Продовольственный рынок
Место встречи изменить нельзя
Один из главных факторов благополучия населения мегаполиса - обеспечение качественными и доступными продуктами. И в этом большое значение имеет проведение сельхозярмарок, пользующихся большой популярностью у уфимцев. А для самих сельчан ярмарки - это возможность реализовать свою продукцию без каких-либо преград.
Ах, картошка - объеденье!
На территории Уфы действуют 6 фермерских рынков и 11 площадок, на которых проводятся ярмарки выходного дня. “Всего в 2017 году было проведено более 2 тысяч ярмарок. Здесь мы являемся абсолютными лидерами среди крупных городов Российской Федерации”, - отметил глава Администрации столицы Ирек Ялалов.
Горожане привыкли, что на площадках практически во всех районах города каждые выходные можно купить свежие продукты у тех, кто их производит. Такая форма торговли весьма востребована, и не только людьми с небольшим достатком. Сюда идут и те, кто привык отовариваться в сетевых магазинах. Но там вкусную картошку из Караидели или мясо из Благовара не продают. А на ярмарке - и овощи с местных полей, и мясо от фермеров из десятков районов, и выбор огромный.
За этим изобилием привезенной продукции - большая работа властей. Еще в июне выходит постановление главы Администрации столицы об организации сельхозярмарок, где все четко расписано: и места проведения, и план мероприятий.
- По сути, сельскохозяйственные ярмарки - это наша городская продовольственная программа. Еще с 2010 года работает схема, когда за каждым районом города закреплены конкретные сельские районы республики. До сих пор существует практика сельхозобозов, - говорит начальник Управления по предпринимательству, потребительскому рынку и туризму Администрации Уфы Ольга Завьялова. - В прошлом году серьезные испытания аграриям преподнесла погода. Мы опасались, что у нас будет нехватка овощной продукции, написали, что готовы по просьбе сельчан увеличить количество площадок, лишь бы только они завезли нам необходимый объем продуктов. Представители районов города выезжали в сельские районы, договаривались заранее, сколько нужно будет привезти, какого числа, на какую площадку. В итоге, например, картофеля было завезено всего на 2% меньше, а ведь его урожай был хуже. И цена на него была практически на том же уровне, что и годом ранее. Так что на потребительском рынке Уфы удалось сохранить стабильность, и жители столицы, привыкшие по традиции закупать впрок местный картофель и овощи на осенних городских ярмарках, не столкнулись с дефицитом.
Ярмарка - фермеру подмога
...Недавно появилась информация о том, что Евросоюз хочет подавать в суд на Россию из-за того, что в ответ на санкции Запада наша страна закрыла свой рынок для зарубежной животноводческой продукции, и теперь европейцам некуда девать свое мясо. Приехали бы эти господа к нам в Уфу на предновогоднюю мясную ярмарку! Но зачем нам их “долгоиграющее” замороженное мясо, если у нас своего парного - море? Финальная мясная ярмарка года, когда в Уфу на несколько площадок привезли отменную свинину, говядину, баранину, конину производители из десятков районов, наглядно показала: за последние два года количество желающих заниматься разведением скота на продажу в республике заметно выросло. У людей появился интерес, они стали расширять свои личные подворья. Если держали одну телку, то сейчас - две-три, да еще бычка. Главный стимулирующий фактор для частника - уверенность в сбыте. Фермеры, хозяева частных подворий, в один голос говорят: ярмарки, проводимые в Уфе, - это гарантированная возможность без проблем продать выращенную продукцию.
А посмотрите, сколько появилось продукции мясопереработки личного производства. Раньше в основном продавали мясо в сыром виде. Сейчас же на селе сплошь и рядом мини-цеха, где выпускают колбасу, мясные деликатесы, коптят сало, делают тушенку - да чего только нет.
Подчеркнем: ярмарка - это почти стопроцентное фермерское мясо, и, конечно, оно дороже продукции промышленного производства. Но оно стоит этих денег. Во сколько сегодня обходятся корма, труд крестьянина... А самое главное - спрос рождает предложение. Если у частника на отменное мясо бычка по 360 рублей за килограмм есть спрос, то почему он должен снижать цену? Тем не менее на сельхозярмарках работает рыночный принцип: не купил ты мясо утром, а пришел к четырем часам - наверняка тебе снизят цену.
Качество продукции, предлагаемой на ярмарках, - особая тема. Взять ту же капусту. Казалось бы, в любом сетевом магазине ее в достатке. Но вот осенью, в период засолки львиная доля уфимцев отправляется за белокочанной на ярмарку, потому что знает: именно здесь им предложат натурпродукт. Разговорился с одним из фермеров из Чишминского района, который привез прицеп с капустой. Тугие вилки с сочными листьями не требовали рекламы. Горожане на ура раскупали продукцию Михаила. Он разоткровенничался и рассказал, что в свое время работал в крупном сетевом магазине, куда завозили импортную капусту. Все кочаны как на подбор - красивые, одинаковые по размеру. Но как-то ночью отключился холодильник, где стояли стеллажи с этой капустой, и к утру она “сдулась”, а под полками образовались большие лужи: кочаны были буквально напичканы химией... У местного крестьянина на дорогостоящую химию денег нет, он продает экологически чистый продукт.
Семейная пара - Сергей и Ольга Васильевы из Камышлов - завсегдатаи сельхозярмарки на Дворце спорта.
- А куда нам ехать, мы здесь каждый сезон торгуем. У нас и свои постоянные покупатели есть, - рассказывает Сергей. - Сажаем 30 соток - это 3,5 тысячи корней, почти все продаем на ярмарках. Конечно, берут и оптом, но ты капусту должен уложить в сетки, и купят ее по пять или четыре рубля за килограмм. А здесь мы продаем по десять. Вообще, у нас на ярмарке три торговых места - мы все с одной деревни. По выходным приезжаем ко Дворцу спорта, а среди недели отправляемся на фермерский рынок.
А еще Сергей рассказал, что семья держит 10 бычков, поросят и в декабре приезжает на ярмарку уже с мясом.
Найти золотую середину
Как и в любой деятельности, в организации ярмарок существуют свои проблемы. К примеру, есть две категории покупателей. Одни регулярно обращаются в Управление потребительского рынка, чтобы увеличили количество площадок под ярмарки, мотивируя это тем, что их основные посетители - пенсионеры, и им нужно донести продукты до дома. Вначале в Уфе было 20 площадок, но в итоге сельчанам пришлось разъезжаться по большому городу, а сами ярмарки стали меньше. Поэтому сейчас ограничились определенным количеством - от 4 до 10 площадок. Самые крупные из них - это площади имени Серго Орджоникидзе, у Дворца спорта, у Дворца молодежи, по улице Авроры... Есть и небольшие ярмарочные площадки - в Сипайлово, на улице Рыльского, в Затоне, у ТСК “Пушкинский”. В пик заготовок картофеля, овощей, в период мясных ярмарок эти “малыши” свою нишу тоже находят.
Однако есть вопросы и у тех, кто живет, например, у Дворца спорта. Представляете, какой коллапс здесь в дни ярмарок: ни заехать, ни выехать. Спасибо Октябрьскому району, который нашел взаимодействие с УВД, ГИБДД, и во время последних ярмарок там навели порядок: автомобили перестали занимать пешеходную зону.
Ярмарки должны радовать не только своим ассортиментом, но иметь более приглядный вид. В Администрации города работают над этим и пытаются донести свое видение до сельчан. Так, были закуплены столы, скатерти, палатки, все это предоставляется производителям, однако быстро изнашивается. Получается, если постоянно покупать торговое оборудование, то организация ярмарок подорожает, а мы бьемся за то, чтобы не увеличивать цены. Город постоянно ищет баланс, золотую середину между тем, чтобы ярмарки соответствовали современным нормам, но в то же время цены на них оставались доступными.
Если ты вырастил отменную продукцию и хочешь ее успешно продать, почему бы не надеть чистый фартук, поставить стол со скатертью, сделать вывеску, указав, откуда привезен товар? А у нас пока сельчане относятся к городу немного некорректно. Мол, мы привозим вам свою продукцию, и на том спасибо. Но разве трудно привезти свой стол и палатку? Почему этим должны заниматься организаторы ярмарки?! Город и так несет солидные финансовые затраты на благоустройство и организацию площадок - они готовятся до торговли и убираются после. Здесь задействован целый ряд ведомств и специалистов: ветеринарная служба, представители администрации района, которые дежурят двое суток. С утра надо расставить машины, все посчитать, объяснить, ведь многие приезжают торговать первый раз. Бывает, возникают конфликтные ситуации. Это все надо разбирать специалистам. Они работают в выходные дни, да еще и на морозе.
Хотелось бы особо отметить работников коммунальных служб города, которые берут на себя нагрузку по подготовке площадок к проведению ярмарки и их уборке. К сожалению, культуры у многих приезжающих еще не хватает: оставляют коробки из-под мяса, остатки костей...
В качестве положительного примера можно привести пчеловодов, которые красиво оформляют свои торговые места. Конкуренция среди них большая, поэтому они стремятся красиво подать свой товар.
Городские сельскохозяйственные ярмарки - это большая помощь сельчанам. В прошлом году ярмарки посетили более 300 тысяч покупателей. Производители получили живые деньги. Нужно, чтобы сельчане понимали, какую возможность предоставляет им город.
Администрация Уфы, проводя ярмарки, реализует социально ответственную политику, особенно для малоимущих слоев населения, ведь основной контингент покупателей - именно пенсионеры.
Что касается объемов продаж на ярмарках, он, безусловно, будет расти. Местные производители уверены в том, что их продукция всегда будет востребована жителями столицы.
Сергей ОСАДЧИЙ.
НА СНИМКАХ: во время ярмарок.
НА СНИМКАХ: во время ярмарок.
ЯЗЫКОМ ЦИФР
В 2017 году на ярмарки прибыли 14602 автомашины из районов республики.
Было организовано 16170 торговых мест.
Сумма привезенной на реализацию сельхозпродукции составила 691 миллион рублей.
Ярмарки посетили 322,8 тысячи человек.
В 2017 году на ярмарки прибыли 14602 автомашины из районов республики.
Было организовано 16170 торговых мест.
Сумма привезенной на реализацию сельхозпродукции составила 691 миллион рублей.
Ярмарки посетили 322,8 тысячи человек.
27-02-2018 (0) Просмотров: 1 023 Номер: 17(13197) Версия для печати