$ - 90.9873
€ - 98.7776

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Когда «кадры» решают всё

Забег во имя мира

Мы не можем без корней!

Мой дедушка – Ломоносов из Башкирии

«…И вечно в сговоре с людьми надежды маленький оркестрик под управлением любви»

Какой ты след оставишь на Земле…


Какой ты след оставишь  на Земле…
Раиса Дербишева – балерина, педагог, театральный деятель, заслуженный работник культуры БАССР. С ее именем связаны яркие страницы истории искусства нашей республики.


Главное в ее жизни, конечно, балет. Перенесемся в далекие тридцатые годы прошлого столетия. Молодой танцовщик, балетмейстер Файзи Гаскаров горел мечтой создать в родной Башкирии классический балет и ансамбль народного танца. Его усилиями, энергией, одержимостью в достижении цели была создана национальная студия в лучшей в мире балетной школе. Он искал талантливых детей для обучения в Ленинграде. Тринадцатилетняя девчушка Рая Дербишева покорила его своей пластикой, врожденной артистичностью и оказалась в самом первом, еще рукописном гаскаровском списке рядом с именами Зайтуны Насретдиновой, Халяфа Сафиуллина.
Недолгие сборы – и они уже учащиеся Ленинградского хореографического училища. Их очаровали красоты города, дворцы, мосты, проспекты, улица Зодчего Росси, где им предстояло прожить ближайшие семь лет. Уют, чистота и порядок интернатских комнат, столовая. А какие люди оказались рядом с ними! Лишь гораздо позже эти подростки, практически ничего не знавшие о классическом балете, поймут, что их наставляют лучшие балетные педагоги – Александр Викторович Ширяев, Алексей Афанасьевич Писарев, Александр Иванович Пушкин, Наталья Александровна Камкова, Елена Васильевна Ширипина… А когда в полной мере осознали, какому волшебному искусству учат эти талантливые, знающие, интеллигентные и доброжелательные люди, их усердию и трудолюбию не было предела. Я общалась, дружила со многими корифеями нашего балета, и все они отмечали, как тепло относились к ним преподаватели, ценили увлеченность и целеустремленность детей именно башкирского отделения.
Характерному танцу учил Александр Викторович Ширяев, основоположник русской школы характерного танца. Все было заразительно, интересно. Неудивительно, что позже Раиса Дербишева, от природы страстная, темпераментная, стала одной из лучших танцовщиц этого направления на башкирской сцене.
Какой ты след оставишь  на Земле…

Ленинградские годы были насыщенными: учеба, репетиции, участие в спектаклях Кировского театра и просто посещение, просмотр балетов, знакомство с выдающимися мастерами, экскурсии по городу, в интересные загородные места… Особенно впечатлили Петергофские фонтаны, каскады, дворцы.
В летние каникулы обязательно давали концерты. Преподаватели тоже приезжали в Уфу. Это были своего рода экзамены, отчеты. Ведь республика направила их учиться, они будущее башкирского балета, надо показать, как оправдывают надежды и доверие.
Окончание учебы совпало с началом Великой Отечественной войны. 9 июля 1941 года выпускники ЛХУ стали солистами и артистами нашего театра, окончательно оформив его предназначение – оперы и балета.
Многому научились они у известных артистов эвакуированной в Уфу Национальной Оперы Украины. Сотрудничество продолжалось недолго – ближе к Новому году киевлян перебросили в Иркутск. Но с присущим башкирским ленинградцам умением схватывать все на лету и прочно усваивать они значительно обогатили опыт, навыки, мастерство.
Раиса Дербишева стала активнейшей участницей концертных фронтовых бригад. Рисковая, смелая, она порой танцевала чуть ли не под пулями. Выступала в Подмосковье, на Карельском фронте, в Белоруссии. На импровизированных подмостках, грузовиках с откинутыми бортами исполняла башкирский, татарский, украинский танцы. Радовалась восхищению зрителей, готовых в любой миг по тревоге подняться в атаку, защищать Родину и право таких, как она, свободно показывать свое искусство под мирным небом.
Тридцать лет балерина служила башкирской сцене. Участвовала практически во всех балетах репертуара. Танцевала и классические партии, но ее дарование, темперамент, кураж вырывались из рамок классических канонов. Она больше проявила себя как яркая характерная танцовщица. Незабываема ее Гудула, мать Эсмеральды, в одноименном балете Цезаря Пуни по роману Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». Настолько потрясающий, выразительный образ она создавала, что львиная доля оваций выпадала на ее долю.
Для характерных танцовщиц, к сожалению, не предназначены главные партии. Они – королевы эпизодов, сольных фрагментов. В любом номере Раиса приковывала к себе внимание зрителей, заражала, завлекала, покоряла. Как очаровательна была ее Дама в зеленом из «Голубого Дуная», как озорна и привлекательна героиня в «Тщетной предосторожности», как выразительны ее цыганки в концертных номерах!
Но коронной ролью Раисы Дербишевой была старшая жена Арсланбая Байрамбике в балете Льва Степанова, Загира Исмагилова «Журавлиная песнь». Она и в фильме ее сыграла блистательно.
Художественный руководитель башкирской балетной труппы Леонора Куватова вспоминает:
- Когда после Ленинградского училища я начала танцевать в театре, сразу обратила внимание на Раису Дербишеву. И именно в балете «Журавлиная песнь». Красивая, высокая, статная, незаурядная актриса, она тонко чувствовала и передавала характер башкирской женщины – неповторимым движением рук, мимикой, всей пластикой. Профессионал высокого класса. У нее и других наших корифеев – Зайтуны Насретдиновой, Гузели Сулеймановой, Тамары Худайбердиной – мы перенимали навыки мастерства, учились отношению к профессии. И человеком Раиса Назибовна была замечательным – добрая, отзывчивая.
Какой ты след оставишь  на Земле…

Танцевальная карьера завершена. Для любой балерины это драма. Но Раиса Дербишева не из тех, кто готов сидеть дома. Нашлось для нее дело. Причем очень-очень новое, сложное. Рождался башкирский цирк. Раиса Назибовна стала педагогом-репетитором, взяла на себя хореографическую подготовку артистов цирка, а вскоре она уже художественный руководитель и директор. За десятилетие вывела коллектив в число лучших в Союзе, объездила страну, как говорится, вдоль и поперек. Артисты Башкирского цирка изумляли и покоряли публику не только необычными шапками с лисьими хвостами, но и подлинным мастерством, виртуозностью в разных цирковых жанрах.
Не каждому дано ярко проявить себя сразу в нескольких сферах искусства. У Раисы Назибовны это получилось. Она стояла у колыбели башкирского балета, вместе с другими выпускниками Ленинградского хореографического училища поднимала славу молодого музыкального театра, формируя классический и национальный репертуар. Была одной из самых бесстрашных участниц концертных фронтовых бригад, выступала на передовой, вдохновляя бойцов, вселяя в них надежду и веру в победу. Участвовала в съемках фильма-балета «Журавлиная песнь». Затем Раиса Дербишева стала педагогом-репетитором, а вскоре директором и художественным руководителем только что родившегося циркового коллектива, самого молодого вида искусства в республике. Была активнейшей деятельницей Башкирского отделения ВТО (ныне СТД). И, наконец, вернувшись в родной театр, до последнего дня своей не очень долгой жизни заведовала балетной труппой.
Хорошо, когда человек оставляет талантливый след на земле! Душа Раисы Дербишевой живет в нынешних культурных, театральных делах. Душа ее танца возрождается в новых поколениях башкирского балета. Преемственность, традиции не должны прерываться. Как говорится, мосты меж поколениями не разводятся. А прекрасная, лучезарная улыбка Раисы Дербишевой светит нам с фотографий так, что веришь: она с нами!
Нина ЖИЛЕНКО.

Дата создание новости 27-01-2023   Комментарии (0)   Просмотров: 553     Номер: 6(13659)     Версия для печати

17 мая 2024 г. №34(13778)


«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.