UrbanБайрам-2015
Будущее столицы. Перезагрузка
Три дня Уфа жила под знаком III Международного градостроительного форума UrbanБайрам, который из года в год собирает на одной площадке специалистов по урбанистике, архитекторов, строителей, представителей бизнеса и власти. В четверг эксперты обсуждали программу "Стратегия развития Уфы до 2030 года", пятницу посвятили вопросам транспорта и мобильности горожан. Интересной и насыщенной стала суббота - в этот день свои двери открыл Фестиваль районов Уфы, в ходе которого состоялись выставка "Районы Уфы. Перезагрузка", фотопроект "Лица Уфы", Международный ресторанный день, лекции по урбанистике, дизайн-игры, различные воркшопы, а также новый формат презентаций РechaКucha Night с краткими докладами сообществ и активистов города.
Общественный транспорт - ответ кризису
Хорошо налаженная система общественного транспорта - это одна из важных составляющих экономики, способная обеспечивать приток инвестиций. Для решения проблемы пробок на дорогах необходимо пересаживаться на автобусы, троллейбусы и трамваи. Но пока они не на первых ролях и уступают его величеству автомобилю. Таким был лейтмотив "круглого стола", посвященного реформированию системы общественного транспорта в крупнейших городах страны.
Руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов рассказал об опыте Москвы по наведению порядка в транспортном хозяйстве. Как и во всех городах, автобусы в столице не выдерживали критики с точки зрения безопасности и комфорта. Они были непредсказуемы, многие выезжали на маршруты только в часы пик. Муниципальный транспорт "специализировался" главным образом на льготниках, а основные прибыли доставались частным перевозчикам. По словам первого заместителя главы Администрации столицы Александра Филиппова, такой расклад не идет на пользу муниципальным перевозчикам, их доходы в итоге оказываются в пять раз ниже.
- Москва стала первым городом, который пошел по пути глобальных изменений, - говорит Василий Колташов. - В столице решились на интеграцию коммерческих перевозчиков в единую систему и определили основные принципы, один из которых - приоритет общественного транспорта по отношению к личному. При этом должны учитываться интересы пассажиров и существовать единые стандарты, которые разрабатывает и выдвигает город.
Сегодня Москва предлагает коммерческим структурам пятилетние контракты, дающие возможность работать с уверенностью в завтрашнем дне. В столице введено единое билетное меню, имеющее различные варианты на автобусах, трамваях, троллейбусах, удобные определенным категориям пассажиров.
- В 2009-2010 годах одним из пунктов антикризисной программы России было стимулирование продаж легковых авто, что в конечном итоге привело к значительным пробкам. Но с точки зрения экономики мера была эффективной. Почему бы сегодня не увеличить производство современных российских низкопольных автобусов - это позволит с одной стороны решить транспортные проблемы мегаполисов и создать надежную, предсказуемую, основанную на постоянной циркуляции систему, а с другой - загрузить российское производство, - сказал Василий Колташов.
По его словам, реформа в Москве еще не завершена, но главными ее принципами можно воспользоваться уже сейчас, изменив к лучшему ситуацию с транспортом и пробками в российских городах.
Для того чтобы в Уфе определиться с самыми популярными маршрутами городского транспорта, на помощь пригласили... школьников. По заданию учителей они должны были провести мини-опросы родителей, друзей и родственников, чтобы помочь сформировать транспортную карту города. Исследование, может быть, и не претендует на стопроцентную объективность, но определенную картину создать позволило.
О том, как решалась проблема транспортного коллапса в Лондоне, рассказала главный руководитель отдела стратегического моделирования корпоративного департамента "Transport for London" Ольга Фельдман. В "туманном Альбионе" тоже пошли по пути интеграции.
- Мы пытаемся улучшить систему в целом, особенно в плане предоставления информации для туристов. К примеру, на "зебре" можно прочесть, в какую сторону едет поток машин, - делится Ольга Фельдман. - Во время летних Олимпийских игр в 2012 году мы вешали много слайдов, предоставляли сведения о том, как пройти или проехать до определенных объектов. Сегодня продолжаем пользоваться опытом Олимпиады.
Директор МУЭТ Уфы Аскар Фазлыев рассказал, как дальше будет развиваться система городского электротранспорта. По его мнению, первоочередная задача на сегодня - восстановить разорванные трамвайные пути.
- Мы предлагаем закольцевать северную трамвайную линию и сделать кольцо в центре города, разместив пути на улицах Цюрупы и Валиди, - отметил он. - В дальнейшем предлагаем расширить трамвайные линии, начать тянуть их во вновь возводимые микрорайоны.
Аскар Асхатович остановился и на транспортно-пересадочных узлах городской электрички, отметив, что они необходимы на ГДК, Гастелло и Правой Белой. Перспективной ему представляется и идея канатной дороги от Инорса до ипподрома "Акбузат" либо от Демы до Пушкинского трамвайного кольца на Телецентре.
"Круглому столу" предшествовала пленарная сессия, темой которой стала "Транспортная политика как драйвер экономического роста городов". В ней принимал участие глава Администрации столицы Ирек Ялалов. Он отметил, что в Уфе многое делается для того, чтобы популяризовать общественный транспорт - начиная с систематической замены подвижного состава, бесплатной сети Wi-Fi, специальных программных продуктов, связанных с оплатой проезда.
- Тем не менее мы пока не можем создать альтернативу частному автомобилю, который более комфортабелен, с учетом того, что таких серьезных, гигантских пробок, как в ряде городов Российской Федерации, в Уфе пока нет.
Ирек Ишмухаметович подчеркнул, что сейчас стоит сложная задача - сформулировать идею дальнейшего развития общественного транспорта. Рассматривалось много предложений, начиная от вариантов скоростного трамвая и заканчивая метробусами.
- Но такие, казалось бы, лежащие на поверхности решения, учитывающие географию нашего города, когда четко напрашиваются продольные и поперечные связи, на которых должен работать большеформатный транспорт, не нашли поддержки. Возможно, из-за того, что мы их недостаточно активно пропагандировали, - заявил Ирек Ялалов.
Соседи начинают и выигрывают
За три дня работы UrbanБайрама в череде "круглых столов", конференций, лекций, воркшопов в адрес молодой команды планировщиков, три года назад всю движуху затеявшей, звучали самые разные отзывы. Некоторые комментарии, не скрою, выглядели довольно жестко. При этом никто не оппонировал одному из краеугольных подходов отдела стратегического планирования "АПБ" Уфы. Речь о стремлении начать диалог между уфимцами и муниципалитетом, публично проговорить проблемные и важные моменты, влияющие на развитие города.
- Прежде чем принять решение, необходимо понять, поддержат ли его жители. Для этого и нужны такие открытые площадки, как наш форум. Важно сформировать общее видение Стратегии развития Уфы до 2030 года: представить, каким станет город, помечтать, может быть. А уже потом прорабатывать механизмы реализации получившегося образа, - говорит директор форума Ольга Сарапулова.
Яркой иллюстрацией этой позиции стала масштабная дискуссия, получившая название "Перезагрузка районов Уфы".
Исходной является идея сделать Уфу городом уникальных районов. Такова особенность пространственного развития столицы республики - наш город поделен на части. Дема, Сипайлово, Инорс, Затон, Зеленая Роща, Нижегородка не похожи друг на друга, они возникли в разное время и отделены естественными границами. Каждый из районов (отметим, что это разделение не совпадает с официальным делением города) представляет собой своеобразное локальное сообщество. Как сделать их самодостаточными? Как в каждом создать "точки притяжения"? Как добиться того, чтобы жители, например Сипайлово или Затона не чувствовали себя обделенными?
Организаторы серьезно подготовились к разговору. В августе и сентябре в городе проходили пикники "День соседа", приглашающие уфимцев включиться в процесс реорганизации "ближнего пространства". Формат пикников позволил собрать мнения людей, их отношения к месту проживания, выявить культурные коды жителей, уровень их сплоченности.
"Сколько можно брюзжать и критиковать! Давайте вместе менять город!" - эти призывы архитекторов и урбанистов возымели действие. После "Дней соседа" были сформированы группы активистов, прошли проектные семинары, на которых провели углубленные исследования районов по определению центров, неблагополучных зон, пешеходных связей.
Результаты этих исследований вынесли на "стены" павильонов, сооруженных на первом этаже "ВДНХ-ЭКСПО". Мнения жителей, сильные и слабые стороны, потенциал и возможные угрозы развития территорий - все это с одной стороны эмоционально, а с другой - аргументированно дополняло семинары и лекции, посвященные перезагрузке.
Вот, например, эпитеты, касающиеся Демы, - поэтичная, сонная, болотистая, заботливая, компактная, родная, та, где время течет по-другому. На стендах посетители читали, что Дема может утратить свою самобытность, локальное сообщество, застройку человеческого масштаба и сложившийся пешеходный центр, превратиться в спальный район. Но при условии создания биотехнологического кластера на базе "Иммунопрепарата" и введения альтернативных вариантов общественного транспорта мы получим современную, комфортную для проживания территорию.
Инорс его жители видят недолюбленным, детским, конечным; в Зеленой Роще - крутой, ветреной, холмистой, профилактической, вместительной - "пахнет пряниками и конфетами", там живут медведи, там устраивают пикники; в Затоне "все время что-то летает над головой".
Общественные обсуждения предварил "круглый стол". Свое видение проблемы представили чиновники Уфы и зарубежные эксперты - Винсенте Гуайарт (Испания), Ико Мильоре (Италия), Пан Хайсяо (Япония). Далее провели четыре профильных воркшопа - "Самая современная школа в Деме", "Преобразование улицы Максима Рыльского", "Благоустройство озера в Нижегородке", "Культурный центр в Черниковке". Главными действующими лицами каждого были жители обсуждаемых территорий. Скажем, проекты благоустройства озера в Нижегородке выдвигали учащиеся школы № 24. И среди их идей нашлись вполне рациональные.
Все предложения приняты отделом стратегического планирования администрации для дальнейшей проработки.
Взят курс стать городом здоровья
Одним из несомненных достижений нынешнего градостроительного форума можно считать обращение к проблеме оздоровления населения. Развитие человеческого потенциала, которое ставится сегодня во главу угла, невозможно без повышения качества жизни населения, физического, психического и социального здоровья горожан. Именно об этом говорилось на "круглом столе", посвященном теме " Уфа - город здоровья XXI века". И хотя дискуссия получилась не столь масштабной, как прочие мероприятия форума, курс, взятый на создание комфортной здоровьесберегающей среды, не может не обнадеживать.
Александр Антонов, член правления НП "Объединение планировщиков", член международной организации городских и региональных планировщиков ISOCARP, выступивший модератором "круглого стола", обратил внимание собравшихся на то, как эволюционировали функции города. Первоначально человек стремился в город ради безопасности, затем высоко ценилась возможность найти в крупном поселении работу, потом горожанина привлекал комфорт. Может быть, следующей стадией станет здоровый город? Ведь сейчас мы бежим из него, чтобы поправить здоровье. Накануне уик-эндов на выезде из мегаполиса выстраиваются многокилометровые очереди - люди стремятся на природу, на свежий воздух. Не настало ли время повернуть ситуацию?
В Уфе сейчас проживают 1 миллион 115 тысяч человек. При самом благоприятном прогнозе через 15 лет численность жителей столицы республики составит 1 миллион 270 тысяч. Но едва ли события будут развиваться так, как хотелось бы. Вполне возможно, что Уфа прирастет лишь 23 тысячами горожан. Пока высока смертность населения, к 2030 году средняя продолжительность жизни в лучшем случае составит 77 с половиной лет. Значительно повысить рождаемость не представляется возможным. А вот сократить смертность, поднять продолжительность жизни вполне вероятно. Один из вариантов - как раз-таки здоровый город.
Медицинскую модель, доминировавшую большую часть ХХ века, вытесняет модель социальная, согласно которой здоровье является результатом целого ряда социально-экономических, культурных и средовых факторов, таких как доходы и качество жилья, уровень образования и культуры, благоустройство мест обитания и развитие транспорта, качество и доступность медицинской помощи. Эти моменты влияют на образ жизни людей, вероятность возникновения недугов и риска преждевременной смерти.
Здоровье стали осознавать главной движущей силой и ресурсом социального и экономического развития. О том, как оздоровить население, спорят не только медики, но и политики. И в сознании людей здоровье все больше связывается с успешностью.
Уже несколько лет в России активно развивается проект "Здоровые города". Он охватил Чебоксары, Великий Устюг, Ставрополь, Новосибирск, Ульяновск, Ижевск. Работа ведется по следующим ключевым темам: здоровье в пожилом возрасте, здоровое городское планирование, оценка воздействия на здоровье, активный образ жизни. Проект реализуется пятилетними фазами. Акцент сделан на межведомственном партнерстве, когда решением названных вопросов занимаются не только органы здравоохранения, но и все городские структуры. Таким образом, преимущество проекта - в комплексном подходе.
Начинать можно с малого - например, с пропаганды здорового образа жизни, с ярких примеров. В Уфе стали привычными "Зарядки с чемпионом". В этом же ряду можно назвать "Прогулки с кардиологом", которые активно практикует Республиканский кардиологический центр.
Такие простые, результативные и не требующие значительных вложений оздоровительные проекты нужны сегодня столице республики. И главный пункт - необходима заинтересованность жителей. В условиях ограниченных ресурсов (это обычная ситуация для большинства регионов) успех возможен только при участии горожан. Здоровье должно стать образом жизни всего мегаполиса, приоритетом для каждого уфимца.
Ольга Панчихина, председатель Общественной палаты РБ, предложила 2016-й год объявить Годом здоровой Уфы. По мнению Ольги Юрьевны, лед сдвинет система небольших грантов, вручаемых на реализацию народных идей. Примером такой общественной инициативы послужило выступление одного из участников "круглого стола", рассказавшего о ледовых площадках, которые прошлой зимой заливались во дворах по инициативе жителей.
Говорили о здоровой еде. Наркес Хайруллина, заместитель начальника отдела стратегического планирования "АПБ" Уфы, предложила создать в шаговой доступности точки продажи экологически чистых продуктов. Это могут быть небольшие магазины или круглогодичные фермерские рынки.
Прозвучало предложение открыть на первых этажах жилых зданий врачебные кабинеты, где семейные доктора или фельдшеры вели бы первичный прием и при необходимости направляли пациентов к узким специалистам либо в диагностические центры. По мнению первого заместителя министра здравоохранения республики Рустема Валеева, этот путь сегодня предпочтительнее строительства дорогостоящих крупных медицинских центров. Идея заинтересовала заместителя главы Администрации Уфы Искандера Сираева, который отметил, что площади под такие кабинеты город сможет найти.
Все отходы – по ранжиру
В рамках фестивального дня UrbanБайрама прошел целый ряд мероприятий, рассчитанных на широкую публику. Уфимцы не только с охотой участвовали в "круглых столах" и обсуждениях городских районов, но и интересно проводили время. Так, горожане с охотой писали свои предложения, которые потом прикреплялись прямо на карту городских районов. Порой среди вполне себе прозаических пожеланий ("Нужна круглосуточная аптека" или "Постройте нормальную столовую или кафе") можно было встретить настоящие крики души...
Лекции и воркшопы организаторы постарались разбавить мастер-классами, призванными расшевелить зрителей и отвлечь их от долгих разговоров. Кто-то осваивал каллиграфию, другие рисовали пастелью, а третьи изучали принципиально новый подход к мусору. Вообще, программа, связанная с отходами, которые в огромных количествах производит мегаполис, оказалась на редкость насыщенной и разнообразной. Сначала ведущая учила по-новому смотреть на то, что мы привыкли считать обычным. Некоторые идеи лежат на поверхности: так, если отказаться от "одноразовых" пакетов из магазина, заменив их изящными и аккуратными авоськами и тканевыми сумками, можно не только сохранить природу, но и сэкономить. Достаточно подсчитать, сколько денег мы тратим на полиэтиленовые "маечки", которые, к тому же, не разлагаются сотни лет, чтобы убедиться - это как раз тот случай, когда копейка рубль бережет.
А еще можно сортировать отходы и сдавать их на переработку. Причем, как выяснилось, сортировка мусора - дело непростое. Настоящие профессионалы буквально на глаз отличают сорта и виды полимеров, из которых делают емкости для воды, газировки, подсолнечного и машинного масла, разделяют картон и бумагу, фольгированную упаковку и сосуды, покрытые пластиковой пленкой... "Все это важно при сортировке отходов", - объясняет эксперт.
Закреплять полученные знания на практике все желающие отправились на площадку, где был запланирован чемпионат по сортировке мусора. На бетонный пол вывалили целую кучу самого разнообразного хлама, который предстояло расфасовать в цветные баки и сумки, учитывая все нюансы. Вы, например, знали, что пластиковые бутылки нужно складывать в одну емкость, а не менее пластиковые крышки от них - в другую, ведь утилизируются они по разным техническим процессам? Вот и участникам чемпионата предстояло узнать все это на своем опыте.
Победила, конечно, дружба, ведь целью акции было большое общее дело - защита окружающей среды. Самые активные "сортировщики" получили призы от спонсоров - и тут же отправились в другой угол фестивальной площадки, где разместился уголок домашней кухни. Вот где радовалась душа любого гурмана! Хотите зарядиться энергией, отведав спортивного коктейля по секретному рецепту? Или полакомиться домашними сладостями? Попробовать микс из еврейской кухни, закусив копченным на вишневом дыму куриным яйцом? Неудивительно, что в этой части павильона вскоре было не протолкнуться...
Давайте начнём работать!
В Доме Республики Глава Башкортостана Рустэм Хамитов провёл встречу с экспертами III Международного градостроительного форума "UrbanБайрам". Обсуждались вопросы территориального развития городских округов республики, реформирования системы общественного транспорта, формирования комфортной городской среды.
Как отметил Рустэм Закиевич, в столице республики еще многое предстоит сделать:
- Ваши знания и умения, безусловно, важны для нас. Вы знаете, что Уфа - интересный, симпатичный город. Но в то же время у нас, конечно, ещё много работы. Мы только начали трудиться над изменением внешнего облика и внутреннего содержания Уфы.
Глава Администрации столицы Ирек Ялалов рассказал о работе над Стратегией развития Уфы, презентованной в рамках форума. В этом документе будут зафиксированы цели развития столицы Башкортостана и сформирована система мер по их достижению до 2030 года.
Приглашенные эксперты из Москвы, Китая, Италии дали оценку современному состоянию Уфы и предлагаемой стратегии её развития.
- Я вдохновлен лозунгом, который произнес Ико Мильоре (архитектор, сооснователь студии Migliore + Servetto) "Давайте начнём работать". Я предлагаю не откладывать это действо, а немедленно приступить. Хочу поблагодарить вас за то, что вы у нас сегодня были в гостях. Большое спасибо. Давайте вместе трудиться, - подытожил Глава республики.
Ирина НУРИМАНШИНА, Людмила КОНДРАШОВА, Дмитрий МУХАМЕТКУЛОВ.
Фото Дмитрия МУХАМЕТКУЛОВА.
Фото Дмитрия МУХАМЕТКУЛОВА.
24-11-2015 (0) Просмотров: 1 410 Номер: 226(12874) Версия для печати