Испытание на прочность
Плавят, морозят, прессуют и режут
С асфальтом в дорожно-строительной лаборатории МБУ “Служба заказчика и технического надзора по благоустройству городского округа город Уфа” не церемонятся. Требования ГОСТом предусмотрены жесткие, если не сказать безжалостные. Есть и статистика, которая это подтверждает. Правда, не очень веселая...
- За три года, прошедшие с момента создания службы, еще ни разу не приняли работу дорожников с первого раза, - начинает разговор на больную тему начальник лаборатории Василий Ивлев.
Он констатирует, что до сих пор не приняты ремонтированные в 2015-м улица Айская, проспект Октября на отрезке от улицы Округа Галле до остановки “Фирма “Мир” (правая полоса), дорога “Уфа - Аэропорт”. Проблемный участок остался на проспекте Салавата Юлаева. Как потеплеет, подрядчикам придется взяться за устранение недостатков, причем за свой счет: все объекты на гарантии - четыре-пять лет в зависимости от условий договора.
- В нашем распоряжении порядка шестисот наименований оборудования, - отмечает Василий Александрович и демонстрирует сушильный шкаф, специальные весы, прессы и с десяток других, более сложных устройств.
По его словам, сначала асфальто-бетонную смесь нагревают и отмеряют необходимое количество для образца. Последнему придают форму небольшого (сантиметров в десять) цилиндра, выдерживают три минуты под прессом. И только через сутки начинается настоящий экзамен.
Образцы проверяют на водонасыщение, отправляют и в водяную баню, где имитируются агрессивные погодные условия - жара, мороз, “нулевые” скачки температуры, после испытывают под прессом. Оказывается, есть еще такое понятие, как сдвигоустойчивость. Простой пример - поворот с улицы Сипайловской на улицу Жукова. На спуске в сторону Спайлово дорога до ремонта “шла волнами”, а сейчас все в порядке благодаря новому покрытию из щебеночно-мастичного асфальтобетона (ЩМА). Однако на том же участке пути, на подъеме, растянулась глубокая колея: традиционный, более дешевый асфальт не выдержал тяжеловесных авто на столь оживленной магистрали.
- В ЩМА больше щебня. Это как стена - кирпичик на кирпичике. Материал надежнее, кроме того, он исключает аквапланирование. Кстати, Госкомитет РБ по транспорту и дорожному хозяйству выставил подрядным компаниям требования по повышению прочности и стираемости щебня. Теперь для автомобильных дорог с интенсивностью движения более пяти тысяч машин в сутки в приготовлении АБС будет применяться материал с лучшими характеристиками, - объясняет Василий Ивлев.
Любопытно, что коллектив лаборатории принимал участие в разработке стандарта по битумам - испытывал множество материалов на станке, имитирующем колесную нагрузку.
- А вот и образцы, - Василий Александрович указывает на несколько квадратных плит с глубокими следами от “автомобильных шин”. Видимо, тест оказался слишком сложным. Хотя пара образцов все же приятно удивила.
Вообще, горячая пора для лаборантов стартует немного позже. Говорят, летом привыкли работать до ночи, а порой и без выходных. Дорожникам, решившим схалтурить, еще ни разу не удавалось обойти контроллеров. Во-первых, анализ смеси осуществляют до начала ремонта, во-вторых, непосредственно на участке. Без предупреждения служба приезжает и для взятия пробы уже укатанного покрытия.
- Подтасовать результаты тоже нереально. Показания каждого станка, прибора выводятся на компьютер, после чего фиксируются в соответствующих документах, - уточняет начальник лаборатории. - Хотят подрядчики или нет, но всем им придется считаться с новыми требованиями. Впрочем, как и другим ответственным службам. Если в ближайшее время ситуация не исправится, и руководство, и нас всех просто попросят с работы!
Арина АСТАФЬЕВА.
НА СНИМКЕ: инженер Ольга Рахимова определяет гранулометрический состав ПГС.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
НА СНИМКЕ: инженер Ольга Рахимова определяет гранулометрический состав ПГС.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
25-03-2016 (0) Просмотров: 1 497 Номер: 56(12954) Версия для печати