Валерия ИСАЕВА: «Я танцую, и я счастлива!»
В Башкирском театре оперы и балета с большим успехом и общественным резонансом прошел бенефис народной артистки Башкортостана Валерии Исаевой. Не случайно для торжественного случая выбран балет «Анюта» на музыку Валерия Гаврилина в хореографии и постановке Владимира Васильева. Партия заглавной героини – одна из вершин творчества балерины. И просто – любимая.
Полтора десятка лет на сцене, в классическом балете – это весомо. «Нет ли усталости, сомнений, разочарования?» - спросила я нашу героиню. «Никакого разочарования! – горячо воскликнула Валерия. – Я танцую, и я счастлива!»
Путь к счастью начался давно в родном городе Ульяновске. Мама мечтала стать балериной, но звезды не сошлись. Зато не упускала случая посмотреть балетные спектакли гастролеров. Неизменно брала с собой дочку. Неудивительно, что малышка оказалась в танцевальном кружке. Однажды, посмотрев «Лебединое озеро», она загорелась желанием стать настоящей балериной. Ее с удовольствием приняли в открывшуюся при музыкальной школе хореографическую студию. И с педагогом повезло. Маргарита Валентиновна Январева, в прошлом замечательная балерина, позже талантливый балетмейстер, педагог, разглядела в девочке неординарные способности и благословила на поступление в хореографическое училище.
Так одиннадцатилетняя Лера оказалась в Уфе. Ее приняли сразу во второй (шестой общеобразовательный) класс. Профессиональное образование продолжила у опытных учителей – Лидии Михайловны Беляевой и Эльзы Акрамовны Сулеймановой. А в старших классах ее пестовала Людмила Васильевна Шапкина, педагог милостью божьей. Она же педагог-репетитор и в театре, где Валерия Исаева служит солисткой балета с 2008 года.
Дебютировала в премьерной постановке балета «Прометей» Рустэма Сабитова в хореографии Игоря Маркова, экс-танцовщика театра Бориса Эйфмана. Наверное, индивидуальность начинающей свой путь танцовщицы совпала с видением хореографом образа главной героини, и он доверил Валерии партию Агазии. Хореография сложнейшая. Помню, солисты, занятые в постановке, говорили, что им, классическим танцовщикам, приходится буквально ломать свое тело. Здесь многие поддержки выполняются по иным, нежели в классике, принципам. Меняется ощущение собственного тела, пространства. И, конечно, много сил уходило на преодоление технических трудностей. Но Валерию пленил образ Агазии, ее преданность любимому человеку, вера в него, ее радость в финале оттого, что люди прозрели, жертвы были не напрасны.
«А еще в этом балете, – вспоминает балерина, – фантастическая музыка. Характер Агазии создают не только инструменты, но и вокализ – нежная, трогательная тема. Тело само отзывается на нее – хочется танцевать еще и еще. Я скучаю по этому спектаклю».
В театре сначала выручали природные данные и хорошая школа. Но от роли к роли накапливался опыт, приходило мастерство. Еще тогда Людмила Васильевна Шапкина образно, как умеет только она, сказала: «Валерия – из тех балерин, которые расцветают постепенно, как цветок весной. У нее богатый внутренний мир. Я рада, что сейчас она гармонична, технику подкрепляет актерским наполнением. Техника всегда была у нее на высоте».
Вскоре после «Прометея» тело «отдохнуло» в чисто классическом балете – «Щелкунчике» Петра Чайковского в хореографии Юрия Григоровича, где Валерия исполнила партию Мари.
Хорошо помню вводы Валерии Исаевой: Мария в «Бахчисарайском фонтане», Лиза в «Тщетной предосторожности». Актерская палитра обогащалась, «догоняла» технику. Танец и образы становились более цельными, гармоничными.
В настоящее время в творческом багаже балерины более сорока главных и сольных партий в спектаклях театрального репертуара. Одетта-Одиллия, Аврора, Жизель, Мари, Медора, Мария, Лиза, Царь-девица, Жизель, Фригия, Ширин, Анюта…
Закономерны успехи в конкурсах. Плодотворным был 2012 год: лауреат премии Международной организации «ТЮРКСОЙ», Диплом IV Международного конкурса Юрия Григоровича «Молодой балет мира» (Сочи), Первая премия и специальный приз мэра города Красноярска III Всероссийского смотра-конкурса артистов балета и хореографов, который проходил в рамках форума «Балет. XXI век», посвященного 85-летию Юрия Григоровича (Красноярск).
В этом же году возобновилось сотрудничество с великим Юрием Григоровичем, и Валерия полностью окунулась в радостную и одновременно трудную, напряженную работу над балетом «Корсар». В премьерном спектакле она танцевала сразу три значимые партии: Невольница (Pаs d` esclave), первая вариация в танце трех одалисок, вариация в картине «Оживленный сад». А в начале следующего сезона исполнила партию главной героини - Медоры. Это уже был экзамен на творческую зрелость балерины, и Валерия Исаева сдала его на «отлично»!
Ныне она одна из самых востребованных балерин, у нее много почитателей. Причем не только в Уфе. В прошлом сезоне Валерия со своим испытанным, надежным партнером Рустамом Исхаковым успешно выступила в Краснодарском театре Юрия Григоровича в балетах «Лебединое озеро» (Одетта-Одиллия) и «Легенда о любви» (Ширин).
Идеальные пропорции, красивые, певучие линии, чистота техники, одухотворенность, тонкое психологическое проникновение в образы героинь… Зрители всегда восторженно принимают ее. Творческие вершины балерины – Фригия в «Спартаке» Юрия Григоровича и Анюта в одноименном балете Владимира Васильева.
Адажио Фригии и Спартака – вдохновенная страница в творчестве Арама Хачатуряна и в спектакле Юрия Григоровича. Это восторженно-лирический гимн любви и верности. Валерия в этой сцене передает множество оттенков переживаний своей героини – женственность, нежность, но и тревогу, душевную боль. Сильную – до отчаяния. В зале в это время звенящая тишина, зрители сопереживают, сочувствуют. Этого достичь – дорогого стоит.
Валерия – многогранная, разноплановая танцовщица. Скажем, совсем другой женский образ, сложный, неоднозначный – Анюта. Любимая партия.
- Что привлекает в героине? Какова хореография Владимира Васильева? – спросила я.
- Хореографию нельзя назвать сложной, но мелкая пальцевая техника (например, в знаменитой тарантелле) требует усилий. При этом надо передать легкость, игривость настроения. Да, Анюта неоднозначна. Но ведь так и в жизни: радости и горести, светлое и темное всегда соседствуют. Я чувствую глубину образа. Чеховскую. Глубина, грусть и… что-то чисто русское…
Все это ощутили и зрители в бенефисном спектакле и наградили балерину просто пламенными аплодисментами. Валерия, уставшая, конечно, и взволнованная, но безумно счастливая, с букетами цветов, с благодарной улыбкой множество раз выходила на авансцену с поклонами.
Художественный руководитель балетной труппы народная артистка России Леонора Сафыевна Куватова, делясь впечатлениями о вечере, сказала:
- Я порадовалась за труппу. Как все выросли и технически, и актерски, работая с такими мастерами, как Юрий Григорович, Владимир Васильев! Великолепный ансамбль и яркие индивидуальные работы. Сережа Бикбулатов – Студент, Рустам Исхаков – Артынов, Андрей Брынцев – Модест Алексеевич. И, разумеется, Валерия Исаева – Анюта. Я передам слова Юрия Николаевича, сказанные во время работы над балетом «Спартак», а Вы можете процитировать: «Есть в ней что-то чистое, чего ни у кого не видел». Мастер почувствовал индивидуальность танцовщицы и доверил сложнейшую партию Фригии. Валерия умеет трудиться, внимательна к замечаниям, поэтому у нее все получается.
Ну что ж, бенефис позади, отшумели торжества, поздравления, наступили будни, которые у балетных людей наполнены трудом до ста потов. Но ведь нашей героине это и приносит счастливое удовлетворение. Пожелаем ей успехов, новых творческих вершин! И пусть в ближайшем будущем исполнится заветное желание – станцевать Кармен!
Нина ЖИЛЕНКО.
Фото Олега МЕНЬКОВА
и Владимира ПОДКОЛЬЗИНА.
Фото Олега МЕНЬКОВА
и Владимира ПОДКОЛЬЗИНА.
7-10-2022 (0) Просмотров: 878 Номер: 69(13631) Версия для печати