«Часики» в фойе поведут отсчёт очередной эры нашей «куколки»
Вот уже совсем скоро – 23 декабря, Башкирский государственный театр кукол распахнет двери для юного зрителя. Нет, безусловно, БГТК на протяжении реконструкции родного здания, расположенного на проспекте Октября, 158, ни на день не прекращал работы, представляя свои постановки то на площадке Уфимской детской филармонии, то на Малой сцене БГАТОиБ, где, собственно, продолжает работать и сейчас… Не говорю уж о выездных спектаклях…
За время, пока «куколка» временно обреталась в двухэтажном здании из красного кирпича на улице Ленина, 10, близко соседствуя со Средним специальным музыкальным колледжем, она объездила чуть ли не всю Башкирию, спеша на встречу с ребятней. Почти два года любимый театр детворы живет, что называется, не дома. На излете января
2022-го, уже сидя на узлах и чемоданах, БГТК, готовящийся к великому переселению, доигрывал свои спектакли на родной сцене. Затем последовал стремительный бурный переезд, а в стационарном здании, которое «куколка» получила еще в 1976 году, началась масштабная реконструкция, ставшая возможной благодаря национальному проекту «Культура». Напомню также, что БГТК вошел в число объектов, «прихорашивающихся» к 450-летию основания Уфы. Ведь за сорок семь лет существования, скажем так, кукольного дома в нем ни разу не проводился капитальный ремонт.
Средства на обновление, в итоге вылившееся в мощнейшую реконструкцию (коллектив получает фактически заново отстроенное здание, увеличившееся в разы!), выделены из федерального и республиканского бюджета. Занималось вопросами реконструкции ГКУ Управление капитального строительства Республики Башкортостан. Генподрядчик – ООО «Строительное управление №1», в арсенале коего почти четырнадцать лет возведения объектов самой разной сложности, этажности и социальной значимости. Функции генерального проектировщика были делегированы ООО Проектная компания «Георекон».
…Получившее вторую жизнь здание одного из старейших в нашей стране театра кукол, ведущего отсчет своей истории с 1932-го (необходимо сказать, что Государственный академический Центральный театр кукол имени Сергея Владимировича Образцова, открывшийся в сентябре 1931-го, старше БГТК всего на год), постепенно стало приобретать иные очертания, привлекая взгляды уфимцев стройностью и ярким нарядом. Оно мало-помалу менялось, росло ввысь и вширь, радуя глаз своим светом, красочными нишами, в коих недавно появились необычные куклы, указывающие на то, что театр этот – детский, особенный, дарящий людям радость (идея сия принадлежит директору БГТК Альберту Имамутдинову, поскольку изначально кукольного народца на фасаде в проекте не было). О первых «новоселах» оранжевых ниш «Вечерка» уже кратко рассказывала, а вот накануне официального открытия – строители постарались на славу, увеличившись в скорости и сдавая объект раньше намеченного на 2024 год срока – к уже обосновавшимся на фасаде фигурам Стойкого оловянного солдатика, Красной шапочки, Урал-батыра, добродушного мишки с бочонком меда и пчелкой, хитрой лисы с колобком, Бабы Яги, Кота в сапогах, Золушки и Скомороха добавилась красавица Хумай…
Героев на фасаде здания БГТК – десять, Хумай – одиннадцатая, и этот парад сказочных персонажей как раз ей и предстоит открыть. Автор эскиза, по которому мастера из Саратова создали фигуру прекрасной дочери царя птиц Самрау, изначально предстающей пред Уралом-батыром в облике птицы счастья, создала художник Наталья Кандалова; остальные из отряда кукольного «войска» – родились благодаря фантазии главного художника театра, заслуженного работника культуры России и Башкортостана Андрея Волкова. А вот воплотили их, так сказать, в жизнь, специалисты одной из саратовских фирм, выигравшей тендер и специализирующейся на изготовлении подобных фигур из стеклопластика (внутри каркас), устойчивого к капризам погоды и способного противостоять вандалам; высота – примерно метр пятьдесят, а «рост» Хумай, открывающей «парад» этих героев, – два с половиной метра… Как устанавливали Хумай, нам увидеть не удалось, поскольку она в момент визита вечеркинцев ждала своего часа в сторонке.
…В минувшую пятницу мы с фотокорреспондентом Лилией Загировой, заранее договорившись, попали наконец в обновленное и похорошевшее здание БГТК, пройдя на территорию завершающейся стройки с сопровождающими нас уже упомянутым Андреем Волковым и заведующей литературной частью, автором «Вечерки» Дианой Гараевой. Процедура проверки наших документов на вахте… и вот мы на просторной заснеженной площадке за широким забором, куда с некоторых пор мечтают попасть многие. Волков, похоже, уже и вовсе переехал на проспект Октября, 158, из своей временной мастерской на Ленина, 10. Счет пошел на дни, 23 декабря в БГТК пройдет не просто торжество по поводу открытия, участие в котором примет Глава Башкортостана Радий Хабиров, внимательно следивший за всеми этапами преображения «куколки»… В этот день здесь состоится Совет по культуре, на котором будут представлены известные в мире творчества России и зарубежья имена. И если церемония старта новой жизни театра, на которую приглашены дети участников СВО, маленькие сироты и особенные ребятишки, будет проходить в Большом зале «куколки» на 350 мест – первых зрителей ждет не только приветствие руководителя нашего региона, но и спектакль БГТК «Щелкунчик»; то заседание Совета, где выступит и министр культуры России Ольга Любимова, состоится в Малом зале на 135 мест.
В общем, времени осталось совсем немного, поэтому коллектив готовится, работая не покладая рук. Мы как раз попали в день, когда комиссия спецов из БГТК занималась приемкой некоторых помещений. И им было не до вопросов, так что мы просто следовали за «приемщиками», на свой манер оценивая увиденное.
Для тех, кто хорошо знал старое здание театра, преображения, произошедшие с ним, покажутся волшебством. Маленькая, любимая всеми «куколка» разрослась, превысив свои размеры почти в три раза. Театральное здание, теперь отделенное проходом от вплотную примыкавшего к нему ранее многоквартирного дома, будет жить самостоятельно, в том числе и в плане коммунального хозяйства и платежей, связанных с ним. Крохотные узкие лесенки между этажами сменили широкие с удобными ступенями, появились лифты, в том числе и грузовые, способные легко перемещать на нужную высоту сценическое оборудование. В разы увеличилось количество гримерок, в которых некогда теснилась уникальная труппа театра… Кто-то, интересно, вспомнит о том, что прямо из этих тесных гримерок артисты выходили на сцену, отделенную лишь узеньким коридорчиком?.. Теперь у БГТК появилась просто шикарная сцена, оборудованная по последнему слову в области технологий для столь специфического театра. Мы заглянули даже на третий ярус, с высоты которого сцена смотрится уютной ладошкой… Но это лишь вид сверху, на самом же деле теперь на подмостках Большого зала «куколки» можно поставить сложнейший по технике воплощения спектакль, к тому же и многофигурный…
Для удобства исполнителей предусмотрены не только просторные гримерки, душевые, аккуратные санузлы, но и комната отдыха. Появится теперь и качественный репетиционный зал.
Я помню то, как радовалась труппа, переехавшая в здание на Ленина, 10, обнаружив в этом доме, где некогда, в 1899 году, располагалась гостиница «Большая Сибирская», пространство на втором этаже, в коем можно было репетировать без тесноты и столпотворения…
Теперь у «куколки» будет свое просторное кафе, получившее название «Золотая рыбка». Думаю, оно даст фору уже существующему «тезке», расположенному на демской трассе. В центре пространства, в котором будет уютно и юным зрителям, и сопровождающим их родителям, и артистам, решившим выпить кофейку в перерыве между репетициями, высится Чудо-древо, на чьи ветви в момент нашего визита как раз крепились зеленые «пряди» пышной кроны…
В прессе не раз упоминали о том, что в здании БГТК будут располагаться и специальные помещения для детских студий. Мы и в эти огромные светлые классы сунули свои носы, бродя по «кукольному дому» за приемочной комиссией… Короткие пояснения дают нам заместитель директора театра по капитальному строительству Шамиль Мубарякович Янбаев и главный энергетик Александр Григорьевич Селищев, кстати, дважды «спасший» нас в этот день, когда, отстав от основной группы, мы заблудились в уникальном дворце, насыщенном всем, что может сподвигнуть человека на творчество… В старой «куколке», исхоженной мною вдоль и поперек, подобное было бы просто невозможно! Скажу только, что с вводом здания в эксплуатацию новая эра наступает не только для труппы БГТК, но и для сотрудников всех цехов, поскольку об их нуждах, естественно, тоже подумали при проектировке здания. «Приемщики» надевают пальто и куртки, собираясь выйти на территорию возле «куколки». А мы устремляемся в центральную для любого тетра точку – в Большой зал БГТК, веером алых бархатных кресел раскинувшийся перед сценой, подниматься на которую в зимних сапогах мы не решились, поскольку это табу. Любой артист, любой сотрудник знает, что выходить на подмостки можно лишь в сменной обуви! Такое правило бытует в любом уважающем себя театре.
В прекрасном зале установлены кресла, поднятые ребром вверх сиденья которых образуют своеобразную «сидушку» – широкую, устойчивую и вполне удобную (мы опробовали!), на которой не без комфорта могут расположиться ребятишки небольшого роста. Короче, долой специальные объемные подушки, которые выдавали малоросликам во времена оны! Подобную конструкцию театральных кресел впервые я увидела в новом здании Татарского государственного театра «Акият». Говорят, что теперь это ноу-хау уже достаточно распространено в театрах для детей и теперь его применят в нашей «куколке».
В зале, тихонько переговариваясь, трудятся, проверяя все детали, два сборщика кресел, специалисты из ООО «ПРЕМА» Руслан Камалов и Иван Алексеев, рассказавшие, что по работе, связанной с установкой мебели, им приходится ездить по всей стране, не так давно, например, они побывали в Омске: заинтересовавшая нас конструкция, уверяют Руслан с Иваном, надежная и очень комфортная для маленького зрителя.
Думаю, сегодня для читателя достаточно каких-то подробностей, их чрезвычайно много, попридержим эти детали до визита в БГТК Радия Фаритовича Хабирова, не стоит обо всем рассказывать заранее, дабы не снижать эффекта.
Добавлю лишь то, что так называемые «Часы», много лет встречавшие зрителей «куколки» на фасаде театра («Вечерняя Уфа» подробно рассказывала об этом в материале «Часы без стрелок», опубликованном в нашей газете 20 мая 2022 года), не смогут вернуться на прежнее место. Но они, претерпевшие небольшие изменения, поскольку круг в их «механизме» теперь в силу разных причин действовать не сможет, очищенные от напластований времени и тонированные под бронзу, встанут в качестве арт-объекта на специальной детской площадке, расположенной между БГТК (справа) и домом, получившем в народе название «Парус». В разработку «часики» берут соответствующие службы Администрации города. Тем более что Глава республики Радий Хабиров, увидев этот старый символ «куколки», пришел в восхищение и сказал: «Ребята, это надо сохранить!»
Для тех же, кто хорошо знает историю БГТК, и тех, кто только-только открывает ее страницы, будет интересно то, что уменьшенная копия «часов», также тонированная под бронзу, круг в коих лишь символ, с настоящими тикающими «ходиками», будет встречать зрителей в просторном фойе театра. Этот небольшой арт-объект, изготовленный из металла по образцу и подобию оригинала, создали мастера кузнечного дела одной из уфимских мастерских.
…Мы с Лилей коротко перекидываемся парой фраз с директором театра Альбертом Имамутдиновым, вернувшимся из Минкульта с совещания, касающегося торжественной церемонии, и спешим в редакцию, переполненные впечатлениями…
«А что с мозаикой?» – спросит дотошный читатель. Не волнуйтесь, ее сохранили! И, подойдя поближе к театру, вы обнаружите ее слева. В период реконструкции, собирая сведения для уже упомянутого материала «Часы без стрелок», мы, опираясь на свидетельства тех, кто хоть что-то помнил о создании старого здания, ошибочно написали, что автором мозаики является художник Евгений Винокуров. Сегодня я спешу исправить этот просчет, поскольку в «Вечерку» обратился наш уважаемый автор, специалист в вопросах строительства со стажем Эрнст Юлбарисов, представивший доказательства того, что некогда худсовет доверил эту работу театральному художнику-декоратору Риму Гильмановичу Зигангирову, накопившему значительный опыт в области монументального искусства, включая и мозаику. Спасибо нашему автору – справедливость восстановлена!
Кстати, завсегдатаи БГТК хорошо помнят прекрасный витраж, являющийся украшением здания Башкирского государственного театра кукол и, увы, утраченный при пожаре… Так вот, обновленное здание «куколки» теперь украшает новый витраж, изготовленный по эскизам дизайнера театра Надежды Аминевой.
В общем, все готово для того, чтобы коллектив БГТК вышел на очередной виток своей истории, и для того, чтобы 23 декабря состоялось торжественное открытие. Короче, увидимся в театре!
Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
12-12-2023 (0) Просмотров: 57 Номер: 86(13739) Версия для печати