$ - 91.7791
€ - 98.0270

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

Душа мелодией полна



Творчество Назифы Кадыровой давно стало национальным музыкальным достоянием Башкортостана. В статусе Мастера высочайшей пробы в избранном жанре она снискала славу настоящей звезды эстрады Башкортостана, Татарстана и Российской Федерации.
Назифа Кадырова стала явлением на республиканской эстраде еще в самом начале своего творческого пути, где в ней сразу признали народную любимицу. А всеобщую известность ей принесло участие во Всесоюзном телевизионном конкурсе в 1979 году, где она исполнила задорную и жизнерадостную песню композитора Рима Хасанова «Мандолина». Уже тогда молодая певица покорила слушателей своим чистым, богатым оттенками голосом, яркой сценической внешностью, непосредственностью, обаянием молодости. Затем был конкурс «Сочи-80», и опять успех.
Петь Назифа Кадырова начала рано, выступала в художественной самодеятельности. Когда после окончания школы она приехала поступать в Уфимское училище искусств, шел набор в эстрадную группу филармонии. Успешно пройдя конкурс, Назифа была зачислена в студию. Она сразу всем понравилась эмоциональностью и врожденным артистизмом. Хотя было положено принимать на эстраду уже подготовленных певцов, танцовщиков, музыкантов, Назифу взяли в новый эстрадный коллектив. С первых же шагов на башкирской эстраде певица нашла своего слушателя. Она исполняла молодежные песни «Мне семнадцать лет» Р.Газизова, «Последний звонок» Р.Хасанова, «Лучи дождя» А. Халфетдинова, ставшие популярными благодаря ей.
С тех пор артистка достигла многого: расширился и стал разнообразнее ее репертуар, трактовка песенных образов – глубже и многограннее. Певческий стиль певицы отличается простотой, искренностью, в то же время глубиной постижения фольклора. Одновременно с открытым интересом она относится к современной эстрадной музыке, что позволяет создать более объемное видение песни. Искреннее восхищение публики снискало ее исполнение русских, башкирских, татарских романсов и народных песен, а также современных авторских сочинений.
На сцене она такая разная: то веселая до озорства, то грустная и задумчивая. Сегодня ее сценический облик сложнее, значительнее, таинственнее: жизнь оставляет свои отметины в сердце и душе.
Каждый выход Назифы Кадыровой на сцену – настоящий праздник для зрителей. Артистке удается создать необыкновенно теплую, доброжелательную, зажигательную атмосферу в зале, ее мощная аура, талант и профессионализм неизменно покоряют всех.
Пятьдесят три года творческой деятельности Назифы Кадыровой отданы на благо родного Башкортостана. Эта артистка поистине бренд, гордость и легенда Башкортостана, которая на протяжении всей жизни остается верна Родине, прославляя ее исключительно живым исполнением на разных языках и порой без микрофона на тысячные залы.
Впрочем, дадим слово самой Назифе Кадыровой:
– Вся моя творческая судьба – это филармония! Это мой дом, моя школа. Здесь я сформировалась как певица, человек, личность. Здесь всегда царил особый дух творчества, начиная уже со входа в здание, где нас встречала солнечная Елена Сергеевна, которая просто заряжала своей энергией и светом. Меня вдохновляли многие люди: режиссер, композитор Шамиль Зуфарович Кульбарисов; художественный руководитель филармонии в то время – глыба, великая личность Хусаин Файзуллович Ахметов; великолепный режиссер Фатих Иксанов, который со мной ставил свою дипломную работу – театрализованное представление «Праздник гусиного пера». Мы приобрели актерские навыки – читали стихи, пели; каждый жест, каждое движение было оправдано сценарием и продумано до мелочей...
В филармонии постоянно звучала музыка – это вдохновляло. Дух филармонии был духом творчества. Все разговоры касались только искусства, новых музыкальных произведений, предстоящих концертов – мы искренне жили этим.
Творческим трамплином для меня стала работа с вокально-инструментальным ансамблем «Ирандык» под музыкальным руководством Айрата Каримова. Этот коллектив я считаю явлением на башкирской эстраде, это было новым веянием, тогда как раз набирали обороты вокально-инструментальные ансамбли. «Ирандык» имел огромную популярность у зрителей в республике, с ним мы ездили по всему Советскому Союзу. Гульсум Хабибуллина, вместе с которой нас свел ансамбль, учила меня всем сценическим премудростям: от движений на подмостках до нанесения грима. Я проработала в этом колективе четыре счастливых года – с 1971-го по 1975-й.
Очень большим творческим толчком для меня стало участие во Всесоюзном телевизионном конкурсе «С песней по жизни» в 1979-м, где я одна была выбрана из представителей всей уральской зоны (собралось много участников из Свердловска, Сургута, Челябинска и других городов и весей). Уровень конкурса оказался очень высоким – мне довелось сотрудничать с такими дирижерами всесоюзного масштаба, как Юрий Силантьев и Александр Петухов (Государственный эстрадно-симфонический оркестр России), Александр Михайлов (Государственный оркестр телевидения и радиовещания). Это была и личная победа, и огромный комплимент моей работе, а еще возможность общения и обмена опытом со многими профессиональными исполнителями и коллективами. Позже с оркестром Юрия Васильевича Силантьева я гастролировала по Липецкой области, Украине, по всему Уралу. По линии Москонцерта, Росконцерта и Союзконцерта ежегодно гастролировала по СССР, участвовала в концертах в Москве, Ленинграде. Посчастливилось общаться с композиторами Евгением Мартыновым, Владимиром Мигулей, Марком Фрадкиным, Павлом Аедоницким, Яном Френкелем. С певицами Розой Рымбаевой, с которой обменялись песнями – она пела мою «Мандолину», а я ее «Алатау»; с Надеждой Чепрагой, подарившей мне песню «Кодры Молдовы»; Ксенией Георгиади… А еще с такими яркими вокалистами, как Ярослав Евдокимов, Ринат Ибрагимов, и многими другими…
Представляла тогда в этих поездках, на всесоюзном уровне, песни башкирских композиторов; выезжала на творческие встречи вместе с Загиром Исмагиловым, Римом Хасановым, Робертом Газизовым, Хусаином Ахметовым – это было большим кредитом доверия для меня.
Особенным для меня оказался 1985-й – год сорокалетия Великой Победы. Ему я посвятила свою сольную программу «Не быть войне!». В нее вошли двадцать три песни! В их числе песни военных лет, а также произведения, специально написанные для этой программы композиторами Римом Хасановым, Салаватом Низаметдиновым, Розой Сахаутдиновой… Апофеозом концерта стала одноименная песня композитора Нура Даутова на стихи Валита Илимбетова. Тот проект, режиссером которого был Виль Каримов, поражал мощной театрализацией. Для него были специально поставлены, скажем так, «проводы» и «встречи» – танцевальные миниатюры с участием Рашиды Туйсиной и Анвара Ишбердина; программу отличали проникновенный конферанс Гульзамии Ситдиковой, бэк-вокал начинающей тогда свой творческий путь Айсылу Султановой и живое музыкальное сопровождение группы Бахти Гайсина, где я в те поры работала вокалисткой. Программа имела большой общественный резонанс. И ныне эта тематика остается актуальной, и матери все еще теряют сыновей... Эту прочувствованность я позже привнесла в роль Мадины-
апай в первой башкирской рок-опере «Звезда Любви» Салавата Низаметдинов (либретто Флорида Булякова). Рок-опера была поставлена на сцене Башкирской государственной филармонии по инициативе тогдашнего директора Зинфиры Абдульмановой в 2001 году и стала большим событием в культурной жизни республики, имела успех у зрителей, неоднократно отмечалась в положительных отзывах музыкальной общественности.
Сольных проектов у меня было много. Помню свой бенефис к двадцатипятилетию творческой деятельности, где были собраны лучшие мои песни. Это также было необычное действо с превосходными декорациями и десятью самыми яркими за весь мой творческий период концертными костюмами. За одну минуту я успевала не только переодеться, но и перевоплотиться в иной образ. Концерт шел по блокам, и моим самым любимым был «чеховский», с соответствующей атрибутикой – кружевной зонтик, шляпка... С этой программой я объездила всю Сибирь – Нижневартовск, Сургут, Ноябрьск, Радужный, Когалым...
И к тридцатилетию творческой деятельности, и к сорокалетию, и недавно к пятидесятилетию – тоже готовила для публики серьезные по вложению творческих сил проекты.
Хотя я и эстрадная певица, все же, стремясь к совершенству, пробовала себя и в незнакомых для себя жанрах, экспериментировала. Не хотелось застаиваться, становиться «пленницей» сложившегося образа. К моему пятидесятилетию был создан музыкальный спектакль «Половинки», который поставили на сцене Башкирского государственного театра оперы и балета. Вот где пригодились те актерские навыки, о которых я говорила ранее, ведь там приходилось не только петь – на протяжении всего спектакля шел диалог героини по телефону. Основой стала тема любви женщины. В «Половинках» требовалось показать женское «я», излить публике свою душу... И потому многие зрительницы, пришедшие в зал, узнавали себя в этом образе. Что ж говорить, было приятно: значит, я достучалась до их сердец.
А далее начался период романса. Романс – жанр сложный, тут нужна и тонкость особая, и благородство, и жизненная мудрость, и все переживания прожитых лет. Мне вновь хотелось вырваться из рамок своего амплуа. Я и раньше пела отдельные русские песни и романсы – выступать приходилось во многих уголках России – она ведь многонациональная. А романс универсален – он доходит до каждого сердца. И результатом стали вечера романса «Зову тебя с надеждой и тоской...», «Душа мелодией полна...» и другие.
Беседовала Оксана ИВАНОВА.
Фото Лейсан МИННИХАНОВОЙ.

Дата создание новости 16-04-2024   Комментарии (0)   Просмотров: 43     Номер: 26(13770)     Версия для печати

26 апреля 2024 г. №29(13773)


«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.