улыбкой признается, что лет тридцать тому назад о подобной популярности велосипедов, а тем более развитии всей необходимой инфраструктуры можно было только мечтать. На людей, крутящих педали, смотрели как минимум с удивлением. Сегодня все по-другому - на улицах полно велосипедистов, а в майском пробеге приняли участие более трех тысяч человек. В следующем году планируется сделать его еще более массовым - до шести-семи тысяч человек.
В городской программе развития велоинфраструктуры обозначены приоритетные магистрали, которые и будут в своей основе составлять велосипедное "кольцо", а также перспективные направления, расширяющие возможности применения двухколесных друзей. Третьим пунктом значатся прогулочные велодорожки в лесопарковых зонах, которых на сегодня выделяют шесть - парк Лесоводов, "Кашкадан", парк имени Мажита Гафури, Мемориальный парк, Парк Победы и СОК "Биатлон".
Добавим, на финансирование программы планируется выделить до 2017 года из городской казны 234 миллиона рублей, ежегодно на развитие велосипедной инфраструктуры будут тратить по 46 миллионов рублей.
Разрешите припарковаться...
Парковки сейчас актуальны не только для автомобилистов, но и велосипедистов. Еще пару лет назад о выделенных местах для транспорта говорить не приходилось - чаще всего хозяева сами решали вопросы защиты от угонов. Впрочем, первые стоянки для "железных коней" появились уже тогда - к примеру, в Уфимском государственном авиационном техническом университете. В данный момент велосипедо-места оборудуют около торгово-развлекательных комплексов и крупных магазинов (главным образом спортивных).
Согласно программе по развитию велоинфраструктуры до 2017 года планируется обустроить пятьсот велосипедо-мест, тридцать из которых должны появиться уже в нынешнем году. Кстати, одной из первых стоянку оборудовали около здания Администрации столицы.
Во время одного из совещаний, посвященных развитию велоинфраструктуры, заместитель главы Администрации столицы Рамил Дильмухаметов отметил, что забота о клиентах торгово-сервисных комплексов не должна заканчиваться только обустройством автомобильных стоянок. Растет число велосипедистов, а значит, важно обеспечить все необходимые условия и им:
- Кроме того, в ряде крупных городов вошло в практику то, что коммерческие структуры помогают городу в его обустройстве. В Уфе уже около девятнадцати инвесторов строят ряд спортивных объектов в рамках сотрудничества муниципалитета и бизнеса. Поэтому мы предлагаем бизнесу подключиться в данном случае - к развитию велосипедной инфраструктуры. А конструкция, предназначенная для парковки велосипедов, может использоваться и как дополнительное рекламное место.
Из дальних странствий возвратясь
Велосипеды пользуются популярностью в большинстве стран мира. Так, наш собеседник Ринат Латыпов побывал в 1994 году в Кейптауне, где как раз состоялся массовый велопробег. Трасса составила ни много ни мало 132 километра, смельчакам предстояло объехать знаменитую гору Тэйбл Маунтин (Столовая гора) и финишировать на берегу Индийского океана.
- Все желающие стартуют в пять утра, тогда к забегу присоединились 32 тысячи человек, приехавшие со всех концов Южной Африки, а также с других континентов, - рассказывает Ринат Нигматьянович. - Яркий спортивный праздник пользуется большой популярностью у местных жителей - многие специально берут отпуск на эти дни, не жалеют времени на дорогу. А она неблизкая - кто-то целую неделю добирается до места забега, столько же уходит на обратный путь.
Люди приезжают сюда целыми семьями, поэтому на берегу океана очень многолюдно. Не все решаются преодолеть многокилометровую дистанцию, кто-то остается в качестве болельщиков. Первыми финишируют спортсмены, а затем к ним присоединяются все остальные.
- Велосипед самый удобный вид транспорта в мире, не требует особых затрат, а добраться на нем можно не только до ближайшего магазина, но и на более далекие дистанции, - заверяет Ринат Латыпов. - Есть надежда, что и у нас многие сделают выбор в пользу именно этого вида транспорта.
Ирина НУРИМАНШИНА.
Фото Дмитрия МУХАМЕТКУЛОВА.
Фото Дмитрия МУХАМЕТКУЛОВА.
26-07-2013 (0) Просмотров: 1 966 Номер: 144(12292) Версия для печати