$ - 102.5761
€ - 107.4252

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Нет, не проблема, а любимое родителями дитя!


Нет, не проблема, а любимое родителями дитя!

«Вечерняя Уфа» уже сообщала читателям о том, что в Башкирском государственном академическом театре драмы имени Мажита Гафури готовится к выпуску очередной спектакль, который режиссер Ильшат Мухутдинов ставит по пьесе уфимского автора Виктории Емелёвой «РАС-сказы», вошедшей в шорт-лист одного из самых интересных и востребованных на сегодняшний день фестивалей современной драматургии «Любимовка».

Премьера пройдет на Камерной сцене БГАТД 2, 3 декабря, и даты эти выбраны не случайно, ведь 3 декабря в мире отмечается Международный день инвалида. И если читатель помнит предыдущий материал, то он понимает, что постановка, жанр которой обозначен, как «спектакль-терапия», посвящена проблеме детей с РАС – расстройством аутистического спектра. Творческая группа, думая над названием новой постановки и понимая, что замечательная формула Виктории Емелёвой «РАС-сказы», то бишь своеобразные сказы о РАС (а они звучат из уст родителей детей с аутизмом), в переводе на башкирский что-то потеряет, долго искала адекватный вариант. И вот было выбрано название, очень точное, на мой взгляд, и затрагивающее в своем графическом выражении сразу два понятия. Итак, на афише театра вы увидите название «Блм» (знание, быть может, проблема). Но буква «» в обоих случаях перечеркнута на темном фоне афиши тонким красным штрихом, а сверху над ней поставлена буква «а», в результате чего можно прочитать это слово как «Балам» (мой ребенок). То есть, если рассуждать логически, то данная формула имеет подтекст, который тонко мыслящий человек расшифрует следующим образом – мой ребенок – проблема (либо знание, что тоже в контексте содержания спектакля приемлемо и вполне объяснимо).
…Незадолго до премьеры в Башкирском государственном академическом театре, по собственной инициативе взявшемся за столь значимый социальный проект (отдельное спасибо инициатору начинания – главному режиссеру БГАДТ Айрату Абушахманову!) прошла пресс-конференция, посвященная новой постановке. В рамках ее с журналистами беседовали директор театра Иршат Файзуллин, автор пьесы Виктория Емелёва, режиссер Ильшат Мухутдинов и народные артисты Башкортостана Гульнара и Алмас Амировы, работающие в этом спектакле.
Разговор начал Иршат Ишбулатович, подчеркнувший, что Башкирский академический театр, который уже имеет опыт постановки спектакля про человека с особенностями развития («Цыпленок из букваря», который режиссер Линас Зайкаускас поставил по пьесе эстонца Андруса Кизиряхка – перевод Олега Ханова), первым среди собратьев по творческому цеху взялся за социально значимый проект, посвященный жизни детей с РАС, а также их родителям, на которых, безусловно, ложится огромная нагрузка.
Далее в беседу вступила Виктория, у коей в доме подрастает ребенок с аутизмом, так что пьеса эта основана на личном опыте автора. В документальную пьесу «РАС-сказы» вошло семь подлинных историй, поведанных родителями детей с РАС. Эти герои живут в разных городах и даже странах. Виктория, называющая их «донорами» (что вполне объяснимо, ведь именно они поделились с автором наболевшим, дав пьесе энергию для жизни), на удивление легко, как она говорит, нашла общий язык с людьми, которых объединяет нечто общее – в данном случае диагноз ребенка и сложности, которые сопровождают в социуме и этих маленьких либо молодых людей, и их родителей… И ее пьеса сама в каком-то смысле диагноз (по выражению автора – «фундамент»). Но «РАС-сказы» ставят перед обществом главный вопрос, концентрируя внимание зрителей на перспективе, сиречь «оптике». И вопрос этот звучит просто: «А что дальше?!»
Понятно, что кардинально решить мы его не можем. Но в наших с вами силах изменить сложившееся в обществе отношение к людям с особенностями развития.
Виктория Емелёва: «В итоге получилась пьеса про любовь, про очень большую, сильную любовь. Что же мы не любим-то так друг друга? А ведь хочется быть внимательными к ближнему, и в отношении к инакому исходить от любви, несмотря на то, какие мы. Да, мы все разные, но это не значит, что кто-то из детей лучше или хуже. Важно понять – все мы равные. Это то, к чему я пришла в итоге, работая над пьесой. Как же объяснить сие зрителю, который не сталкивался с подобной проблемой, чтобы ему были понятны боль, усталость и в каком-то смысле выгорание родителей таких детей, ведь в центре всех историй, которые звучат, человек с расстройством аутистического спектра. И тогда я решила дать слово нейротипичным людям, каковыми являются все герои, действующие в моей пьесе. Мы долго беседовали с каждым из них. В процессе этих интервью произошла моя терапия. Пообщавшись с ними, я в каком-то смысле успокоилась, отсюда и родился жанр – спектакль-терапия. И еще раз хочу подчеркнуть: я писала пьесу про любовь – про безусловную любовь, а это именно то, чего так не хватает нашему обществу».

Нет, не проблема, а любимое родителями дитя!


В беседу вступает режиссер Ильшат Мухутдинов, который тоже не понаслышке знает, что значит воспитывать ребенка с РАС: «Мы ставим спектакль о человеколюбии, о том, что всех нас делает людьми. Ведь тема расстройства аутистического спектра является лишь отправной точкой разговора о том, как все мы существуем в едином пространстве, как относимся друг к другу. В процессе работы над спектаклем и я, и актеры вместе начали анализировать то, как, живя в социуме, мы относимся друг к другу. От репетиции к репетиции исполнители начали меняться, приняв данную проблему, как свою личную. Мы размышляли, анализировали свои поступки и поведение, копались в себе, пытаясь понять: а какие мы настоящие?..»
В спектакле, кстати, будут работать два состава, впрочем, есть роли, которые репетируют по трое актеров.
«Мы понимаем, что этот спектакль – чрезвычайно важен, и то, что задумано постановочной группой, то, что воплощают на сцене актеры – очень значимое дело», – добавляет Алмас Амиров, благодаря которому Виктория Емелёва познакомилась с «донорами», чьи истории также вошли в пьесу, – речь о родителях ребенка с РАС, живущих в одном из районов Башкирии.
«Раньше я никогда не сталкивалась с подобной проблемой, – говорит актриса Гульнара Амирова. – Начав репетировать и прочитав пьесу, стала вдруг видеть таких детей. Эта пьеса про огромную любовь к собственному ребенку, хотя бы уже потому, что он необычный и в чем-то даже уникальный. Виктория, безусловно, написала пьесу про любовь. И я верю в то, что зритель именно так и воспримет наш спектакль».
Остается добавить, что в творческую команду также входят художник-постановщик Альберт Нестеров, режиссер по пластике Алина Мустаева, которая ищет некий метафорический язык для каждого из героев спектакля, речь о пластическом решении сценического пространства. Музыку к проекту написал Эмиль Амиров.
Исполнители работают на русском и башкирском языках.

Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.



Дата создание новости 30-11-2021   Комментарии (0)   Просмотров: 1 050     Номер: 84(13554)     Версия для печати

22 ноября 2024 г. №82(13826)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.