$ - 88.3872
€ - 95.4443

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

«Начните отстаивать свои права!»



В субботу, 15 марта, - Всемирный День защиты прав потребителей. В канун этого поистине народного праздника мы задали несколько вопросов начальнику Управления потребительского рынка, туризма и защиты прав потребителей Администрации Уфы Аскару Батталову.
Готовясь к этой встрече, мы посчитали вполне логичным начать беседу с вопроса об итогах работы важной и, безусловно, очень нужной службы нашего города, коль скоро для защитников прав потребителей именно 15 марта наступает новый год, начинается новый отсчет в их работе.
- В Администрации города ежегодно принимается комплексный план по защите прав потребителей, касающийся различных направлений и сфер деятельности, - начал разговор Аскар Батталов. – Проводятся личные приемы граждан, горячие линии, информационно-познавательные мероприятия в учебных заведениях, подростковых клубах и учреждениях культуры. Ежемесячно совместно с сотрудниками Министерства торговли и услуг РБ организуются «консультационные столы» в крупных торговых центрах и в МФЦ. В общей сложности в Уфе консультации в сфере защиты прав потребителей за год получили 5 тысяч 835 граждан. Только в наше управление поступило свыше 2 тысяч обращений. Все они отработаны, людям даны письменные разъяснения, а 313 писем направлены в контрольно-надзорные органы для рассмотрения по компетенции; по 245 обращениям составлены претензии в адрес продавцов и исполнителей услуг. По результатам оказанной правовой помощи возмещены материальные потери потребителей на сумму порядка миллиона. Также нельзя не отметить сферу жилищно-коммунальных услуг. По этому направлению специалисты Управления по жизнеобеспечению города и подведомственных учреждений рассмотрели около 3 тысяч обращений граждан по вопросам начисления платы за услуги, некачественного их предоставления, ненадлежащего содержания общего имущества собственников многоквартирных домов. На личных приемах ответственные лица провели 745 консультаций.
- В 2025 году девиз Всемирного дня прав потребителей по решению Международной Федерации потребительских организаций звучит так – «Справедливый переход к устойчивому образу жизни». Хотелось бы понять суть задач, которые ставит перед всеми нами эта повестка.
- В современных условиях, когда человечество сталкивается с климатическими изменениями, истощением природных ресурсов и загрязнением окружающей среды, переход к устойчивому потреблению становится не просто трендом, а необходимостью. Разумное потребление – это ключевой инструмент, позволяющий каждому человеку сократить свой экологический след и внести вклад в сохранение планеты для будущих поколений. Это, прежде всего, минимализм – отказ от избыточного потребления, стремление к простоте и долговечности вещей. Важно отдавать предпочтение товарам с экологическими сертификатами, отказаться от одноразового пластика. Социальная ответственность каждого потребителя будет заключаться в поддержке компаний, обеспечивающих этичное производство и достойные условия труда. Есть еще такое понятие, как локальное потребление, то есть нам следует при выборе отдавать предпочтение местным товарам, поскольку благодаря этому снизится уровень выбросов от транспортировки. Так что перед страной стоит задача сформировать новый тип потребителя. На мой взгляд, это современный человек, осознано принимающий решение в пользу продуктов и услуг, оказывающих минимальное негативное воздействие на окружающую среду. Какие у нас планы на перспективу? Традиционно будут проводиться мероприятия, направленные на информирование, просвещение и консультирование жителей нашего города по вопросам защиты прав потребителей. Это личные приемы, горячая линия, книжные выставки в библиотеках, тематические уроки, беседы для школьников. Все мероприятия пройдут под эгидой обозначенного девиза.
- Аскар Маратович, можно чуть подробнее о том, какая работа проводится с подрастающим поколением?
- Говорить с детьми о правах потребителей нужно еще со школы. Важно, чтобы ребята научились принимать осознанные решения при выборе товаров и услуг с учетом собственной системы ценностей, оценок полезности продуктов, вещей, экологических характеристик, количества и качества альтернативных вариантов выбора, личного бюджетного ограничения. Для этого в школах и подростковых клубах проходят тематические и интерактивные уроки, классные часы, викторины, деловые игры по актуальным вопросам защиты прав потребителей. В этих важных мероприятиях за наш отчетный период приняли участие порядка 25 тысяч учащихся.
- В прошлые времена защитники прав сталкивались с массовыми проявлениями обмана людей. Например, некоторые фирмы распространяли в среде пенсионеров ненужные им медицинские приборы и при этом вроде бы и не нарушали закон. Потребовались годы, чтобы справиться с этой напастью. Можете ли вы привести аналогичный пример из опыта последних лет?
- Самой злободневной темой является рост числа мошеннических действий, совершаемых с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий. Мошенники обманным путем получают данные для доступа к личным кабинетам и приложениям. Используя нейротехнологии, они способны подделывать аккаунты и голоса, создавая видеосообщения, сгенерированные искусственным интеллектом, от имени знакомых или руководителей. Зачастую преступники представляются сотрудниками различных служб или предлагают финансовые выигрыши. Для предотвращения преступлений и пресечения подозрительных переводов гражданами денежных средств нами достигнута договоренность об установке на 13 крупных торговых предприятиях города «муляжей полицейского» и размещении объявлений с соответствующей информацией в зонах, где устанавливаются банкоматы. Сотрудники управления во время личного приема граждан проводят разъяснительные профилактические беседы, вручают листовки с полезной информацией. Чтобы избежать негативных последствий для себя и своих близких, необходимо быть предельно бдительными и помнить основные правила безопасного поведения и общения посредством информационно-телекоммуникационных технологий. Кстати, хорошая новость для всех. С 1 марта гражданин может через Госуслуги добровольно отказаться от возможности заключать договоры кредита или займа и таким образом обезопасить себя от ситуации, когда мошенники оформляют на его имя кредит. Для «включения» механизма нужно будет зафиксировать специальный запрет в своей кредитной истории. Считаю, что это очень важный шаг нашего правительства в борьбе с мошенниками.
- А Вы могли бы дать какие-то конкретные советы нашим читателям?
- Будьте бдительны: если разговор кажется подозрительным, завершите его и перезвоните в организацию по официальным номерам. Проверяйте способ связи: мошенники часто используют мессенджеры, тогда как настоящие представители организаций не звонят через WhatsApp или Telegram. Не сообщайте логины и пароли, читайте назначение СМС-кодов и не делитесь ответами на контрольные вопросы. Убедитесь, что номер, к которому привязан аккаунт, актуален. Используйте сложные пароли, меняйте их регулярно и подключайте двухфакторную аутентификацию. Проверяйте адрес страницы: убедитесь, что сайт - это официальный ресурс (например, gosuslugi.ru).
Госуслуги обеспечивают защиту, и злоумышленник может получить доступ только при передаче вами необходимых данных.
- Что Вы пожелаете нашим читателям в преддверии Всемирного дня защиты прав потребителей?
- Часто люди предпочитают избегать конфликтов и опасаются напора людей, продающих товары и услуги. Однако этот путь приведет лишь к тому, что качество сервиса заметно пострадает. Не стоит путать скандал с необходимостью выразить собственную позицию и стремлением к справедливости. Каждый потребитель должен помнить, что ему дозволено и что он может требовать. Люди по ту сторону прилавка нередко игнорируют нормы законодательства. Стоит ли говорить, что ни к чему хорошему это не приведет. Начните отстаивать свои права и внесите лепту в повышение качества сервиса, а также безопасность покупок. Во Всемирный день потребителей позвольте пожелать всем крепкого здоровья, отличного настроения, благополучия, успехов во всех делах и, конечно же, приятных покупок!
Вопросы задавала Ульяна СВЕТЛОВА.
Фото предоставлено Администрацией города.

Дата создание новости Сегодня, 07:00   Комментарии (0)   Просмотров: 0     Номер: 17(13852)     Версия для печати

07 марта 2025 г. №16(13851)


«    Март 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.