Сюрпризы “Сумеречной зоны”
Вот опять окно, где в "Ночи" не спят...
Поначалу "Ночь искусств", которая по инициативе Министерства культуры Российской Федерации проводилась в минувшее воскресенье по всей стране, энтузиазма у меня не вызвала. Слишком уж часто в последнее время мне приходилось "полуночничать", откликаясь на российские акции подобного толка, к коим, естественно, не могла не примкнуть и Уфа. По музеям и библиотекам мы затемно бродили, ну а в театрах и концертных залах я, собственно, бываю часто - и по роду службы, и, так сказать, полюбовно...
Но все же новостные каналы Центрального TV, в выходные "трубившие" о событии с достаточной степенью регулярности, а также пламенная речь главы ведомства Владимира Мединского пробудили во мне некое чувство соблазна... Короче, дело закончилось тем, что мы с фотокорреспондентом Александром Даниловым, отказавшимся ради "сводок с фронта искусств" от празднования собственного дня рождения в домашнем кругу, выдвинулись на передовые позиции и, взвесив все "за" и "против", отправились в Башкирскую государственную филармонию.
Элемент логики в наших с Сашей рассуждениях был: месячный репертуар в театрах утверждается заранее, а посему на “Ночь искусств”, известие о которой пришло слишком поздно, они, в отличие от иных музеев, принимавших посетителей до двенадцати ноль-ноль, могут откликнуться только тем, что примкнут к ней в каком-то смысле пассивно. Значит, выбирать нужно из того, что, возможно, больше не повторится. В этом смысле по всем статьям подходила филармония, настойчиво приглашавшая “Вечерку” на III Международный музыкальный фестиваль “Уфа-Зальцбург”, в проведении которого, по словам организаторов, заинтересовано правительство Австрии. И мы отправились на закрытие пятидневного форума.
...Я не люблю “иллюстраторов” нотного текста, поэтому с осторожностью отношусь к уговорам литчасти БГФ (которую, добавлю, ценю), заинтересованной в пропаганде своих проектов на страницах и каналах всевозможных СМИ... Но два мудрых старца - Луц Лесковиц (первая скрипка и создатель ансамбля “Зальцбургские солисты”) и Владимир Мендельсон (первый альт этого коллектива), похоже, знают толк в музыке великих австрийцев и немцев, в данном случае речь об Иоганнесе Брамсе, в своем исполнении приближаясь, быть может, к тому, как звучала она при жизни композитора... И именно их невольный “диктат” заставляет остальных “Солистов” деликатно существовать в созданной мэтрами атмосфере, которую, постепенно освоившись, не нарушил и наш Марк Афанасьев (вторая виолончель)...
Расчувствовавшись и отчасти вдохновившись, особенно после “бисовки”, в коей Лесковиц и Мендельсон сыграли тишайший (если позволите - тончайший) дуэт, а также выставки раритетных афиш, украсивших фойе второго этажа БГФ, мы направили свои стопы в Арт-галерею “Мирас”, которая, несмотря на хлопоты, связанные со скорым переездом в пространство нового зала на улице Ленина, 72, как всегда, приготовила нечто необычное. Говорю о проекте уфимского художника Азата Басырова “Красота”, к шести вечера (официальный старт “Ночи”) собравшего невероятное количество желающих примкнуть к акции. К моменту нашего сюда прибытия, а это где-то начало десятого, основная масса зрителей схлынула, а те, кто остался, отдавали должное дефилирующим по подиуму соискательницам короны одного из конкурсов красоты (речь о видео, читатель; ведь крохотные, но такие уютные комнатки “Мираса” не в состоянии принять у себя “всю королевскую рать” подобных смотров). Сей показ - естественная составляющая проекта, в основу которого положены идеи, на мой взгляд, нестандартно мыслящего молодого человека, чью футболку украшала эмблема, каковую Энди Уорхол некогда создал для альбома Rolling Stones, тем самым навечно “заклеймив” ею легендарную группу. Азат задумал что-то вроде спектрального анализа конкурсов красоты, иронично, а подчас и жестко “рассуждая” о реалиях шоу-бизнеса, лишающего человека присущих ему индивидуальных черт... Любопытно, но на мой вкус - подход в большей степени конструктивистский. В общем, увидите сами, в чем-то, думаю, со мной не согласившись.
А завершала для нас очередную “Ночь” выставка изумительного мастера Рафаэля Кадырова, развернутая в Малом зале Союза художников Республики Башкортостан. И экспозиция его произведений стала ослепительной точкой (нет, восклицательным знаком!) в путешествии по “сумеречной зоне”, согрев своим теплом и восхитив лаконизмом высказывания, исполненного в то же время редкостной глубины. Материал, коим ныне увлечен Кадыров, - дерево, сохранившее прикосновения рук тех людей, которые с ним работали. Поскольку картины (я бы даже сказала - “парсуны”) Рафаэля написаны в технике масляной живописи на... боковинах и дверцах шкафов, шифоньеров, буфетов, на круглых и прямоугольных столешницах, выброшенных бывшими хозяевами за ненадобностью. А Кадыров, углядевший в том некое кощунство, не смог пройти мимо, считая, что все эти старые вещи продолжают жить, дышать, сохраняя своеобразие, характер и тепло... В чем-то они напомнили художнику плавную текучесть линий женского тела; вызвали в его сознании ассоциации с тем многотрудным веком, который выпал на долю уже “уходящей натуры”, например, его бабушки, деда; а еще текстура столь необычных “холстов” зазвучала для открывшего ее художника ритмами восточных газелей, созданных, допустим, великим Хафизом...
Кстати, с нашей легкой руки в Малый зал повалил народ, засыпавший автора вопросами и не скупившийся на слова признания. А мы с Даниловым, тихо прикрыв за собой двери, светясь радостью от встречи, отправились в ближайшую “Шоколадницу” чаем обмывать его день рождения...
Илюзя КАПКАЕВА.
НА СНИМКАХ: в “Мирасе” Азат Басыров (второй слева) создал даже нечто вроде пресс-стены, используя тревожное SOS; на выставке Рафаэля Кадырова (автор слева).
Фото Александра ДАНИЛОВА.
НА СНИМКАХ: в “Мирасе” Азат Басыров (второй слева) создал даже нечто вроде пресс-стены, используя тревожное SOS; на выставке Рафаэля Кадырова (автор слева).
Фото Александра ДАНИЛОВА.
6-11-2013 (0) Просмотров: 1 530 Номер: 212(12360) Версия для печати