$ - 100.6798
€ - 106.0762

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

«А просто я другое дерево…»


«А просто я другое дерево…»

«Бывают странные сближения», – некогда написал в своих «Маленьких трагедиях» Александр Сергеевич Пушкин…

И в минувший вторник, придя в Башкирский государственный академический театр, в котором через полтора часа должен был начаться Гала-концерт Девятого межрегионального инклюзивного фестиваля «Ломая барьеры», я вдруг вспомнила эту ставшую уже давно хрестоматийной строчку поэта… Почему? Да по одной простой причине. В это же самое время, когда на Большой сцене шел последний прогон номеров, вошедших в Гала, и постановочная группа проверяла каждую деталь предстоящего действа, на Малой сцене БГАТД, куда мы заглянули, чтобы поздравить актеров флагмана национального искусства республики с тем, о чем я скажу позже, были артисты, занятые в спектакле «РАС-СКАЗЫ», поставленном режиссером Ильшатом Мухутдиновым по документальной пьесе Виктории Емелёвой и посвященном тому, сколь непросто прижиться в социуме ребенку с диагнозом «расстройство аутистического спектра (РАС)», и тому, какой груз ложится на плечи родителей особенного малыша…
Большая сцена «академиков» готовилась принять ребятишек с ограниченными возможностями здоровья, а Малая в это же время ждала зрителей, собиравшихся на постановку именно о таких детях и повествующую… Я, пораженная этим обстоятельством, даже спросила у сотрудников литературной части театра: специально ли, верстая репертуар, БГАТД поставил на 8 ноября именно «РАС-СКАЗЫ»? Нет, ответили мне, просто так совпало… Но ведь ничего случайного в нашей жизни не бывает. У нее свои планы и все, что происходит, вполне закономерно, имеет некий тайный смысл, а посему «бывают странные сближения»… Впрочем, опустим мистическую составляющую подобных совпадений и вернемся к тому, что было обещано читателю чуть выше: забежали мы с фотокорреспондентом Лилией Загировой к актерам Башкирского академического, дабы разделить с ними радость: спектакль «РАС-СКАЗЫ» (то бишь – сказы о РАС) вошел в Лонг-лист Национальной театральной премии России «Золотая Маска-2023», то есть в список самых заметных, по мнению экспертного совета, постановок сезона 2021-2022 годов. С таким успехом, безусловно, необходимо поздравить, что мы и сделали! Эксперты «Золотой Маски» не обходят вниманием постановки и актерские работы Башкирского академического театра имени Мажита Гафури, скажу больше – мне даже кажется, они благоволят ему, с приязнью относясь не только к главному режиссеру этого театра Айрату Абушахманову, который входил и в состав жюри «Маски», главному художнику Альберту Нестерову, но и многим актерам БГАТД, кстати, не раз номинированным на премию. Тем приятнее то, что спектакль, скажем так, малой формы, поднимающий огромный пласт проблем, относящихся к категории социальных, не прошел мимо их пристального взгляда и удостоился отдельного упоминания в списке весьма и весьма славных соперников. В иных театральных и кинофестивалях есть даже такая форма поощрения, как «специальное упоминание жюри». И, как правило, «отмеченные» очень гордятся такой оценкой их работы!

«А просто я другое дерево…»

…Премьера «РАС-СКАЗОВ» прошла 2 декабря 2021 года, накануне, по все тому же «странному сближению» (хотя, быть может, и запланированному), Международного дня инвалидов, который выпадает на 3 декабря. Хотя… Будем откровенны: документальная пьеса Виктории Емелёвой – актрисы Уфимского ТЮЗа и мамы прелестной девочки с диагнозом РАС, а также спектакль режиссера Ильшата Мухутдинова, также знакомого с проблемами, выпадающими на долю родителей особенного ребенка, не об этом. То есть, конечно, точкой отсчета стал именно момент появления на свет инакого малыша. Но все же спектакль сей и Виктория с Ильшатом, и художник Альберт Нестеров, и балетмейстер Алина Мустаева, и автор музыкального решения Эмиль Амиров, и, конечно, все актеры, а заняты в «РАС-СКАЗАХ» два состава (плюс есть роли, на которые назначены по трое исполнителей), ставили… о любви. О любви человека к человеку; о том, что ребенок, каким бы он ни появился на свет, дорог родителям; и о бесконечной близости друг к другу всех нас, разумных и не очень, терпеливых и вспыльчивых, способных к состраданию и лишенных сего дара… Нас ведь не так уж и много под бесконечностью звездного купола. А еще меньше тех, кто помнит высказывание Иммануила Канта о моральном законе внутри себя. Знание, касающееся последнего, некоторые из нас, увы, растеряли в столь долгом пути человечества под все той же звездной небесной твердью…
Пьеса Виктории Емелёвой включает в себя монологи родителей, в семьях которых растут дети с расстройством аутистического спектра, и изначально, в процессе мозг-штурма, постановочная группа решила, что актеры, в буквальном смысле слова проживающие эти исповеди, смешаются со зрителями. Две линии кресел, стоящие на небольшом островке камерной сцены БГАТД друг против друга, в каком-то смысле дают публике представление о нашем мироустройстве, в контексте коего возможно соединить самые разные группы. Ильшат Мухутдинов создает некую модель идеального мира, возможно, даже по типу Ноева ковчега, где собраны пары и «одиночки» из различных социальных слоев и кругов общества, различных по характеру и роду деятельности…
Но всех «цементирует» так называемое единство места и то, что все, кто собрался на островке Камерной сцены, – люди. А это является убедительным поводом того, что они могут поделиться друг с другом своими страхами, тревогами, болью… Ведь не секрет, что исповедавшийся человек испытывает облегчение, получая силы жить дальше.

«А просто я другое дерево…»

Два берега этих кресел соединяет длинная, подобная реке, широкая белая лента бумаги, на которой цветными фломастерами пишут свои «послания» (сообщения, если хотите) дети тех, кто пришел на исповедь, инакие, подобно невинным агнцам, одетые во все белое и мягкое. Очень точное и никого не ранящее пластическое решение образа человека с аутизмом создано балетмейстером Алиной Мустаевой, понимавшей, что лобовые ходы в контексте данной постановки исключены. И зритель, который еще не понимает, что он в каком-то смысле становится частью спектакля, глядит на этих отрешенных, сосредоточенных на своих занятиях мальчиков и девочек (пластическую группу составляют молодые артисты театра), вслушивается в слова песни Виктора Цоя «Дерево» (музыкальное решение «РАС-СКАЗОВ» – прерогатива Эмиля Амирова) и вспоминает, быть может, в этот момент строки из исполняемой Еленой Антоновной Камбуровой песни на стихи Григория Поженяна и Микаэла Таривердиева «Я другое дерево»… Люди, пришедшие на спектакль, не испытывают растерянности, не пугаются, а, погружаясь в эту атмосферу, готовятся ко встрече с тем, чему раньше не уделяли внимания. А юные гибкие тела, легко и неслышно скользящие по ленте воображаемой реки, связывают зрителей, расположившихся по разным берегам, доверчиво выводя фломастером на протянутой им руке некий тайный знак, символ родства – цветок, наивную галочку чайки, круг…
И зрители уже фактически готовы к тому, что ждет их дальше – к исповедям, которые мгновения спустя зазвучат из уст тех, кто сидит между ними, касается соседа плечом, смотрит в глаза из первого ряда по другую сторону «реки» (помогают и два больших экрана, в разы увеличивающие лица говорящих)…
Надо сказать, что Виктория Емелёва, работая над пьесой, собрала огромное количество монологов родителей, воспитывающих ребенка с РАС, таковых называют «донорами». В числе «доноров» были и уроженцы Башкортостана, жители из глубинки республики. И поэтому исповеди родителей звучат как на русском, так и на башкирском языке, в зависимости от национальности героев. Но пусть сие не пугает зрителя, собравшегося на «РАС-СКАЗЫ», поскольку театр это предусмотрел и в тот момент, когда зазвучит башкирская речь, выданный при входе «наушник» оживет, облегчив вам восприятие с помощью синхронного перевода… И под финал, подчас даже смахивая набегающие слезы и поглядывая на трогательную рожицу розового зайца, выведенную на вашей ладони фломастером, зажатым в пальцах юной руки, вы почувствуете себя частицей этого мира над рекой, в единое целое соединяющей берега, на которых растут самые разные деревья. Деревья, которые днем, не деля на свои и чужие (другие, иные), щедро согревает солнце, а по ночам освещают лучи далеких звезд, коими усеяна небесная твердь…

«А просто я другое дерево…»

И я больше чем уверена, что после этого спектакля вам и в голову не придет, оказавшись в публичном месте, укорять или учить тому, как воспитывать свое чадо, и без того взволнованную, расстроенную мать, чей ребенок, среагировав на резкий сигнал машины, хлопок двери, яркий цвет или внезапно зазвучавшую громкую музыку, бросился на пол и стал кричать, переходя на ультразвук, и бить ногами… Самое умное, что можно сделать в этой ситуации, попросить убавить музыку и, не кидаясь к бедной матери с желанием помочь, оставить ее в покое и, деликатно отвернувшись, пройти… Мама, наделенная опытом общения с особенным ребенком, справится с ситуацией сама. Вы же постарайтесь вспомнить строчку из стихотворения Поженяна: «А просто я другое дерево…»

Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ, съемка была сделана
на премьере
2 декабря 2021 года.

Дата создание новости 11-11-2022   Комментарии (0)   Просмотров: 1 134     Номер: 78(13640)     Версия для печати

22 ноября 2024 г. №82(13826)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.