$ - 92.0538
€ - 98.6447

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

С позывным «Кайтыр»

Если вместо вьюнка выросла ипомея трёхцветная…

«Вид прекрасного хора вещей»

Ильдар Абдразаков вновь приедет к нам

Спиннинг: не всё однозначно!

НЕИЗМЕННЫЕ ВЕЛИЧИНЫ

ЧЕЛОВЕК-ПЛАНЕТА


ЧЕЛОВЕК-ПЛАНЕТА


Материал этот приурочен к 105-летию со дня рождения Хашима Мустаева, артиста балета, педагога-балетмейстера, заслуженного работника культуры и заслуженного деятеля искусств Башкортостана, лауреата республиканской премии имени Мажита Гафури.
С Хашимом Фатыховичем мы дружили давно. Я проводила его юбилейный (к 80-летию со дня рождения) вечер, писала о нем, вместе выступали на разных встречах. Последний раз в Башкирском хореографическом колледже имени Рудольфа Нуреева, когда отмечали 77-летие Бога танца XX века. Но интересно, что впервые имя патриарха башкирской хореографии я узнала в Ленинграде в пору моего студенчества. У меня сохранились программка и билеты в Кировский театр от 12 января 1958 года. В балете «Спартак» Леонида Якобсона рядом с Аскольдом Макаровым, Аллой Шелест, Инной Зубковской, Юрием Григоровичем танцевал и Хашим Мустаев. Он участвовал в знаменитых парижских гастролях 1961 года и был свидетелем драматических событий в аэропорту Ле Бурже, когда Нуреев попросил у Франции политического убежища.
Хашима Фатыховича не стало на 98-м году жизни. И все равно это было неожиданно. Когда нас покидают такие жизнерадостные, энергичные, неравнодушные люди, мы с трудом осознаем, что их уже нет рядом, теперь они будут жить только в нашей памяти. Мы называли его башкирским Зельдиным, надеялись, да почти уверены были, что этот удивительный человек сможет отметить вековой юбилей. Предпосылки к тому реальные: всегда в прекрасной физической форме, ясная голова, постоянно в работе, творчестве, среди людей. В роду немало долгожителей. Например, его дед, Хамасадык-картатай, прожил 104 года. А ведь оставалось совсем немного... Конечно, силы и дух подорвала безвременная смерть любимой дочери. Фарида была его гордостью, его ангелом-хранителем. Он не продержался без нее и полгода…
Имя Хашима Фатыховича Мустаева широко известно в мире культуры. И не только республики. Хотя прежде всего он принадлежит к славной когорте деятелей искусства Башкортостана, много сил, знаний, души, таланта отдавших его профессиональному становлению. Хашима Мустаева называют Рыцарем башкирского балета, но точнее сказать – Рыцарь башкирского искусства.
Наш герой – любимец судьбы. Иначе как объяснить, что она столь щедро одарила его талантами! Поражает творческий диапазон Мустаева: музыкант, драматический актер, либреттист, педагог, балетмейстер, сценарист, писатель… Каждая ипостась достой-на отдельной повести, но главное дело его жизни – все-таки танец. Он стоял у истоков становления в республике и классического танца, и профессионального народного.
Танец был первым увлечением, с детства. Азартно, по-другому не скажешь, участвовал в школьной художественной самодеятельности. Потом театральная студия при Башкирском драматическом театре имени Мажита Гафури. Одновременно учился в театральном техникуме на отделении фортепьяно, совмещая это с работой в театре. Как успевал – трудно представить… Но танец, танец! Он постоянно в мыслях и в душе. Не удивительно, что Хашима отобрали для обучения на хореографическом отделении Уфимского театрального техникума. Будто специально для таких, как он, из Парижа приехал добрый волшебник Карл Варфоломеевич Матсон. Он был уже известным балетмейстером, педагогом и с энтузиазмом принялся обучать основам классического тан-ца уфимских самородков, среди которых был и будущий наш легендарный танцовщик и хореограф Хашим Мустаев.
Но тогда все только начиналось. Неистово постигали общеобразовательные дисциплины и по много часов самозабвенно работали у балетного станка. Пусть не сразу все получалось, руки и ноги с трудом воспринимали незнакомые позиции, упражнения, не всегда укладывались в музыкальный ритм. Но увлеченность и учеников, и педагогов каждый раз побеждала.
И вот они уже без пяти минут артисты, готовят программу выпускного вечера, днем репетируют, а затем допоздна сами шьют себе костюмы. Концерт прошел в Летнем театре Сада имени Луначарского. «Партер и балконы заполнены до отказа - пишет Хашим Мустаев в своей мемуарной книге «Далекое и близкое». - К волнению прибавилась еще большая ответственность, так как на концерте, кроме представителей Управления по делам искусств, журналистов и Файзи Гаскарова, будет присутствовать педагог Ленинградского хореографического училища, профессор Александр Викторович Ширяев. Он приехал в Уфу со своими учениками Зайтуной Насретдиновой, Раей Дербишевой, Галей Хафизовой, Розой Ашировой, Халяфом Сафиуллиным, Фаузи Сатаровым и другими». Но все прошло блестяще.
Естественно, что следующий жизненный этап – Ленинградское хореографическое училище. Учебу (кстати, в одном классе с Юрием Григоровичем) прервала Великая Отечественная война. Хашим вместе с другими учениками вернулся в Уфу, выступал в спектаклях молодого Башкирского театра оперы и балета. Было интересно общаться и работать с артистами эвакуированного из Киева театра имени Тараса Шевченко. Но патриотически настроенный юноша рвался на фронт. Осаждал военкомат и добился свое-го. Уже в сентябре 41-го его призвали в ряды Красной Армии. Окончил Челябинскую военно-летную школу авиамехаников и, наконец, оказался на передовой, обслуживал военные самолеты. Скупо, но иногда Хашим Фатыхович вспоминал, что частенько приходилось бывать под бомбежками, терять друзей…
А в 1943 году его отозвали с фронта по государственной, так сказать, необходимости. Настолько серьезно правительство Башкирии расценивало постановку первого национального балета «Журавлиная песнь». Мустаев стал первым исполнителем партии Арсланбая. В «Бахчисарайском фонтане» блистательно танцевал Хана Гирея, составляя потрясающие дуэты с нашими знаменитыми балеринами – Зайтуной Насретдиновой и Тамарой Худайбердиной.
Успев побывать ведущим солистом, после войны он оканчивает учебу в ЛХУ. Его оставили в Кировском театре, сцене которого Хашим Мустаев отдал 23 года. Работал и дружил с Юрием Григоровичем, Олегом Виноградовым, Рудольфом Нуреевым, Натальей Дудинской, Константином Сергеевым, Ниной Анисимовой…
И снова родная Уфа. Нетленную страницу в историю национальной хореографии Мастер вписал, поставив балет «Черноликие» на музыку Халика Заимова и Александра Чугаева. Положенная в основу либретто повесть Мажита Гафури была так глубока и жизненна, так вдохновляла исполнителей, что публика замирала. Большой друг Хашима Мустаева Махмуд Эсамбаев, побывав на генеральной репетиции, сказал: «Я много видел балетов, поставленных талантливыми балетмейстерами, и балет «Черноликие» смело ставлю в один ряд с лучшими достижениями советской хореографии».
Хашим Фатыхович стал преемником Файзи Гаскарова на посту художественного руководителя Башкирского ансамбля народно-го танца. Файзи Адгамович сильно переживал отставку и ревностно следил за деятельностью «новичка». Но в конце концов признал, что Мустаев «ничего не испортил».
Почти полвека, до последних дней своих, верой и правдой Хашим Фатыхович служил Башкирскому государственному академическому ансамблю народного танца имени Файзи Гаскарова, щедро отдавая уникальному коллективу свои талант и вдохновение. Его хореографическим композициям и миниатюрам «Азамат», «Ирендык», «Бурзяночки», «Танец с кубызом», «Цветущий курай», «Картины прошлого», «Башкирский вальс» и другим аплодировали во многих странах мира. И жители республики хорошо знают мустаевские танцы – то поэтичные, лирические, то богатырские, эпические…
А его балетная студия «Лейсан» при Дворце культуры нефтяников (ныне ГКЗ «Башкортостан»)! Сколько замечательных танцовщиков он воспитал, дал путевку в большую балетную жизнь… Многие известные солисты башкирского балета прошли его школу, и как хорошо, что еще при жизни благодарили Учителя. Навсегда он останется для них путеводной звездой, примером вдохновенного творческого горения.
Казалось бы, сказано много, но сколько еще фактов удивительной этой судьбы осталось, что называется, за кадром!.. Да и воз-можно ли рассказать обо всем?! Помню, как трудно было писать о Хашиме Фатыховиче при его жизни. Как передать богатство, многогранность, живость натуры, тонкий юмор, игру ума, душевную доброту? Все слова казались тусклыми и лишенными его жизненной силы… Но теперь, когда его нет, это, оказывается, еще сложнее. Прав Юрий Николаевич Григорович, утверждая, что истинную ценность личности современники осознают лишь после того, как человека не станет. Теперь, окидывая мысленным взо-ром огромный путь Хашима Мустаева, его творчество, деяния, понимаешь, что это был человек-планета. Невозможно кратко описать даже основные жизненные вехи. Он сам пытался втиснуть свое бытие в семьсот крупноформатных страниц альбома воспоминаний «Далекое и близкое», но и тысячи страниц не хватило бы…

ЧЕЛОВЕК-ПЛАНЕТА ЧЕЛОВЕК-ПЛАНЕТА

Нина ЖИЛЕНКО.
Фото Александра ДАНИЛОВА и из архива автора.

Дата создание новости 15-09-2023   Комментарии (0)   Просмотров: 297     Номер: 64(13717)     Версия для печати

03 мая 2024 г. №30(13774)


«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.