Несчастье… Придётся менять запчасти!
Мои друзья не доехали до Уфы примерно 300 км. Они «застряли» из-за поломки «Нивы». Повезло, что в ближайшем поселке живут родственники, и было где остановиться. Близкие люди помогли добраться до магазина запчастей, куда они чудом успели в пятницу за полчаса до закрытия.
Поломка случилась серьезная, а деталь, которую предстояло заменить, дорогая. К тому же в магазине было три разновидности, и хозяин авто взял одну из них буквально наугад, ведь проверить, подойдет она или нет, можно было лишь в процессе ремонта. К тому же в магазине ему сказали, что товар возврату не подлежит. Забегая вперед, скажу, что друзья свою проблему решили. А мы обратимся к экспертам Роскачества, чтобы узнать, какие права есть у потребителей, покупающих товары в магазинах автозапчастей.
Если купленные автозапчасти оказались с дефектом, по Закону о защите прав потребителей РФ их можно вернуть и получить назад деньги или аналогичные, но исправные детали. Покупатель может сдать обратно товар в течение гарантийного срока и даже по его окончании (если таковой вообще предполагается для вашей покупки). В пункте 1 статьи 18 Закона о защите прав потребителей указывается, что в случае обнаружения недостатков товара можно потребовать заменить его на аналогичный той же марки, модели; либо другой марки или уменьшить покупную цену соразмерно обнаруженному браку. Покупатель также может настаивать на бесплатном устранении недостатков или исправить их собственными силами с возмещением понесенных затрат. Также потребитель вправе полностью отказаться от исполнения договора купли-продажи без каких-либо удержаний и вернуть уплаченную сумму в полном объеме.
Требования можно предъявить как продавцу, так и изготовителю. Но на практике потребители чаще обращаются к продавцу. Чтобы вернуть деньги или обменять покупку, нужно предоставить документы. Это претензия с описанием возникшей ситуации и указанием конкретного требования. Допустимо обращение и в устной форме, но лучше оформить обращение в двух экземплярах, один остается у вас, на нем в магазине должны поставить подпись и печать при ее наличии. Кроме этого, в числе документов должен быть чек или другое свидетельство покупки. Если чека нет, это не может служить основанием для отказа, поскольку есть и другие способы доказать факт покупки. Вернуть деньги должны в течение 10 дней.
В том случае, когда продавец сомневается в фабричном браке, он может назначить экспертизу. Если дефект при производстве подтвердится, экспертизу оплачивает магазин. Это, конечно, увеличивает время ожидания, но если правда на стороне покупателя, в конечном итоге он все равно получает новые детали или деньги.
А что делать, если вы купили детали, а уже дома поняли, что они вам не подходят, или передумали их использовать?
В соответствии с законом, вернуть качественный товар можно в том случае, если он не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. При этом первым шагом будет обмен детали на аналогичную. И лишь в том случае, если подходящего товара в продаже нет, вам вернут деньги.
Многие продавцы из соображений лояльности идут навстречу и принимают обратно покупки с любой аргументацией, в том числе и качественные автомобильные детали, если они не пригодились. При этом они должны иметь товарный вид, то есть не быть в употреблении, сохранить все потребительские свойства, пломбы или фабричные ярлыки и так далее. Но это скорее уступка покупателям, а не требование закона.
Есть особая категория так называемых невозвратных товаров – сдать их в магазин, если они без брака, нельзя. Они значатся в Перечне, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года. Это автомобили и мотовелотовары, прицепы к ним, номерные агрегаты (двигатель, блок цилиндров двигателя, шасси (рама), кузов (кабина) автотранспортного средства или самоходной машины, а также коробка передач и мост самоходной машины) к автомобилям и мотовелотоварам, мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ, прогулочные суда и иные плавсредства бытового назначения.
Детали автомобилей в большей части не подпадают под ограничения, но если речь идет о чем-то из списка, приведенного выше, вернуть товар можно лишь в том случае, если обнаружится брак или недостаток, о котором покупателю заранее не сообщили. И скорее всего, потребуется проведение экспертизы, чтобы подтвердить фабричный брак.
Возврат товаров, купленных онлайн, имеет свои особенности. Так как описание и фотографии не всегда в полной мере передают внешний вид и характеристики предмета, покупатель имеет больше возможностей для возврата. Так, в течение 7 дней после передачи можно вернуть продавцу автомобильные детали с любой аргументацией. Отсутствие брака или «серьезной причины» не может быть основанием для отказа. Более того, если покупателю в письменном виде не рассказали об условиях возврата, срок увеличивается до 3 месяцев (ст. 26.1 Закона «О защите прав потребителей»).
Альмира АХМЕТОВА.
Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.
20-09-2024 (0) Просмотров: 4 Номер: 66(13810) Версия для печати