Культурный код Аксаковского дома
На излете сентября к нам по уже сложившейся традиции приходит Международный Аксаковский праздник. На сей раз он будет тридцать первым по счету. Если читатель помнит, в прошлом году праздник, ставший во всех смыслах своеобразным брендом республики, собирающий в регион гостей из разных стран, городов и весей, проходил фактически в режиме онлайн, за исключением, быть может, самых значимых событий, энергетика коих требовала иных реалий и силой своей могла бы подавить, если не взорвать интернет.
Нынешний XXXI Международный Аксаковский, слава Богу, не будет скован рамками Сети, тем более что события, составившие его программу, касаются подавляющего большинства жителей столицы Башкортостана, которые горячо любят свой родной город и с непередаваемой нежностью относятся к его истории. Истории, открывающейся не только старожилам, но и племени младому, незнакомому, в какой-то момент вдруг осознающему, что прошлое собственно в прошлое не ушло, а продолжает жить, выглядывая из окон в резных наличниках, напоминая о себе обликом, увы, одряхлевших, но от этого не потерявших своего очарования домов, брусчаткой уличных мостовых, ведущих во времена оны, бравыми башенками отреставрированных особняков, покатыми крышами дворянских усадеб, но главное – именами людей, стяжавших честь и славу нашему краю. Большинство этих имен сохранили аншлаги, благодаря коим новоприбывшие ищут нужную им улицу, площадь, строение. Значатся они и на указателях, один из которых, появившийся недалеко от входа в Сад Салавата Юлаева, тянет изящную стрелку в направлении Мемориального дома-музея Сергея Тимофеевича Аксакова. Добавим, что ныне Уфа и вся Башкирия отмечают 230-летие со дня рождения творца «Семейной хроники». А самому музею, расположившемуся в прекрасном, сработанном еще в XVIII веке из вечной лиственницы особняке, который помнит звук детских шагов будущего классика русской литературы, исполняется 30 лет. И для нас, журналистов, – это, быть может, одно из важнейших событий нынешней осени. Почему, спросите вы? Да потому, что за свою полувековую историю «Вечерняя Уфа» - главная газета нашего города - все эти годы пишет про Мемориальный дом-музей Сергея Тимофеевича, в свое время при спасении его чуть не поплатившись не только собственной репутацией в глазах власти предержащих, но и руководящими креслами, а также должностями «перьев» чином пониже, рискнувших в своих публикациях опротестовать мнение руководства республики, согласившегося снести «громаду Зубинского дома», заменив уникальный памятник истории на новодел во всех смыслах липовый. Тогда, ведомые пассионарной личностью нынешнего директора Дома-музея писателя Михаила Чванова, ныне Почетного гражданина города Уфы, в один день выступили с публикациями, исполненными гнева, сразу три газеты – «Вечерняя Уфа», приснопамятный «Ленинец» и «Советская Башкирия».
Разразился скандал, в Уфу приехала специальная комиссия, члены которой тщательно обследовали каждый уголок попавшего в непростую ситуацию дома, фактически прозвонив бревна его сруба обухом топора – старая лиственница откликалась на это «пением» меди (чиновникам напомнили о том, что вся Венеция держится на сваях из такого же дерева), и… здание отстояли. Скандал постепенно забылся, гроздья гнева осыпались, «протестанты», к счастью, сохранили свои рабочие места и позиции, а домом теперь гордятся, приводя в него высоких гостей, которые подтверждают: нигде так не чтят память о Сергее Тимофеевиче Аксакове, как в Уфе.
Дом, перенесший ужасающий стресс, потихоньку пришел в себя и зажил своей особой жизнью, вызывающей повышенный интерес у всех, кто однажды переступил его гостеприимный порог. А «Вечерка» продолжала курировать события, в нем происходящие, войдя (так уж получилось) в число ближайших родственников Мемориального дома-музея С.Т.Аксакова… Никогда не забудем того, как коллектив главной городской газеты чуть ли не в полном составе помогал паковать и переносить книги, составляющие фонд прекрасной, некогда обретавшейся здесь библиотеки Дома учителя, переезжавшей из будущего музея писателя в другое здание… Так же, как не забудем еще многих и многих происходящих в этих стенах событий, нашедших свое отражение на страницах «ВУ». Именно поэтому с особым чувством мы ожидаем открытия выставки «Тепло Аксаковского дома. 30 лет Мемориальному дому-музею С.Т.Аксакова», которое состоится во второй день праздника, 24 сентября (пятница), в череде других событий нынешних торжеств. Ведь в числе героев этой экспозиции есть и журналисты «Вечерней Уфы», в частности – незабвенная наша Тамара Ивановна Рыбченко-Нефедова, огромную часть своей души отдавшая аксаковской теме. Но до того, как прозвучат добрые слова на открытии «домашней» экспозиции, в музее торжественно представят еще одну изюминку XXXI Международного Аксаковского праздника – выставку акварели художника Эдуарда Ханнанова «Уфа Аксаковская». В последние годы в «Фейсбуке» постоянно появляются новые работы этого акварелиста, вослед за уже, увы, ушедшим Ильдусом Валитовым открывающим нам уголки родного города, заставляющим зрителя иными глазами взглянуть на, казалось бы, привычные многим уфимцам места, благодаря этому художнику начинающие звучать иначе. И мы заметили вдруг, что этот городской мотив остается в душе; тонкой, может быть, даже непритязательной мелодией постоянно напоминая о себе…
Побывав накануне праздника в Доме-музее писателя, мы уже смогли увидеть собрание уфимских сюжетов Эдуарда Ханнанова, в числе коих есть и работы, конкретно связанные с этим аксаковским уголком столицы Башкирии. Мы даже рискнули в каком-то смысле соединить, свести в данной публикации ханнановские акварели и запечатленный на них вид, зафиксированный объективом фотокамеры, так сказать, «портрет и модель»… На наш взгляд, получилось довольно любопытное «перетекание» из одного в другое…
…Стоит ли говорить о том, что в старом особняке, обитатели которого сейчас поглощены хлопотами, касающимися предстоящего события, время течет по другим законам. Здесь свой отсчет минутам, часам и годам. В этих стенах бытуют иные временные мерки, в ходу, пожалуй, столетия, поэтому каждый посетитель музея явственно ощущает негромкую поступь веков. Жизнь в писательской усадьбе течет размеренно, чинно, с присущим минувшим эпохам вниманием к деталям, мелочам, и главное – к человеку с его внутренним миром, устремлениями и богатством души. В ней существует свой устав, свой культурный код, здесь тебя всегда выслушают, никогда не оборвут раздраженно и уж тем более никому и в голову не придет нагрубить. Под этим кровом продолжает царить дух аксаковской семьи с ее традициями, радушием и непреложными ценностями… Михаил Андреевич Чванов собрал в возглавляемом им Доме-музее уникальный штат, где каждый сотрудник индивидуален, незаменим и заслуживает отдельной публикации. И, конечно, в уютном, камерном пространстве старинного особняка свято соблюдаются ритуалы аксаковской династии – дорогого визитера не отпустят без спокойной беседы, без того, что в опрятной людской не начнет посвистывать закипающий самовар, а на столе не появится душистое варенье… Не помним случая, чтобы мы не приводили сюда кого-то из гостей, приехавших в Уфу и открывших для себя в этом доме целый мир, доселе им не ведомый – мир дворянской усадьбы, русской культуры, исключительного гостеприимства, хорошего языка, отмеченного изяществом слога, и невероятного радушия.
В Доме-музее проходят исключительные экскурсии, ради которых сотрудницы специально переодеваются в старинное платье, приближенное кроем ко времени бытования в наших палестинах семьи Аксаковых. Нередко, особенно когда в музей приходят дети, старший научный сотрудник музея, хранитель Галина Олеговна Иванова садится за старенькую фисгармонию, по типу напоминающую клавикорд, на котором могла играть маменька маленького Сережи Аксакова, и… Пожившая свое «старушка», вздыхая чуть хрипло, издает редкой прелести звуки – из-под пальцев Галины Олеговны льется мелодия менуэта, вызывая у иных желание если не начать кружиться, то хотя бы принять долженствующую случаю позу… Неоднократно нам приходилось наблюдать за тем, с каким вниманием и интересом, чуть ли не раскрыв рот, слушают группы экскурсовода, ведущего неофитов по анфиладе комнат… Недаром сюда стремятся многие из тех известных в России личностей, которые наведываются в столицу Башкирии. Здесь неоднократно бывали космонавты, знаменитые путешественники, полярные и военные летчики, Герои России, безусловно, писатели, например, Валентин Распутин, Василий Белов, представители цеха искусств – Елена Образцова, Алиса Фрейндлих, Олег Басилашвили… И каждый из них оставил в этом доме частичку сердца, в ответ сохранив в своей душе воспоминания о старинной писательской усадьбе.
Вот и в день нашего визита, хоть мы и птицы явно иного полета, вновь завел свою песню самовар, тихонько посвистывая в дальней комнате. А мы в это время, устроившись в кабинете Михаила Андреевича, расспрашиваем Чванова о том, кто же приедет на XXXI Международный Аксаковский праздник.
«Гостей, безусловно, ждем, - негромко отвечает глава Аксаковского фонда, вице-президент Международного фонда славянской письменности и культуры. – Приедут родственники Аксаковых из Москвы, из Праги… Из Чехии ждем Александру Всеволодовну Крепинскую. В свое время члены ее семьи ушли с генералом Каппелем и его воинами в Китай, пережив все ужасы страшного ледяного похода, в котором погибло несметное количество людей. Но в Китае они не осели, отправились в другие земли, приближенные к менталитету славян. Однажды мне позвонил из Чехии один человек, как оказалось, родственник Александры Всеволодовны, и на плохом русском попытался объяснить, что, мол, есть такая женщина, потомок аксаковского рода, знает про то, что в Уфе проходит праздник имени писателя, очень бы хотела приехать, но стесняется, считая свое желание чересчур смелым и для нас затратным, в смысле хлопот. Тогда я сам позвонил ей и понял, что страх, связанный с репрессиями первых лет советской власти, и по сию пору живет в ней. Она сказала: «Как я, потомок белогвардейских эмигрантов, смогу приехать в Россию?.. Как меня примут?!» Помню, пошутил: «Вас, конечно, сразу закидают камнями». А она все воспринимает серьезно… В итоге после долгих переговоров Александра Всеволодовна Крепинская из рода Ногаткиных-Куроедовых – речь о прямой родне любимой тетушки Сергея Аксакова – Анисьи Степановны, приезжает к нам, в Уфу. Побудет на Аксаковском празднике. Затем ее отвезут в Самару, где, собственно, и располагаются вотчинные земли этой ветви, проедет она через Оренбургский край, там, равно как и в Самаре, тоже станет участником празднеств в честь 230-летия со дня рождения Сергея Тимофеевича, и уже из Самары улетит в Прагу. Такой вот подарок мы для нее приготовили!
Еще ныне на Аксаковский праздник приедет наш друг из Болгарии – Гина Хаджиева. В свое время, отправившись в Болгарию, я обнаружил недалеко от знаменитого перевала Шипка у южного подножия Балканских гор заброшенное военное кладбище, на котором похоронены и белогвардейские офицеры, эмигрировавшие из России, и сами герои Шипки, и многие из тех, кто бежал из нашей страны от красного террора. Попытался навести там хотя бы относительный порядок, таскал какие-то коряги, освобождал могилы от скопившегося за годы мусора… Но одному с этим мне было не справиться, а уже пришла пора уезжать. И спустя время узнаю, что в Болгарии создан Инициативный комитет по восстановлению этого кладбища и приведению его в порядок. И возглавила данный комитет именно Гина Хаджиева. Она примет участие в открытии фотовыставки «Национальные традиции Болгарии», которая развернется в Болгарском культурном центре и тоже входит в программу Аксаковского праздника. А потом наша гостья отправится в Дом-музей и станет участником всех событий, которые мы готовим. Кстати, Гина – не единственный визитер с Балкан. В Уфу уже приехал Виктор Бойчев – заместитель министра культуры Республики Болгария, директор Болгарского культурного института в Москве, который также начинает свой визит в Уфу с выставки фотохудожников.
Что еще сказать? Вы помните, что Аксаковская писательская премия присуждается в Башкортостане раз в три года. И 2021-й как раз связан с этим событием. Ныне премии удостоен Александр Юрьевич Сегень, русский писатель, прозаик, сценарист, обладатель ежегодной российской литературной премии «Карамзинский крест», премий имени Горького, Булгакова, Шукшина и Гончарова; Большой литературной премии Союза писателей России и многих других. Если вы видели художественный фильм Владимира Хотиненко «Поп», то должны помнить, что в основу его легло произведение Александра Юрьевича, он сам написал сценарий к картине, удостоенной кинопремии «Золотой орел». Добавлю, что в серии «ЖЗЛ» вышла книга Александра Сегеня «Алексий Второй». Аксаковская премия будет вручена Александру Юрьевичу 24 сентября на торжественном вечере в Аксаковском народном доме – театре оперы и балета.
И на этом же вечере будет вручаться, помимо молодежных Аксаковских премий, учрежденных Советом городского округа город Уфа Республики Башкортостан, орден Григория Аксакова – за плодотворную государственную, общественную и благотворительную деятельность. Ныне этой награды удостоены Эрнст Фаритович Исаев, председатель Наблюдательного совета группы компаний «Нерал», и Евгений Тадеевич Линкевич, генеральный директор Белебеевского молочного комбината. Эти замечательные люди очень много сделали для того, чтобы в Дмитриевском храме Историко-культурного центра в «Надеждино» прошла качественная реконструкция».
…Нас прерывают и чуть ли не под белы руки ведут всех в людскую, самовар на столе в которой уже фактически высвистывает марш «Прощание славянки». Единственное, что успевает сказать нам улыбающийся, сдавшийся под напором своих помощниц Михаил Андреевич: «Для традиционного вручения зачеток первокурсникам Уфимского командного речного училища прилетает, уже не в первый раз, Николай Федорович Гаврилов, генерал-лейтенант авиации, Герой России, на счету которого восемь с половиной лет Афгана; он выдающийся военный и полярный летчик, и только с ним предпочитал летать над Кавказом Владимир Владимирович Путин…»
Самовар истошно трубит сбор, и мы сдаемся на милость победителя…
НА ВЕРХНЕМ СНИМКЕ: в знак дружеской признательности «Вечерке» сотрудники Дома-музея принимали нас в Большой гостиной, и даже прозвучал старинный менуэт, исполненный на старенькой фисгармонии…
Илюзя КАПКАЕВА,
Лилия ЗАГИРОВА (фото).
Илюзя КАПКАЕВА,
Лилия ЗАГИРОВА (фото).
24-09-2021 (0) Просмотров: 1 376 Номер: 67(13537) Версия для печати