Старик Аксаков их заметил и, кажется, благословил…
Летопись любого города, крупный он или не очень, хранит какие-то тайны, имена своих великих сыновей и дочерей, события, казалось бы, местного масштаба, но в итоге являющиеся кирпичиками фундамента большой истории края, страны, а иногда и получающие значение в контексте мировой. Любая даже самая крохотная деревенька, любой населенный пункт, не говорю уж об уездных городах, а тем более – о мегаполисах и столицах, вести о коих разлетелись далеко, могут похвастаться необычным фактом, характерным только для этих мест, уникальной побывальщиной, знаменитым земляком. И чем старше поселение, чем дальше оно от точки закладки первого камня или установки первого сруба, тем ценнее для нас все эти уходящие во времени частицы былого, тем они нам дороже, при условии, конечно, что все мы остаемся людьми, а не Иванами, родства не помнящими…
Вот интересно, уважаемый читатель, о чем бы Вы в первую очередь поведали гостю, впервые прибывшему в наши края, дабы заинтересовать пришлеца историей Уфы и добиться того, чтобы он всем сердцем полюбил город на семи холмах, отдал должное его красотам, таинствам и именам знаменитых граждан и захотел вновь вернуться сюда?
Вопрос я задаю Вам отнюдь не праздный, поскольку буквально на днях мне пришлось оказаться в подобной ситуации и три часа кряду рассказывать о нашем городе человеку, для которого Уфа ассоциируется только со зрительным образом Салавата, на самой круче поднимающего на дыбы своего першерона…
Режиссер и автор культурно-исторических проектов Ленара Гадельшина в Уфе не впервые, но так все время случалось, что каждый раз по приезде в столицу республики из Москвы, где она училась в Российском институте театрального искусства – ГИТИСе на режиссерском факультете (мастерская Александра Галибина), ее забирала с вокзала либо из аэропорта родня и сразу же везла в Стерлитамак, где живет отец нашей гостьи. И только в прошлом году Ленара, для которой очень дорого все, что связано с музейным делом, «выторговала» у нетерпеливых родственников два часа на то, чтобы походить по залам БГХМ имени Михаила Васильевича Нестерова…
А теперь вернемся к точке отсчета данного повествования. Все дело в том, что спич мой связан с событием, адресованным стремительно приближающемуся 450-летию столицы Башкортостана. И я займу еще немного Вашего времени и напомню о том, что спектакля, посвященного нашему любимому городу, за все предыдущие годы так и не было создано. А вот не так давно наша «Вечерка» уже рассказывала о том, что в муниципальном Театре юного зрителя на излете 2023 года состоялась премьера спектакля под названием «Уфа», поставленного режиссерами Анастасией Гайнановой и Викторией Емелёвой по пьесе молодого драматурга Ренаты Насибуллиной. Жанр для своей постановки создатели выбрали весьма необычный, обозначив таковой как «спектакль-обряд». В итоге родилось завораживающее действо, которое коллектив Уфимского ТЮЗа посвятил 450-летию города. И оно стало первой ласточкой в истории воплощения образа Уфы на театральной сцене.
И это было началом, поскольку в Государственном академическом русском драматическом театре Республики Башкортостан в середине января-2024 стартовала работа Творческой лаборатории «Уфа, я люблю тебя!», посвященной 450-летию столицы Башкортостана. Несколько дней актеры ГАРДТ и трое режиссеров – уже упомянутая Ленара Гадельшина (Москва), Ксения Пещик (Красноярск) и наш земляк Ильсур Казакбаев – будут работать (а страда уже началась) над тремя эскизами, в которых, как пишет сам театр, «поразмышляют над тем, что такое наш город, как его история влияет на нас», а я бы добавила – на нас сегодняшних.
Ксения уже в каком-то смысле определилась со своим эскизом; Ильсур же изначально выбрал печальную историю любви восемнадцатилетней красавицы Оленьки Аксаковой – дочери первого уфимского губернатора Григория Сергеевича, сына нашего земляка – писателя Сергея Тимофеевича Аксакова, к которой посватался статный шляхтич Александр Биспинг. И оба были влюблены и несказанно счастливы, но свадьбе не было суждено состояться – Биспинг погиб при невыясненных обстоятельствах, а Ольга Григорьевна так и не нашла равного своему избраннику…
…Этой трагической странице из жизни Аксаковского рода посвящены сначала очерк, потом книга, а позже и пьеса белорусского журналиста и писателя из Гродно Ирины Сергеевны Шатырёнок, побывавшей в Уфе на нынешнем XXXIII Международном Аксаковском празднике, в рамках которого был отмечен труд нашей гостьи…
Режиссер Казакбаев (напомню читателю, что у Ильсура тоже московская школа) увлекся этим сюжетом, полностью погрузившись в него и «протоптав» в эти дни дорожку в уфимский Мемориальный дом-музей Сергея Тимофеевича Аксакова, читая дополнительные документы и консультируясь с сотрудниками старинной писательской усадьбы.
А вот Ленара Гадельшина, прежде чем начать репетировать с артистами, решила составить некий портрет нашего города из рассказов его старожилов, а также тех, кто помоложе, и совсем юных людей… Но без визита в Мемориальный дом-музей С.Т.Аксакова портрет этот был бы не полон, а посему в самую метель мы направили свои стопы в старинный особняк на улице Расулева и были приняты старшим научным сотрудником, хранителем Дома-музея Галиной Олеговной Ивановой, которая заворожила внимавшую ей Ленару своим рассказом о прекрасном русском писателе и его удивительной семье, и, переходя из зала в зал, из комнаты в комнату (и в этот час сюда вновь заглянул Ильсур), мы провели под сводами «громады Зубинского дома» примерно два с половиной часа…
Как Вы понимаете, читатель, в лаборатории, посвященной юбилею города над Белой, было бы странно проигнорировать имя замечательного земляка, благодаря книгам которого Уфу знают во многих странах мира. И в час нашего визита Сергей Тимофеевич, а точнее – его дух, безусловно, царящий в старом доме, похоже, благосклонно отнесся и к гостям-режиссерам, и к цели их прихода…
В общем, забегать вперед не стоит, будем ждать, конечно, результата. Показы всех трех вариантов портрета Уфы, представленной «лица необщим выраженьем», состоятся 22 января.
Добавлю лишь, что анализировать эскизы, из которых в итоге могут родиться полноценные спектакли, помимо руководства ГАРДТ РБ будет приглашенный эксперт – доцент кафедры театрального искусства РГИСИ, филолог, театровед, кандидат наук Мария Сизова.
А вот совсем коротко о режиссерах, приглашенных для работы в рамках Творческой лаборатории:
Ксения ПЕЩИК – режиссер Красноярского театра юного зрителя. Участница международных образовательных театральных программ фестиваля-школы «Территория» (Москва, 2018), «Точка доступа» (Санкт-Петербург, 2019), «Территория KIDDS» (Москва, 2023). Выпустила более 15 спектаклей и перформансов в Красноярске, Омске, Санкт-Петербурге, Севастополе и Москве. Ее спектакль-автофикшн «Всё как у всех» выдвинут на премию «Золотая Маска-2024» в номинациях «Драма / малая форма», «Драма / женская роль».
Ильсур КАЗАКБАЕВ – режиссер Башкирского академического театра, лауреат Государственной молодежной премии РБ имени Шайхзады Бабича, стипендиат Правительства РФ для молодых деятелей культуры и искусства.
Поставил более 30 спектаклей на сценах Башкирского академического, Сибайского башкирского, Салаватского башкирского, Бурятского академического, Архангельского молодежного театров…
Неоднократно принимал участие в театральных лабораториях и фестивалях – в Перми, Казани, Москве, Екатеринбурге, Грозном, Санкт-Петербурге…
Ленара ГАДЕЛЬШИНА – лауреат Всероссийской историко-литературной премии «Александр Невский»; участник Детского Weekend’а «Золотой Маски-2021», победитель грантового конкурса «Молодая режиссура» Министерства культуры РФ. Работала на многочисленных Творческих лабораториях – в Челябинске, Сарове, Пскове, Москве…
Создает аудио-визуальные и иммерсивные спектакли, постановки в жанре сторителлинга в Астраханском драматическом театре, Хабаровском ТЮЗе, «Школе современной пьесы» (Москва)…
Илюзя КАПКАЕВА.
НА СНИМКЕ: участники лаборатории (сидят трое слева) с актерами ГАРДТ РБ.
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.
НА СНИМКЕ: участники лаборатории (сидят трое слева) с актерами ГАРДТ РБ.
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.
19-01-2024 (0) Просмотров: 403 Номер: 4(13748) Версия для печати