О, как согласно струны пели, созвучны вам...
О, как согласно струны пели,
Созвучны вам, созвучны мне.
Была ль любовь на самом деле
Или привиделось во сне…
Романс! Как определяет энциклопедия - это многозначный музыкальный и литературный жанр. В наиболее распространенном значении - небольшое музыкальное сочинение для голоса в сопровождении инструмента, написанное на стихи лирического содержания.
Главнейшая его характеристика - фантастическое разнообразие... Любимый жанр миллионов людей и, простите за фривольную, но популярную шутку - романсы поют даже финансы!
Испанский, русский, классический, современный, он, как никакой другой жанр, связан с любимым литературным направлением - романтизмом. Его обожали популярнейшие шестидесятники-барды, да какие! Высоцкий, Визбор, Кукин, Клячкин, Городницкий, Окуджава - и, Боже мой! Сколько же в них было нежности, порой печали, любви к жизни на фоне иронии к той же жизни на фоне иронии к самому себе.
Вдруг в начале восьмидесятых на театре выстрелило новое имя и новое название - Владимир Арро, «Пять романсов в старом доме».
Вот загадка! Очень хорошая камерная пьеса со всеми замечательными характеристиками - единство места, времени и действия. Минимальное количество персонажей, но разновозрастных обоего пола. Пронзительная тема «несбывшегося» при таком классицистском раскладе. Помните, у Александра Грина: «Придет время, и несбывшееся позовет тебя...»!
А название - «Пять романсов в старом доме»... Все взывало к тому, чтобы захлестнуть российскую (тогда еще советскую) драматическую сцену! Но...
...не тут-то было! Пьеса очень робко пробиралась через активное разнообразие тогдашнего современного репертуара. Правда, появилось в те годы очень много новых имен, да еще каких!
Почему?.. Думается, что эта пьеса Владимира Арро требовала какой-то очень важной составляющей, без которой не могло бы состояться событие. Вообще, не трудно догадаться какой!
Требовался постановщик, романтик-энтузиаст, чувствующий, живущий на одной волне с автором, взросший на подобной романтической волне вместе с героями.
И он нашелся, вернее, он нашел театр, поддержавший его, откликнувшийся на его духовный призыв!
Михаил Исакович Рабинович после целого ряда лет поисков возвращается в родной город, уже опытным постановщиком - в Республиканский русский драматический театр, который к этому времени перебирается из уютного городского уголка на тишайшей улице Гоголя в шумнейшее место Уфы, в новое здание театра на проспекте Октября.
И теперь перед театром - не памятник Гоголю (потом театр ответит благодарным поклоном русскому гению, осуществив уникальную и абсолютно незабываемую постановку спектакля «Ах, Невский!..» по повестям Николая Васильевича. А осуществил ее (он же ее автор) Александр Михайлович Поламишев, знаменитый педагог и режиссер, у которого учился Михаил Исакович в Высшем театральном училище имени Щукина), а памятник Владимиру Ильичу Ленину. Вот так у нас повелось, и ничего с этим не поделаешь, хотя и ничего страшного в этом тоже нет. Это наша национальная традиция, над которой как бы усмехается Гоголь!
Ну чем не пара! Гоголь — Ленин. И тот и другой мирно ужились на сцене театра, один, предоставив Русскому драматическому своих неповторимых героев; другой - выйдя на театральную площадку (помните великий приговор - «Весь мир — театр. В нем женщины, мужчины - все актеры!») в ответственный момент борьбы с левыми эсерами в спектакле по пьесе Михаила Шатрова «Шестое июля». Кто помнит историю, в те поры широко отмечался ленинский юбилей.
Ну чем не «гоголевская» ирония! Тем более что и тот и другой спектакль имели своего зрителя.
Но к чему этот экскурс в историю?..
К тому, что театр жаждал свежего воздуха, а не только пространства нового адреса, нового семантического наполнения, чтобы нервы «обнажались» не только от тишины, а от новых впечатлений, которых уфимский зритель, кажется, уже и не ждал от Русского драматического.
Вот тут-то с легкой руки Михаила Исаковича и появляется в списке предстоящих премьер название «Пять романсов в старом доме», пока никому ничего не говорящее, но какое же МАНКОЕ!
…В старой петербургской квартире хозяева затеяли ремонт, поскольку наконец-то их дочь выходит замуж за очень приличного человека. Но неожиданно у них появляется таинственный незнакомец. Гостеприимные хозяева узнают, что он уже очень долго, но пока тщетно ищет следы пребывания здесь известной актрисы, которой был очарован его любимый поэт.
Всем известно, что во время ремонта со стен сдираются старые обои. В нашем случае под ними оказываются остатки старых афиш. Значит, адрес верен, здесь жила возлюбленная поэта…
И тут зазвучит первый романс, который решительно перевернет всю привычную жизнь хозяев старой петербургской квартиры:
Честь тебе, Петербург чародейный,
Порожденье гранита и вод,
Стройный, дивный, булыжный, питейный,
С мокрой тумбой у каждых ворот.
Честь тебе, возвеличенный лестью,
Обездоленный и золотой,
Наливайся, кормись моей честью,
Умывайся моей чистотой.
Уже ясно! Спектакль будет музыкальным! Композитор — известнейший музыкант, пианист, мелодист и певец Сергей Миролюбов (а пел Сережа великолепно и в спектакле исполнял один из самых пронзительных романсов). Попутно добавлю, что исполнители ролей были и исполнителями романсов, пели что называется вживую. Автор стихов ленинградская поэтесса Галина Букалова.
Сценограф - Рифхат Арсланов - выученик оперной сцены, а она более чем условна и метафорична. Хореограф - яркая, до непредсказуемости смелая, ныне профессор «Щуки» Ирина Филиппова.
В воздухе почувствовалось - премьера камерной пьесы Владимира Арро на уфимской сцене «грозила» разрастись в некое явление, потом ее зрители (да-да, именно зрители, а не критики и журналисты) первыми назовут «глотком свежего воздуха», и это подтвердили последующие годы успеха спектакля:
«О, как согласно струны пели,
Созвучны вам, созвучны мне.
Была ль любовь на самом деле
Или привиделось во сне!»
В спектакле блеснули мастерством Галина Мидзяева, Юрий Карманов, Олег Шумилов, Игорь Капатов. Подтянулись молодые Владимир Епифанов, Татьяна Макрушина, Жанна Ярковая.
К сожалению, среди создателей этого спектакля «иных уж нет, а те - далече»…
Михаила Исаковича тоже уже нет. Но жива память о его первом спектакле на сцене ныне уже Русского академического театра Республики Башкортостан.
Это был спектакль, тихий голос которого отозвался громом аплодисментов, заглушившим обыденность! Он заговорил новым сценическим языком! А что может быть ценнее и интереснее его дальнейшего освоения. Потому как дальше были «Вишневый сад», «Эшелон», «Дядя Ваня», «Эффект Редькина», «Сны Евгении», практически все с той же постановочной группой и еще много-много интересного в творчестве незабываемого для коллег и зрителей Михаила Исаковича Рабиновича – «Ваша сестра и пленница», «Снегурочка», «Черный иноходец», «Дачники», «Луна и листопад».
Расширялся и совершенствовался репертуар. Росла и молодела труппа. Художественный руководитель театра стал и педагогом Уфимского государственного института искусств и подготовил для своей труппы талантливых актеров, которые очень скоро стали ведущими в коллективе.
…Мелькнула шальная, но практическая мысль. Сейчас в моде ремейки, почему, в память о мастере, не рискнуть. Как написал Геннадий Шпаликов: «Людей теряют только раз, и след, теряя, не находят, а человек гостит у вас, прощается и в ночь уходит. А если он уходит днем, он все равно от вас уходит. Давай сейчас его вернем, пока он площадь переходит. Немедленно его вернем, поговорим и стол накроем, весь дом вверх дном перевернем и праздник для него устроим”.
Так была ль любовь на самом деле или привиделась во сне?.. Не привиделась, не привиделась, была на самом деле, оставив, говоря словами любимого Михаилом Исаковичем Булата Окуджавы, «будто бы след удивленной любви, вспыхнувшей, неутоленной!».
Тамара АБРОСИМОВА,
Санкт-Петербург.
НА СНИМКЕ: идет репетиция спектакля «Пять романсов в старом доме» - Михаил Рабинович и заведующая литературной частью Русского драматического театра Тамара Абросимова.
Фото из архива автора.
Санкт-Петербург.
НА СНИМКЕ: идет репетиция спектакля «Пять романсов в старом доме» - Михаил Рабинович и заведующая литературной частью Русского драматического театра Тамара Абросимова.
Фото из архива автора.
20-08-2021 (0) Просмотров: 1 136 Номер: 58(13528) Версия для печати