Мосты меж поколениями не разводятся. К 100-летию со дня рождения Раисы Дербишевой, балерины, педагога, театрального деятеля, заслуженного работника культуры БАССР
Не каждому дано оставить талантливый след сразу в нескольких сферах искусства. У Раисы Назибовны это получилось. Она стояла у колыбели башкирского балета, вместе с другими выпускниками Ленинградского хореографического училища поднимала славу молодого музыкального театра, формируя классический и национальный репертуар. Была одной из самых бесстрашных участниц концертных фронтовых бригад, выступала на передовой, вдохновляя бойцов, вселяя в них надежду и веру в победу. Участвовала и в съемках фильма-балета «Журавлиная песнь». Раиса Дербишева стала педагогом-репетитором, а вскоре директором и художественным руководителем только что родившегося циркового коллектива, самого молодого вида искусства в республике. Была одним из самых активных деятелей Башкирского отделения ВТО (ныне СТД). И, наконец, вернувшись в родной театр, до последнего дня своей не очень долгой жизни заведовала балетной труппой.
Но обо всем по порядку. Главное, конечно, балет. Тринадцатилетней девочкой она покорила своими способностями молодого танцовщика, балетмейстера Файзи Гаскарова, горевшего мечтой о создании в родной Башкирии классического балета и ансамбля народного танца. Итак, 1934 год. Гаскаров как раз подбирал детей для обучения в Ленинграде. Его усилиями, энергией, одержимостью в достижении цели была создана национальная студия в лучшей в мире балетной школе. Раиса Дербишева оказалась в самом первом, ещё рукописном гаскаровском списке рядом с именами Зайтуны Насретдиновой, Халяфа Сафиуллина…
Вскоре семь девочек и семь мальчиков вместе со своим наставником отправились в прекрасный город на Неве и стали учащимися Ленинградского хореографического училища. Что они знали о балете, классическом танце? Конечно, их очаровали красоты города, дворцы, мосты, проспекты, улица Зодчего Росси, где им предстояло прожить ближайшие семь лет. Уют, чистота и порядок интернатских комнат, столовая. А какие люди оказались рядом с ними! Лишь гораздо позже они поймут, что это лучшие из лучших балетные педагоги – Александр Викторович Ширяев, Алексей Афанасьевич Писарев, Александр Иванович Пушкин, Наталья Александровна Камкова, Елена Васильевна Ширипина… А когда в полной мере осознали, какому волшебному искусству учат эти талантливые, знающие, интеллигентные и доброжелательные люди, их усердию и трудолюбию не было предела. Я общалась, дружила со многими корифеями нашего балета, и все они отмечали, как тепло относились к ним преподаватели, ценили увлеченность и целеустремленность детей именно башкирского отделения.
Характерному танцу учил Александр Викторович Ширяев, основоположник русской школы характерного танца. Все было так заразительно, интересно. Неудивительно, что позже Раиса Дербишева, от природы страстная, темпераментная, стала одной из лучших танцовщиц этого жанра на башкирской сцене.
В летние каникулы обязательно давали концерты. Преподаватели тоже приезжали в Уфу. Это были словно экзамены, отчеты. Ведь республика направила их учиться, эти дети - будущее башкирского балета, надо показать, как они оправдывают надежды и доверие. Сохранилась пожелтевшая газетная вырезка со снимком – Раиса Дербишева и Халяф Сафиуллин исполняют украинский танец для делегатов Чрезвычайного X Всебашкирского съезда Советов. Здесь уместно поблагодарить дочь Раисы Назибовны Асию, которая бережно хранит архив и предоставила мне право воспользоваться этим богатством.
Учеба, репетиции, участие в спектаклях Кировского театра и просто посещение, просмотр балетов, знакомство с выдающимися мастерами, экскурсии по Северной Пальмире, в интересные загородные места… Особенно впечатлили Петергофские фонтаны, каскады, дворцы. Даже сфотографировались на память на их фоне.
Окончание учебы совпало с началом Великой Отечественной войны. 9 июля 1941 года выпускники ЛХУ стали солистами и артистами театра, окончательно оформив его предназначение – оперы и балета.
Многому научились у известных артистов эвакуированной в Уфу Национальной Оперы Украины. Сотрудничество продолжалось недолго – ближе к Новому году киевлян перебросили в Иркутск. Но с присущим башкирским ленинградцам умением схватывать все на лету и прочно усваивать наши юные герои значительно обогатили опыт, навыки, мастерство.
Раиса Дербишева стала активнейшей участницей концертных фронтовых бригад. Да, страшно, опасно, нелегко физически. Но такая уж она была рисковая, смелая, порой танцевала чуть ли не под пулями. Выступала в Подмосковье, на Карельском фронте, в Белоруссии. На импровизированных подмостках, грузовиках с откинутыми бортами исполняла башкирский, татарский, украинский танцы. Радовалась восхищению зрителей, готовых в любой миг по тревоге подняться в атаку, защищать Родину и право таких, как она, свободно показывать свое искусство под мирным небом.
Тридцать лет балерина служила башкирской сцене. Участвовала практически во всех балетах репертуара. Танцевала и классические партии, но ее дарование, темперамент, кураж вырывались из рамок классических канонов. Она больше проявила себя как яркая характерная танцовщица. Незабываема ее Гудула, мать Эсмеральды, в одноименном балете Цезаря Пуни по роману Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». Настолько потрясающий, выразительный образ она создавала, что львиная доля оваций выпадала на ее долю.
Для характерных танцовщиц, к сожалению, не создаются главные партии. Они – королевы эпизодов, сольных фрагментов. В любом номере Раиса приковывала к себе внимание зрителей, заражала, завлекала, покоряла. Смотрю фотографии и любуюсь, как очаровательна ее Дама в зеленом из «Голубого Дуная», как озорна и привлекательна героиня в «Тщетной предосторожности», как выразительны ее цыганки в концертных номерах.
Но коронной ролью Раисы Дербишевой была старшая жена Арсланбая Байрамбике в балете Льва Степанова и Загира Исмагилова «Журавлиная песнь». Она и в фильме ее сыграла блистательно.
Художественный руководитель башкирской балетной труппы Леонора Куватова вспоминает:
- Когда после Ленинградского училища я начала танцевать в театре, сразу обратила внимание на Раису Дербишеву. И именно в балете «Журавлиная песнь». Красивая, высокая, статная, незаурядная актриса, она тонко чувствовала и передавала характер башкирской женщины – неповторимым движением рук, мимикой, всей пластикой. Профессионал высокого класса. У нее и других наших корифеев – Зайтуны Насретдиновой, Гузели Сулеймановой, Тамары Худайбердиной – мы перенимали навыки мастерства, учились отношению к профессии. И человеком Раиса Назибовна была привлекательным – добрая, отзывчивая.
…Танцевальная карьера завершена. Для любой балерины это драма. Но Раиса Дербишева не из тех, кто готов сидеть дома. Нашлось для нее дело. Причем очень-очень новое, сложное. Рождался башкирский цирк. Раиса Назибовна стала педагогом-репетитором, взяла на себя хореографическую подготовку артистов цирка, а вскоре она уже художественный руководитель и директор. За десятилетие вывела коллектив в число лучших в Союзе, объездила страну, как говорится, вдоль и поперек. Башкирские циркачи изумляли и покоряли публику не только необычными шапками с лисьими хвостами, но и подлинным мастерством, виртуозностью в разных цирковых жанрах.
В 1982 году Раиса Назибовна вернулась в родной театр и оставшуюся жизнь трудилась директором балетной труппы, идеально справляясь со всеми административными, организаторскими и прочими хлопотами.
Хорошо, когда человек оставляет талантливый след на земле! Душа Раисы Дербишевой живет в нынешних культурных, театральных делах. Душа ее танца возрождается в новых поколениях башкирского балета. Преемственность, традиции не должны прерываться. Как говорится, мосты меж поколениями не разводятся. А прекрасная, лучезарная улыбка Раисы Дербишевой светит нам с фотографий так, что хочется верить… Да нет, веришь: она с нами!
Нина ЖИЛЕНКО.
Снимки из семейного архива Асии Дербишевой, дочери Раисы Назибовны.
Снимки из семейного архива Асии Дербишевой, дочери Раисы Назибовны.
22-01-2021 (0) Просмотров: 1 258 Номер: 5(13475) Версия для печати