У этой «Барышни» точно будут поклонники!
Сюжетной основой очередного спектакля, над выпуском которого ныне трудится коллектив Башкирского государственного (а с недавних пор уже и академического) театра оперы и балета, стало одно из самых обаятельных в классической русской литературе произведений, вошедшее в число тех пяти, что составили знаменитый цикл «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина». Речь об одной из жемчужин творчества Александра Сергеевича Пушкина – «Барышня-крестьянка», созданной поэтом, на три месяца запертым из-за вспышки холеры в Болдино, осенью 1830 года. Пушкин начал писать «Барышню» 19 сентября и закончил 20-го…
Эта трогательная история получила огромное количество воплощений на сцене – это и балеты, и оперетты, и драматические спектакли, и даже мюзикл; а также в кино, достаточно сказать, что первая экранизация повести была выпущена кинофабрикой А.А.Ханжонкова в 1912 году, а один из первых балетов на ее основе в 1900-м был поставлен в Эрмитажном театре Мариусом Петипа под названием «Испытание Дамиса». Музыку к тому одноактному балету написал композитор Александр Константинович Глазунов.
БГАТОиБ же выбрал балет, созданный Борисом Асафьевым в 1945 году, после успеха «Бахчисарайского фонтана». Либретто по мотивам пушкинского произведения написал Николай Волков. И 14 марта 1946 года на сцене Большого театра состоялась премьера балета «Барышня-крестьянка» (хореограф Ростислав Захаров, сценограф Евгений Лансере, дирижер-постановщик Семен Сахаров; партию заглавной героини Лизы-Акулины исполняла Марина Семенова, а затем Ольга Лепешинская и Галина Петрова).
Впрочем, «Барышня-крестьянка» не принесла Асафьеву успеха, равного тому, что получил «Бахчисарайский фонтан». И композитора, и либреттиста, и хореографа, и даже сценографа критика встретила неласково...
«Барышня-крестьянка» своей идилличностью вполне устроила бы XIX век. Поселяне в духе подслащенного Венецианова играли на лугу в горелки и плясали. Сцены народного быта были не новы для русского музыкального театра, в частности, для его «пушкинских» спектаклей… Асафьев и Захаров перенесли повесть на балетную сцену с пиететом к букве, но не проявили собственных взглядов на сущность самого произведения…» – писала некогда историк балета Вера Красовская.
В итоге спектакль прошел сорок два раза и в 1951 году исчез из репертуара Большого театра. В свое время он был поставлен также в Ленинградском Малом театре оперы и балета, в Молдавском театре оперы и балета, в Одесском театре оперы и балета…
Ныне к «Барышне-крестьянке» обратился БГАТОиБ, пригласив на постановку балетмейстера Андрея Меланьина, уже не в первый раз работающего с нашей балетной труппой. Андрей Александрович внес некие изменения в асафьевский вариант. Во-первых, трехактный балет в его редакции стал двухактным, поскольку Меланьин сам в соавторстве с Ольгой Николайчук написал новое либретто. А во-вторых, музыкальная партитура спектакля «приросла» другими произведениями. Не могу судить обо всем, поскольку, не попадая в силу рабочего расписания на пресс-показ, накануне оного мы с фотокорреспондентом Лилией Загировой напросились лишь на оркестровую репетицию. И в соответствии с режимом, который в канун премьеры был удобен и постановщику, и оркестрантам, и артистам балетной труппы, смотрели выборочные эпизоды нового спектакля. Так вот – помимо музыки Асафьева ухо мое уловило звуки прекрасного и невероятно популярного у многих музыкантов Вальса №2 из Сюиты для джаз-оркестра №1 Дмитрия Шостаковича, этот Вальс часто называют просто «Русским», а некогда он прозвучал в художественном фильме Михаила Калатозова «Первый эшелон» (1965); а также знаменитый Романс Дмитрия же Дмитриевича из кинофильма режиссера Александра Файнциммера «Овод» (1955). В версии Андрея Меланьина Романс Шостаковича становится неким музыкальным воплощением того чувства, которое испытывают друг к другу главные герои – Лиза и Алексей…
Добавлю, что на сайте театра указано: к тому же музыкальную партитуру спектакля дополнили фрагментами из балета «Пламя Парижа» и Концертом для гитары Бориса Асафьева.
Важно сказать и то, что дирижер-постановщик – лауреат Национальной театральной премии России «Золотая Маска», лауреат Национальной премии России «Музыкальное сердце театра», народный артист Башкортостана – ныне главный дирижер Московского государственного академического детского музыкального театра имени Н.И. Сац Артем Макаров. Дирижер – Владимир Мешков.
Кстати, маэстро Макаров, по которому мы все очень соскучились, встанет за пульт в первый премьерный день – 8 декабря.
Андрей Меланьин, балетмейстер-постановщик спектакля, совместно с Ольгой Николайчук, его ассистентом и соавтором либретто, судя по тем фрагментам, которые мне удалось увидеть, насытили сюжетную канву спектакля не только сценами из жизни поместного русского дворянства, но и картинами бытования пореформенной России. И в этом им очень помог художник-постановщик, он же художник по свету Дмитрий Чербаджи, также не первый раз работающий с БГАТОиБ. Красота интерьеров дворянской усадьбы, дома Муромцевых, а также Берестовых, украшенных портретной живописью великого Владимира Боровиковского; дамы и гусары, обаятельные пейзане – вкус любителей антуражных постановок, безусловно, будет удовлетворен. В итоге в репертуаре Башкирского государственного академического театра оперы и балета появится еще один спектакль, который будет востребован зрителем. Самое время сказать о том, что лирико-комедийный балет «Барышня-крестьянка» поставлен на средства гранта Министерства культуры Российской Федерации – на оказание государственной поддержки для реализации творческого проекта.
И самое главное, «Барышня-крестьянка», в версии Меланьина отмеченная большим количеством персонажей, объединила под своими знаменами большую часть балетной труппы. Назову лишь часть звездных имен, чьи обладатели заняты в спектакле:
Партию Лизы исполняют в паре Ирина Сапожникова и Валерия Исаева; партию Алексея – Сергей Бикбулатов и Артем Доброхвалов; партию Мисс Джаксон, воспитывающей русскою душою Лизу в истинно английских традициях – Гульсина Мавлюкасова и Софья Саитова-Гаврюшина.
Это если коротко, поскольку всех своих любимцев поклонники искусства Терпсихоры и нашей балетной труппы увидят на сцене. Равно как и оценят идеи балетмейстера-постановщика Андрея Меланьина. Премьерные показы пройдут 8, 9 декабря. Увидимся в театре, напомню: отныне академическом!
ДОБАВИМ…
Андрей Меланьин, заслуженный работник культуры России, кандидат искусствоведения.
В 1980 году по окончании Московского хореографического училища был принят в балетную труппу Большого театра. В 1992 году окончил Хореографический институт (ныне училище и институт объединены в Московскую государственную академию хореографии), получив диплом балетмейстера.
С 2003 года является старшим преподавателем Московской государственной академии хореографии (специальность «хореограф-постановщик»).
С 2005 года – режиссер, ведущий спектакли в Большом театре.
В 2002-2014 – главный балетмейстер Воронежского государственного театра оперы и балета.
На счету Андрея Александровича множество постановок. В частности:
в Уфе в 1993 году совместно с Юрием Григоровичем, будучи ассистентом мастера, поставил в БГТОиБ балет П.Гертеля «Тщетная предосторожность»;
в 1997 году в Уфимском хореографическом училище поставил балет Р.Дриго «Волшебная флейта»;
в 1998 году в БГТОиБ поставил балет Л. Исмагиловой «Ходжа Насреддин».
Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
8-12-2023 (0) Просмотров: 54 Номер: 85(13738) Версия для печати