Под знаком "РОДИНЫ"
Человек имеет право на серьезное кино
Начало ноября было ознаменовано для уфимцев тем, что в кинотеатре "Родина" состоялась благотворительная акция Международного фестиваля фильмов о правах человека "Сталкер". Этот форум ежегодно проходит в Москве, избрав своей целью формирование правового сознания общества средствами кинематографа.
В конкурсную программу "Сталкера", председателем жюри которого является народный артист СССР, выдающийся кинорежиссер Марлен Хуциев, отбираются российские игровые и документальные ленты, в той или иной степени отражающие тему, заявленную в самом названии фестиваля. Несложно предположить, что такое кино чаще всего остается за рамками широкого проката. Именно поэтому "Сталкер" проводит в регионах страны благотворительные акции, позволяющие зрителям увидеть картины-призеры и встретиться с их создателями. Добавим: не все работы, показанные в столице Башкортостана, вышли на экран в уходящем году. Однако все они, включая документальный фильм "Война на территории кино", стали для нашего зрителя премьерными. Не являясь искушенным киноманом, я все же позволю себе поделиться впечатлениями о прошедшей акции.
Открылся фестиваль картиной мэтра российской кинематографии Александра Прошкина "Искупление". В основу истории, рассказывающей о молодой комсомолке Саше (Виктория Романенко), по идейным соображениям и из личной обиды написавшей донос на собственную мать, легла книга писателя Фридриха Горенштейна. Действие ленты происходит в канун первого послевоенного Нового года. Саша, отец которой погиб на фронте, а мать ворует для нее продукты в милицейской столовой, жестокосердна и принципиальна. Случайно она встречает молодого человека по имени Август, приехавшего в родной город, чтобы похоронить убитых соседом родных. И жизнь девушки меняется - через потери она учится сострадать, прощать и любить.
"Искупление" - кино классическое. Здесь и хорошая литературная основа, и замечательная операторская работа Геннадия Карюка, и музыка Эдуарда Артемьева, и, конечно, актеры. Александр Анатольевич Прошкин рассказал, представляя картину, что роль Федора, любовника Сашиной матери, из-за которого девушка посчитала преданной и себя, и память о погибшем отце, стала последней на большом экране работой Андрея Панина. Такой Панин знаком далеко не каждому зрителю - трогательный, добрый, беззащитный, но способный защитить близких. Как всегда прекрасен Сергей Дрейден - актер особый, легко стирающий грань между образом и реальностью. И несомненная удача, мне кажется, - дебют Риналя Мухаметова, сыгравшего Августа. Как любит камера его лицо! В эпизодах, когда Саша, очарованная, идет за молодым военным, зритель заворожен не меньше. Неудивительно, что по окончании фильма так много вопросов было задано режиссеру именно об этом актере. Александр Анатольевич гордится работой с Риналем и считает, что у того - большое будущее.
Второй день "Сталкера" был представлен лентой иного плана. "Совсем не простая история" режиссера Федора Попова - легкое, обаятельное кино, на первый взгляд, совершенно бесхитростное. Сценарист Анатолий Шатских, предваряя просмотр, подчеркнул: "Этот фильм, возможно, о божественных инструментах, с помощью которых достигается цель". Как зритель замечу: поняла это буквально на последних кадрах. А сначала все выглядело, как история об отношениях взрослого и подростка, об ответственности, любви и доверии. Четырнадцатилетний сирота Саша - Старик находит на железнодорожных путях связанного мужчину и спасает его, вытаскивая из-под колес готового тронуться поезда. Московский интеллигент-меломан средних лет Хип, что называется, "в отместку", решает помочь мальчику найти правильный путь в жизни. И простая, казалось бы, история вдруг оказывается намного глубже, повествуя о знаках, которые подает нам порой сама Судьба. Фильм трогательный, и не в последнюю очередь заслуга в том актерского дуэта - Даниил Спиваковский и Алексей Ионов. Первый, всегда чудаковатый, нервный, здесь как никогда на своем месте. Второй - дебютант в кинематографе, съемочная группа нашла его, отсмотрев огромное количество претендентов-школьников. Леша, по окончании съемок решивший, что с кино ему не по пути, и выбравший хоккей, тем не менее справился с ролью замечательно. Его Старик очень живой и настоящий, что большая редкость в нынешнее время ералашно-ситкомовских монстров, заполонивших экраны...
Следующим в программе уфимского "Сталкера" был "Дом ветра" молодого режиссера Вячеслава Златопольского. Дворничиха Таисия Левшина узнает, что ее сын, пропавший без вести лет десять назад на одной из кавказских войн, на самом деле погиб. А в детской больнице, где служит женщина, умирает маленький инфицированный сирота Тема. И убитая горем мать решает помочь чужому ребенку - если не выжить, то хотя бы согреться лаской и заботой. Этот фильм вызвал, пожалуй, самую эмоциональную реакцию у зала - от подавленного молчания до откровенных рыданий. Кому-то он показался явной игрой на чувствах, а кто-то, напротив, благодарил продюсера Максима Хусаинова за возможность так сопереживать главным героям. Несомненна актерская удача Полины Кутеповой - хрупкая, слабая, на грани сумасшествия Таисия, в борьбе за детскую жизнь становящаяся непокорной и способной на спор с самим Богом. Финал ленты неоднозначен. На вопрос зрителей, живы ли остались мать с малышом, продюсер Хусаинов ответил: "Я до сих пор не знаю. Это каждый решает для себя сам..."
День четвертый познакомил столичного зрителя с самой, пожалуй, коммерческой картиной программы. Ринат Давлетьяров, побывавший прежде и директором фильмов, и руководителем фестивалей, и продюсером, снял свою "Стальную бабочку" по всем законам массового кино - захватывающий сюжет, динамичная картинка, медийные актеры. Юная беспризорница Чума (Дарья Мельникова), промышляющая групповым разбоем, под давлением полиции вынуждена согласиться сыграть роль живой приманки для маньяка, нападающего на девушек. Опер Ханин (Анатолий Белый), руководящий операцией, становится для Чумы символом настоящей жизни. Признаюсь, перед просмотром была настроена негативно. Само присутствие в кадре Даши Мельниковой настораживает: она кажется мне типичным представителем тех самых ералашных киномонстриков. И хотя, по отзывам, актриса в последнее время явно прибавила в мастерстве, мой предвзятый взгляд этого не заметил. Тем не менее должна констатировать, что "Стальная бабочка" - добротный кинопродукт, вполне отвечающий заявленной фестивалем теме.
Примечательно, что "Сталкер" не ограничивается только игровыми фильмами. Уфимский зритель смог убедиться в этом на показе документальной ленты "Война на территории кино". Через кадры фронтовой кинохроники, снятой в годы Великой Отечественной советскими и немецкими операторами, режиссер Игорь Григорьев (ученик легендарных Романа Кармена и Михаила Ромма) пытается разобраться, чем отличается образ войны, созданный теми, кто находился по разные стороны Восточного фронта. И что важнее для человека с камерой в руках: поделиться собственными чувствами и ощущениями или заниматься идеологической пропагандой? Выполнить чиновничий заказ или остаться художником и гражданином? Об этом рассуждали и зрители после показа, поскольку именно в этот день "Родина" принимала участников очередной "Лаборатории политического кино".
Закрывалась благотворительная акция фестиваля "Сталкер" однозначно самым арт-хаусным фильмом программы. "Конвой" Алексея Мизгирева - кино не для всех, но увидеть его стоит. На таком не смеешься и не плачешь, на нем холодеешь, внутренне сжимаешься, цепенеешь... Армейский капитан Игнат после случайной смерти дочери настолько ранен душевно, что совсем не ощущает боли физической. Именно этого робота-зомби воинское начальство отправляет конвоировать двух дезертиров, сбежавших из части и укравших казенные деньги. Один из беглецов погибает, второй пытается победить жестокость окружающего мира клоунским носом и анекдотами. Порой это у него получается, но итог не весел. Разве что Игнат заново обретает смысл жизни и веру в человека. Очень сильное кино - с одной стороны, страшное реальностью, с другой - не лишенное надежды. В Уфе "Конвой" представлял исполнитель роли Игната Олег Васильков - актер, которого вряд ли многие идентифицируют по имени, но, несомненно, узнают в лицо. Харизматичный, талантливый Васильков на вопрос зрителя, не дорого ли стоит победа добра над злом в фильме Мизгирева, ответил: "Если добро побеждает, то уже не важно, какую цену пришлось для этого заплатить".
Подводя итог шестидневного благотворительного марафона "Сталкера", хочу сказать, что уфимцам был подарен праздник встречи с хорошим кино. Уверена: программа фестиваля удовлетворила и неискушенных, и самых взыскательных, и молодых, и умудренных жизненным опытом. На правах простого зрителя от души благодарю за это и устроителей "Сталкера", и кинотеатр "Родина", и, конечно, Посольство Королевства Нидерландов в России, на гранты которого и стало возможным проведение акции.
Мария МАТВЕЕВА.
21-11-2013 (0) Просмотров: 1 698 Номер: 224(12372) Версия для печати