На пути к мастерству и совершенству
Музыкальный театр, созданный в Уфе, поначалу показывал только оперные спектакли. Балетные сцены в них ставили Файзи Гаскаров, Николай Зайцев, Карл Матсон, Елена Войтович. Танцевали выпускники и студенты хореографического отделения Уфимского театрального техникума, балетной студии, талантливые самодеятельные артисты. Звездой балета того времени была Загида Бахтиярова. Среди башкирских танцовщиц она первая встала на пуанты.
Первым «полнометражным» балетом на уфимской сцене стала «Коппелия» Лео Делиба. По примеру коллег из оперного цеха был взят курс на освоение лучших творений мирового наследия. Балетмейстер Николай Зайцев выдержал постановку в классических традициях. Премьера состоялась 26 мая 1940 года, главные партии исполнили З.Бахтиярова, Ф.Гаскаров, Г.Садыкова, А.Мясогутов.
У театра своя линия фронта
Третий сезон молодого театра ознаменовался трагическим событием – началась Великая Отечественная война. Жизнь потекла по законам военного времени. За малейшее нарушение трудовой дисциплины строго наказывали, ввели продовольственные карточки. Артисты добровольцами уходили на фронт. Привычными стали выступления в госпиталях перед ранеными, поездки концертных бригад на передовую. Концертные бригады чаще всего были сборные, в них участвовали артисты Оперного, филармонии, драматических театров, гаскаровского ансамбля, театра кукол.
Вот один из театральных приказов, яркая примета времени:
«Приказ №193 от 25 ноября 1941 года
С 27 декабря для обслуживания Башкирской кавалерийской дивизии организовать концертную бригаду в следующем составе: 1. Х.Галимов 2. Нурмухамедова 3. Мустафина 4. Сулейманов Г. 5. Шабанов 6. Худайбердина Т. 7. Бахтиярова З. 8. Камалетдинов 9. Дербишева 10. Редике 11. Кудашев Г.И. 12. Рашитова 13. Хуснияров С.Д. 14. Калинина».
Намеченная на июль 1941 года Декада башкирского искусства в Москве не состоялась. Но творческая деятельность не прекращалась. Зал по-прежнему заполняли любители оперной классики. С успехом шли «Аида» Джузеппе Верди, «Фауст» Шарля Гуно, «Русалка» Александра Даргомыжского, «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Петра Чайковского. Современные меломаны, позавидуйте!
Изучая театральные архивы, я была потрясена, восхищаясь активностью композиторов. В годы войны написаны и поставлены башкирские оперы, ставшие национальной классикой. Премьеры следовали одна за другой. 20 сентября 1941 года – первое представление оперы «Карлугас» Н.Чемберджи. К празднику 7 ноября состоялась премьера «Акбузата» Х.Заимова и А.Спадавеккиа. Затем – «За Родину!» Х.Ибрагимова и Ф.Козицкого (на военную тематику), музыкальной комедии «Мешдибад» М.Валеева, «Ашкадар» А.Эйхенвальда.
С началом войны совпало окончание учебы учащихся Ленинградского хореографического училища, первых гаскаровских наборов. В родную Уфу вернулись и выпускники, и те, кто не окончил курс обучения, в том числе будущие звезды башкирского балета Зайтуна Насретдинова, Халяф Сафиуллин, Фаузи Саттаров, Раиса Дербишева, Фарит Юсупов, Хашим Мустаев, Гузель Сулейманова, Тамара Худайбердина, Нинель Юлтыева и другие. Прибыло солидное пополнение балетной труппы молодого театра. Собственно, это событие стало решающим в окончательном формировании полноценного художественного коллектива – театра оперы и балета.
В это же время в город приехали артисты эвакуированного Киевского театра оперы и балета имени Тараса Шевченко. Среди них известные всей стране артисты Мария Литвиненко-Вольгемут, Зоя Гайдай, Иван Паторжинский, Константин Лаптев, Николай Платонов, Андрей Иванов. Уже 19 и 20 июля в Летнем театре сада имени Анатолия Луначарского состоялись первые концерты Зои Гайдай, Константина Лаптева, Николая Платонова. А в августе стали проводиться совместные спектакли украинского и башкирского театров. Ведущие партии в операх «Кармен», «Травиата», «Риголетто», «Евгений Онегин», «Русалка» пели и киевляне, и уфимские артисты.
По-новому зазвучал, например, «Евгений Онегин». Вместе с уфимскими артистами Александром Сутягиным, Салихом Хуснияровым, Магафурой Салигаскаровой, Мадхией Ахметзяновой пели, например, Зоя Гайдай (Татьяна), Иван Паторжинский (Гремин).
Злободневно звучала и остро воспринималась зрителями опера Михаила Глинки «Иван Сусанин» с ее мощным героико-патриотическим зарядом. С огромным успехом прошла постановка украинской оперы Семена Гулак-Артемовского «Запорожец за Дунаем», а также «Наталки Полтавки» Николая Лысенко.
То же происходило и в балетной труппе. В октябре 41-го второе рождение получила «Коппелия». Этот удивительный спектакль – результат творческого содружества нашего театра с киевскими артистами. Поставил его опытный танцовщик и балетмейстер Сергей Сергеев. А танцевали по очереди, один спектакль – башкирские артисты З.Насретдинова, Х. Сафиуллин, Н.Юлтыева, Т. Худайбердина, другой – киевские: А.Васильева, А. Соболь, С.Сергеев и другие.
Спектакль шел всегда при полном зале. Даже в нелегкие военные годы в городе была театральная публика, ценители прекрасного. Лео Делиб, по словам Бориса Асафьева, как человек, одаренный вкусом, чутьем и богатством мелодического, гармонического и инструментального изобретения, создал совершенно изумительные по изяществу и элегантности стиля балеты. Музыка очаровывала, да и незамысловатая история об искусном мастере Коппелиусе, о ревнивой девушке Сванильде, изображающей куклу, чтобы уличить возлюбленного в мнимой неверности, трогала сердца людей, отвлекала от горестей и забот. Но главное – они знакомились с неведомой ранее волшебной страной под названием «Балет», наблюдали, как набирает силу молодая труппа, зажигаются звезды сцены.
Это были годы становления, накапливания мастерства, опыта, рождались свои эстетические принципы, художественная программа. В 40-50-е годы поставлено около 20 балетов, среди которых подлинные шедевры русской и советской хореографии: «Лебединое озеро» Чайковского, «Эсмеральда» и «Конек-горбунок» Пуни, «Тщетная предосторожность» Гертеля, «Шехерезада» Римского-Корсакова, «Бахчисарийский фонтан» Асафьева, «Красный мак» Глиэра, «Лауренсия» Крейна, «Раймонда» Глазунова, «Юность» Чулаки и другие.
Тесное общение и творческое содружество молодых артистов Башкирии и опытных мастеров искусства Украины способствовали формированию исполнительской культуры и художественного вкуса, эстетической и творческой позиции молодого музыкального театра. Согревало и чисто человеческое интеллигентное, деликатное общение. Зайтуна Агзамовна Насретдинова с благодарностью вспоминала то время. А Магафура Галиулловна Салигаскарова рассказывала о том, как заботливо ее опекала Зоя Гайдай, как ее, совсем девчонку, впервые назвала оперной дивой.
Опытные киевские мастера помогли молодому театру укрепиться профессионально. К сожалению, киевляне прожили в Уфе всего год, в ноябре 1942 года их перебросили в Иркутск. Но след остался яркий. Устами директора театра Булата Имашева можно подвести итог: «Искусство Башкирии росло как никогда быстрыми темпами, – и мы добились больших творческих успехов именно в годы войны. В этом росте молодого оперного театра, безусловно, помогли крупные мастера Украины, которые были эвакуированы к нам из районов, временно оккупированных фашистами… Мы с этими коллективами и отдельными товарищами не только работали в одном помещении, но и слились творчески: получали от них богатый опыт, совместно осуществили ряд интересных спектаклей».
«Журавли» прилетели!
Важной заботой театра было создание национального репертуара. В истории башкирского балета есть эпизод, который на многие годы вперед определил художественно-эстетические принципы коллектива. Это работа над первым национальным балетом «Журавлиная песнь». Башкирское правительство посчитало событие настолько важным, что с фронта для участия в постановке были отозваны артисты Фаузи Саттаров, Хашим Мустаев и другие.
Развиваясь в русле традиционного русского танца, башкирский балет обогатил академическое искусство ценностями национальной культуры. Искусное вплетение в классический балет башкирских фольклорных форм и мотивов, использование в танце элементов народных обрядов сформировало собственную самобытную хореографическую школу.
Балет «Журавлиная песнь» поставлен в 1944 году к 25-летию Башкирской автономии. Музыку написал московский композитор Лев Степанов. Его консультантом был молодой Загир Исмагилов. Он помогал Степанову освоить башкирскую народную музыку – наигрывал, напевал песни, мелодии. Либретто написал Файзи Гаскаров и посвятил Зайтуне Насретдиновой. Имя главной героини – Зайтунгуль – значит «цветок Зайтуны». В основе сюжета – древняя легенда о том, как журавли, символ свободолюбия народа и справедливости, помогли башкирам победить врага. В балете птицы помогают влюбленным обрести счастье.
Большая организаторская заслуга в постановке балета принадлежит тогдашнему директору и главному режиссеру театра Булату Губайдулловичу Имашеву. Он везет исполнителей в Пермь, где во время войны образовался настоящий балетный центр – туда эвакуировались Мариинский театр и Ленинградское хореографическое училище, – привлекает к постановке в качестве балетмейстера Нину Александровну Анисимову, лучших педагогов-репетиторов. Перед премьерой привозит всех в Уфу, и спектакль прошел блестяще.
По сути, это классический балет, но он окрашен колоритом башкирского танцевального фольклора. Тот же аттитюд, исполненный с характерным поворотом головы, движением кистей рук, убеждает зрителя, что перед ним именно башкирская девушка. Расставить национальные акценты Анисимовой вместе с Гаскаровым помогал Халяф Сафиуллин, впервые проявив незаурядные способности постановщика.
«Журавлиная песнь» – ярчайшая страница в истории башкирского балета. В 1955 году во время Декады башкирского искусства в Москве великолепные адажио, яркие и сложные вариации, монологи, насыщенные драматизмом, покорили столичную публику и принесли полное профессиональное признание башкирскому балету. Отрывки из спектакля увидели в Англии, Болгарии, Польше, Китае, Корее…
Зайтуна Насретдинова и Халяф Сафиуллин, первые исполнители главных партий – Зайтунгуль и Юмагула, создали поэтические, глубоко проникновенные образы героев старинной башкирской легенды. Образ Зайтунгуль пленял поэтичностью, одухотворенностью, большой внутренней силой. Зайтуну Насретдинову московские критики назвали балериной высокого класса, артисткой с ярким драматическим даром. Неудивительно, что именно этот балет, именно эта балерина произвели неизгладимое впечатление на семилетнего мальчика Рудика Нуреева и определили его судьбу.
В 2003 году гостем Нуреевского фестиваля в Уфе был Рене Сирвен из Франции, балетный критик с мировым именем. Он дружил с Рудольфом и много слышал от него о Зайтуне Насретдиновой. Еще до встречи в Уфе месье Сирвен прислал ей программу вечера памяти Нуреева на международном фестивале танца во Франции с восторженной надписью: «Госпоже Насретдиновой, которой Париж не имел счастья аплодировать, но которую знает весь мир благодаря восхищению ее мастерством Рудольфа Нуреева…» Рене Сирвен был счастлив увидеть живую легенду, а Зайтуна Агзамовна стала настоящей героиней фестиваля.
Партию Зайтунгуль исполняли многие башкирские балерины разных поколений – Гузель Сулейманова, Майя Тагирова, Фирдаус Нафикова, Леонора Куватова… Они освещали образ героини лучами своей индивидуальности, поэтому каждая Зайтунгуль неповторима.
Первым Арсланбаем был Хашим Мустаев. В этой партии покоряли публику темпераментом, виртуозной техникой и актерским мастерством Фарит Юсупов, Фаузи Саттаров. Позже – Шамиль Терегулов, Бахрам Юлдашев, Руслан Мухаметов, Олег Радькин.
В этом балете очень важен кордебалет. Прозрачны аналогии с «Лебединым озером» – есть маленькие журавли, большие. Журавлиные сцены не только радуют глаз красотой линий, изяществом рисунка. Кордебалет участвует в сюжетных коллизиях, у каждого журавля, можно сказать, своя роль. А все вместе они олицетворяют животворящее начало природы, силу народного духа, единение человека и природы.
Спектакль живет, по праву считается жемчужиной национальной балетной классики. Волшебство и поэзию хореографии Нины Анисимовой, особенно «журавлиных сцен», сохранили авторы и последующих редакций. Восстановленный в 1997 году Шамилем Терегуловым, он был снова показан в Москве во время Дней культуры Башкортостана и встретил такой же восторженный прием. «Журавлиная песнь» в последней редакции 2017 года с чудесными декорациями Рифхата Арсланова, продолжившего традиции первых оформителей спектакля Мухамеда Арсланова и Галии Имашевой, и сегодня украшает репертуарную афишу театра. Исполнительский состав постоянно обновляется, танцуют ученики и последователи корифеев. И новых журавлят взлетает стая!
В 1959 году был снят фильм-балет «Журавлиная песнь». Кроме балетной труппы театра в съемках участвовал ансамбль народного танца. Главные роли исполнили молодые артисты Эльза Сулейманова и Ильдус Хабиров. Это был серьезный экзамен для них, но они справились. Было у кого учиться, да и сами талантом не обижены. Образы, созданные ими на экране, пленяют искренностью, чистотой, свежестью чувств.
Особое очарование фильму придают съемки на фоне богатой, красивой южноуральской природы. Естественные декорации делают происходящее органичным, достоверным, фильм смотрится на одном дыхании. Зайтуна Насретдинова с проникновенной лиричностью исполняла партию Вожака журавлей, Халяф – Арсланбая. Работа Сафиуллина и сейчас, когда пересматриваешь киноленту, потрясает силой темперамента и актерской выразительностью. Его Арсланбай незабываем. Артист вложил в эту партию столько страсти, словно чувствовал, что ему недолго осталось танцевать. Это была его лебединая песня…
А фильм всегда с нами…
Нина ЖИЛЕНКО.
НА ВЕРХНЕМ СНИМКЕ: постановщики и солисты балета «Журавлиная песнь». 1940‑е годы. В первом ряду: З.Насретдинова, балетмейстеры Н. Анисимова и Ф.Гаскаров; во втором ряду: балетмейстер Н. Зайцев, Х. Сафиуллин, балетмейстер Х.Мустаев, дирижер Х.Фазлуллин.
Снимки предоставлены автором.
Продолжение следует.
НА ВЕРХНЕМ СНИМКЕ: постановщики и солисты балета «Журавлиная песнь». 1940‑е годы. В первом ряду: З.Насретдинова, балетмейстеры Н. Анисимова и Ф.Гаскаров; во втором ряду: балетмейстер Н. Зайцев, Х. Сафиуллин, балетмейстер Х.Мустаев, дирижер Х.Фазлуллин.
Снимки предоставлены автором.
Продолжение следует.
23-10-2023 (0) Просмотров: 227 Номер: 74(13727) Версия для печати