«На дворе трава», или В УГИИ сейчас горячая пора
- А что, теперь живопись – это прерогатива женщин? – первое, о чем спросили мы декана факультета изобразительных искусств УГИИ, заслуженного художника Башкортостана, лауреата Государственной молодежной премии РБ имени Шайхзады Бабича, профессора Амира Мазитова. Вопрос возник не случайно, поскольку Амир Минивалиевич застал нас в процессе знакомства с итоговыми результатами традиционного для худграфа летнего пленэра, на который в обязательном порядке едут студенты всех курсов и в течение двадцати примерно дней пишут пейзажи красивейших мест Башкирии.
Из этих этюдов затем формируется своеобразная выставка, с которой знакомятся не только педагоги, оценивающие работы своих учеников, но и все питомцы факультета, а также ближайшие «соседи» живописцев – будущие звезды театрального искусства, обретающиеся в институтском корпусе на Цюрупы, 9, этажом ниже, а также все желающие. Кстати, пленэр на худграфе – это очень и очень серьезно, поскольку оценка за него идет далее в диплом. У факультета изобразительных искусств есть свои излюбленные места, так сказать, базовые районы, в число коих входит и Гафурийский, в который юные полпреды факультета, возглавляемые наставником, отправились ныне. Кстати, взглянуть на эту выставку, исполненную свежести восприятия подлунного мира и вполне уже осознанного и пристального взгляда представителей новой волны живописцев нашего региона, подсказал нам ректор Уфимского государственного института искусств, заслуженный деятель искусств Башкортостана, кавалер ордена Салавата Юлаева Ильмар Альмухаметов. С ним мы встретились, придя на вступительные экзамены на театральный факультет, и пока абитуриенты собирались к назначенному часу, Ильмар Разинович предложил нам познакомиться с отчетной выставкой по пленэру, которая произвела на него очень сильное впечатление…
Двигаясь вдоль стены, с которой лились на нас ослепительное солнце Башкирии и невероятное очарование природы Гафурийского района, мы по ходу вдоль экспозиции совали свой любопытный нос и в открытые двери классов, в коих абитуриенты, готовясь к своему первому испытанию, укрепляли на мольбертах белоснежные листы ватмана, раскладывали рядом необходимый «инструментарий» и цепким глазом рассматривали укрепленные на специальном помосте в центре аудитории гипсовые копии «антиков» – произведений античной скульптуры, признанные образцами и служащие стержнем традиционной академической системы изобразительной грамоты. В общем, обязательные модели для учебного рисования.
Готовились к первому экзамену исключительно девушки, мужским духом в этих небольших уютных классах, простите за низкий штиль, и не пахло… И в подписях к пленэрным работам значились тоже лишь девичьи имена. Отсюда и открывший этот материал вопрос к декану факультета, заставшему нас за созерцанием замечательных красот Гафурийского района…
Амир Минивалиевич развел руками:
- Да, последнее время девушки в этом смысле лидируют. Юноши охотнее выбирают профессии, которые позволят им в дальнейшем быть уверенными в завтрашнем дне и в хлебе насущном. Какая-то часть из них, безусловно, устремляется в столичные вузы. Но я должен сказать, что мы находимся на очень хорошем счету у Российской академии художеств, которая курирует нас, поскольку мы вошли в четверку крупнейших российских факультетов. Так что мы имеем честь в этом смысле «соседствовать» с Московским государственным академическим художественным институтом имени Василия Ивановича Сурикова, Санкт-Петербургской академией художеств имени Ильи Репина и Красноярским государственным художественным институтом. Все эти вузы вместе с нами являются региональными отделениями Российской академии художеств. В УГИИ ежегодно приезжают кураторы из РАХ – известные мастера изобразительного искусства, профессора, которые высоко отзываются о работах наших выпускников. Так что нам есть чем гордиться.
…Время поджимает, мы благодарим Амира Минивалиевича, обещаем заглянуть на возглавляемый им факультет в течение учебного года, желаем успеха абитуриенткам, уже устроившимся за мольбертами, и спешим на театральный факультет.
…В день нашего прихода абитуриенты, выбравшие специальность «Артист драматического театра и кино» (изначально на «бюджет», а это восемь мест, подано сорок восемь заявлений, а на «хозрасчет» – тоже восемь мест, претендуют семь человек), проходил второй экзаменационный тур, связанный с этюдами. Этюд – это своего рода упражнение для развития актерской техники, необходимый элемент для занятий по актерскому мастерству.
Они могут быть разными по содержанию, стилистике, задачам, уровню сложности. С помощью этюдов начинающих учат тому, как выстроить историю, учат работать над собой, взаимодействовать с партнером, а также тому, как вести себя в неожиданных условиях, ощущать пространство, в каком-то смысле импровизировать…
Добавим: первый тур, связанный с чтением стихотворения, басни, прозаического отрывка, уже частично сократил число претендентов (равно как и испытание по русскому языку, с которым сумели справиться не все), второй, увы, тоже нанес существенный ущерб количеству соискателей бюджетных мест. Впрочем, экзаменационная комиссия была чрезвычайно доброжелательна и лояльна. В состав ее входили – уже упомянутый ректор УГИИ Ильмар Разинович Альмухаметов, некогда сам окончивший этот факультет и, естественно, понимающий, сколь сложные чувства испытывает молодой человек, оставшийся один на один с членами «высокого суда».
Далее – за столом экзаменаторов сидели – декан факультета Рамзис Расимович Зайдуллин; заведующая кафедры режиссуры и актерского мастерства, народная артистка России и Башкортостана, лауреат Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева, профессор Тансулпан Дагиевна Бабичева; директор Национального Молодежного театра РБ имени Мустая Карима, заслуженный работник культуры РБ Рафис Мухамедьянов… Вот тут предлагаем сделать небольшую паузу и объяснить, каким образом Рафис Гареевич вошел в число «судейских». Дело в том, что актерский курс, который ныне набирает театральный факультет УГИИ, станет курсом Национального Молодежного, дабы в обе труппы НМТ со временем влилось свежее, кипящее молодой энергией пополнение. Театру, как и многим творческим организациям, безусловно, необходима ротация. Вот и руководство Молодежного задумалось о процессе обновления. Таким образом Рафис Гареевич попал в сонм великих, вместе с ними выдержав конкурсный марафон, а это было не так уж и легко.
Вернемся же к составу экзаменационной комиссии, в которую также вошли – народная артистка Башкортостана, действующая актриса Национального Молодежного театра и кино, депутат Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан Рушанна Юрьевна Бабич – она и станет «мамой» этого курса, сиречь их мастером, педагогом по мастерству актера; далее – доцент кафедры сценической речи Российского государственного института сценических искусств, лауреат Всероссийского конкурса чтецов имени А.С.Пушкина, заслуженный артист Чеченской Республики Дмитрий Владимирович Кошмин, о нем «Вечерка» уже писала, поскольку он не так давно вел мастер-классы по сценической речи в Уфимском театре юного зрителя. Затем Дмитрия Владимировича пригласил на мастер-классы Государственный русский драматический театр Стерлитамака, а в июле доцент Кошмин занимался с артистами вокальной труппы Башкирского государственного театра оперы и балета, войдя в состав постановочной команды музыкального спектакля «Ваш выход, Королева!». Ныне же Дмитрий Владимирович получил предложение от ректора УГИИ Ильмара Альмухаметова войти в состав педагогического коллектива нашего театрального факультета как специалист по сценической речи и принял его.
Заметим, что сразу же после завершения второго тура Дмитрий Владимирович собрал всех испытуемых в круг и дал небольшой мастер-класс по сценречи, изрядно помучив абитуру, заплетавшимися с непривычки языками произносившую нечто невнятное про двор, на котором растет трава, и про дрова, на этой самой траве сложенные… Впрочем, у Кошмина не забалуешь, и к концу импровизированного занятия и дрова легли спокойно на траву, и языки перестали заплетаться…
Также в состав комиссии вошли заслуженный работник культуры Башкортостана, режиссер Борис Андреевич Ларионов, выпускник знаменитого самого первого курса театрального факультета нашего УГИИ, мастером которого была легендарная Шаура Мусовна Муртазина. А многие из уфимцев помнят Бориса Андреевича по тем славным временам, когда он возглавлял Управление по культуре и искусству Администрации Уфы. Носитель знания о старой системе театральной педагогики, ревнитель той школы, которую исповедовала режиссер Шаура Муртазина, он, досконально помнящий учение своего великого мастера, также принял предложение Ильмара Разиновича поработать на театральном факультете с курсом, на вступительных экзаменах коего мы присутствовали. Секретарем комиссии стала доцент театрального факультета, режиссер, педагог по мастерству актера Рима Талгатовна Харисова.
Нам кажется, если бы необстрелянные соискатели бюджетных мест знали, кто именно принимает у них экзамены, то волнение бы у этих молодых людей, и без того нервничающих так, что у иных дрожали руки, возросло в разы… Слава богу, абитуриенты оставались в неведении, и это стало залогом того, что некоторые из них, не все, безусловно, по-настоящему блеснули, явно порадовав экзаменаторов. Мы не станем перечислять имен тех, кто являлся пред светлые очи «судейских», а были среди них и те, что приехали из других краев и городов, в том числе и сибиряки, и посланцы с берегов Волги, выпускники славного Стерлитамакского колледжа искусств, уже «засветившиеся» благодаря своим сюжетам на Башкирском телевидении, а также выходцы из знаменитых в республике актерских семей…
Сюжетная канва этюдов, представленных на суд комиссии, была, прямо скажем, не богата на открытия – с десяток несостоявшихся свиданий, конфликтные ситуации в школе, скандал в офисе, погасить накал которого может только звонок от любимого, опоздание на экзамен… Больше всего запомнились нам оригинальный этюд, связанный с монеткой, ставшей невольным «собеседником» героя, выбирающего варианты своего поведения, благодаря этой безмолвной помощнице, и этюд с фактически цитатой из фильма Георгия Данелии «Я шагаю по Москве»…
Нынешний состав абитуриентов театрального факультета был на удивление богат представителями сильной половины человечества. И шестеро этих молодых людей прошли испытания, составив о себе очень неплохое мнение у экзаменаторов. Некоторые из упомянутых юношей уже получили военный билет, и о том, как сложится их дальнейшая судьба, судить пока рано… Но комиссия отметила и запомнила их и «пропустила» на следующий тур, связанный с проверкой чувства ритма, музыкальности и пластической одаренности соискателя. Данный этап, заметим, одолели тоже не все.
А завершающим туром стало собеседование, на котором, по словам Рушанны Юрьевны Бабич, очень переживавшей за каждого поступающего (что и понятно, ведь это ее самый первый курс), некоторые раскрылись с совершенно противоположной стороны – не слишком ярко показавшись на первом туре и в этюдах, они вдруг, ощутив свободу и перестав испытывать зажим и чувство страха, в своих рассказах и ответах на вопросы экзаменаторов интересно проявили себя по-актерски, удивили членов комиссии живостью реакций, оригинальностью суждений и умением мгновенно переключаться…
В общем, все испытания позади, и двенадцать студийцев для курса НМТ (восемь бюджетников и четверо написавших заявления на хозрасчет) могут выдохнуть спокойно и в радостном предвкушении новой жизни провести остаток лета. Кстати, «режиссеры», которых нам удалось увидеть очень коротко, лишь на первом туре, тоже завершили свои испытания – семеро из них будут учиться в УГИИ на хозрасчете.
Да, мы забыли сказать вам, уважаемый читатель, что в перерыве между этюдами, которые абитуриенты показывали на втором туре, мы заглянули на кафедру теории и истории искусства, где шло собеседование с претендентами, подавшими заявления на специальность «театроведение». Вели собеседование с девушкой робкого вида, но, судя по ее рассуждениям о творчестве Михаила Афанасьевича Булгакова, отнюдь не робкого десятка, заведующая кафедрой, доцент Айсылу Сантимировна Сагитова и профессор Галина Яковлевна Вербицкая. Театроведение – специальность штучная, эти люди учатся всю свою жизнь, но школу наш вуз искусств дает очень качественную и весьма высокой пробы. В нынешнем году было предусмотрено пять хозрасчетных мест (два на очное отделение и три – на заочное), а подано было также пять заявлений, но три – на очную, а два – на заочную форму обучения.
Что ж, человеку, который всем сердцем любит Театр, восхищаясь им и подчиняясь магии его пленительного обмана, сидя в зале, трудно понять те мотивы, которые движут молодыми людьми, мечтающими именно о сцене. Но это стремление попасть в театр, чтобы постоянно вдыхать запах его кулис, есть некая данность, объяснить каковую сколько ни пытались самые светлые умы, но так и не смогли… Просто порадуемся за нынешних смелых и уверовавших в свои силы искателей славы, часть из коих и не предполагает того, сколь каторжный труд их ожидает! И будем за ними наблюдать, изредка заглядывая на курс Рушанны Юрьевны. А еще ждать, когда кто-то из них (не хотим приводить здесь названия знаменитой сказки Ганса Христиана Андерсена) превратится в прекрасного лебедя. Между прочим, в абрисе некоторых из этих «утят» даже сегодня читается будущая стать царственных птиц… В любом случае всем им – удачи, а педагогам – терпения!
ЯЗЫКОМ ЦИФР
Всего заявлений на первый поток на все направления подготовки и специальности в УГИИ (а это 4 факультета и 33 специальности) подано 392. КЦП – контрольные цифры приема – 102 места, а на платное обучение – 160 человек.
На театральный факультет: «артист драматического театра и кино» – 8 бюджетных мест и 8 хозрасчетных; заявлений подано 48 – на бюджет и 7 на хозрасчет;
«режиссура театра» – бюджета нет, 10 хозрасчетных мест, заявлений подано 16;
«театроведение» – 5 хозрасчетных мест (2 очно и 3 заочно), подано 5 заявлений (3 очно и 2 заочно).
В общем на все специальности театрального факультета подано 96 заявлений (58 на бюджет, 38 на хозрасчет).
Факультет изобразительных искусств: «живопись» 6 мест КЦП, заявлений 23; «скульптура» 3 места КЦП, подано 6 заявлений; «дизайн» только платные места 10, подано 14 заявлений. Всего на факультет подано 48 заявлений (29 на бюджет, 19 на хозрасчет).
Редакция благодарит и.о. проректора УГИИ по учебной и воспитательной работе Лидию Валентиновну Воробьеву за предоставленную информацию!
Илюзя КАПКАЕВА,
Лилия ЗАГИРОВА (фото).
Лилия ЗАГИРОВА (фото).
P.S. До 18 августа приемная комиссия УГИИ принимает заявления абитуриентов на платное обучение – второй поток.
18-07-2023 (0) Просмотров: 1 108 Номер: 49(13702) Версия для печати