На пути к Музею музыки
Создание музея – работа невероятно творческая, напряженная и интересная. Он, как живой организм, рождается и растет, постоянно обновляясь и видоизменяясь; требует новых экспозиций, диктует свою логику, ставит задачи и подсказывает решения. Музей музыки имени Ф.И.Шаляпина долгие годы был нашей мечтой, затем стал целью, позже превратился в концепцию… И наконец, ныне стал реальностью.
Театр в каждом зале
Много лет назад от первого председателя уфимского Шаляпинского общества Галины Александровны Бельской я впервые услышала об этой идее – музее Федора Шаляпина в Уфе. Перспектива эта казалась заманчивой, но очень далекой. И тогда, в 1999 году, я, конечно, и предположить не могла, что когда-то буду заниматься созданием музея великого артиста в городе его дебюта. Но гений Шаляпина покорил меня – и стал частью моей жизни. Вступив в Межрегиональный Шаляпинский центр, я познакомилась с выдающимися исследователями творчества русского артиста, стала посещать музеи и памятные места в нашей стране, связанные с именем выдающегося певца, спектакли из его репертуара, изучать книги и статьи, посвященные «царь-басу».
В Уфе идеей Галины Александровны Бельской загорелась ее преемница – председатель уфимского отделения Межрегионального Шаляпинского центра Елена Петровна Замрий, которая хранила и пополняла фонды будущего музея и занималась популяризацией уфимской шаляпинской истории. И вот осенью 2021 года в Министерстве культуры Республики Башкортостан перед нами была поставлена задача: создать научную концепцию музея, на основе которой будет сделан дизайн-проект. Так началась большая творческая работа над уникальным проектом. С первого дня его лично курировала первый заместитель министра культуры Республики Башкортостан Наталья Михайловна Лапшина: поддерживала творческие начинания и помогала решать сложные задачи, которые периодически возникали перед нами. И еще один человек, без которого создание Музея музыки имени Шаляпина вряд ли стало бы возможным, – это депутат Совета городского округа город Уфа РБ, меценат и добрый друг нашего отделения Межрегионального Шаляпинского центра Филюс Хамитович Ишбулатов. Его отзывчивость и деятельная поддержка дали возможность воплотить в жизнь наши самые смелые планы, приобрести ценные экспонаты для музея, привлечь лучших специалистов и серьезнейших партнеров.
Еще в октябре 2021 года у меня родилась идея «музея-театра». Вдохновило на нее посещение многих музеев в России и за рубежом. Везде я ходила с фотокамерой и блокнотом, изучала и фиксировала идеи, которые можно воплотить в уфимском музее. Стало понятно, как много может дать грамотная работа со звуком и светом, видеоэффектами и художественной визуализацией, объемными декоративными формами и компьютерными технологиями.
Музей, посвященный великому артисту, должен быть наполнен театрализацией, стать местом с особой творческой атмосферой, где залы превращаются в сценические декорации, а экспонаты становятся историческим «реквизитом». Первый зал «Уфа музыкальная» был задуман как своеобразный пролог к спектаклю, подобно оперной увертюре, а следующие залы – как последующие акты данной постановки.
Вместе с дизайнерами мы стали искать возможности воплощения такой концепции в жизнь. Появился главный герой «спектакля» – Федор Шаляпин, рассказывающий об эпизодах своей жизни в Уфе и сопровождающий посетителя из зала в зал. На эту роль мы выбрали оперного певца, приглашенного артиста Большого театра Владимира Байкова (бас), имеющего внешнее сходство с Федором Ивановичем. В залах он озвучивает воспоминания певца из его мемуаров «Страницы из моей жизни» и «Маска и душа». Также он по ходу принимает на себя несколько образов: ведущего, концертного исполнителя, артиста в ролях Стольника и Мефистофеля. Все эти образы последовательно возникают в залах музея: в «оживающих» зеркалах, на сцене зала «Мировая слава» и даже на… афишной тумбе.
Тумба с секретом
Афишные тумбы есть во многих музеях, посвященных артистам и театральным деятелям. Но может ли этот декоративный объект стать чем-то большим? Оказалось, может. В Музее музыки и театра в Стокгольме меня привлекла экспозиция с несколькими небольшими интерактивными «сценами», где на фоне картонных декораций двигались голографические фигурки актеров. Посетители смотрели мини-спектакли прямо в музее, один за другим! Это впечатление сохранилось у меня надолго. И захотелось так же показать дебютное выступление 17-летнего Федора Шаляпина в роли Стольника на уфимской сцене. Сам Шаляпин вспоминал, что спел свою партию в опере Монюшко «Галька» хорошо, но после ключевой арии, кланяясь и отступая к своему креслу, сел мимо стула… Если у нас «музей-театр», то не лучше ли эту историю один раз увидеть, чем сто раз прочитать? Для этого мы решили встроить интерактивную сцену прямо в афишную тумбу.
Итак, есть сцена и актер. Но нужно музыкальное сопровождение. Ария Стольника в исполнении Шаляпина, к сожалению, не сохранилась. Но среди архивных записей обнаружилась опера «Галька» в исполнении артистов Большого театра, сделанная в прошлом веке. Вот она, ария Стольника – та самая, которую описывал Шаляпин, цитируя ее текст в воспоминаниях. Она и стала нашей музыкальной основой. Дальше – все, как в театре: костюмы и декорации. В поисках наиболее близкого к оригиналу костюма я обратилась в единственный в мире музей композитора Станислава Монюшко – он находится в поселке Смиловичи в Беларуси. Его сотрудники доброжелательно отреагировали на мою просьбу. Они не только оперативно прислали копии архивных материалов о постановке оперы, но и подробно отсняли один из своих экспонатов – костюм Стольника из постановки Варшавского оперного театра 30-х годов ХХ века. Опираясь на старинные эскизы и фотографии, художники и костюмеры воссоздали костюм для уфимского музея. Еще не став экспонатом, наш костюм прошел проверку настоящим сценическим действом: в нем актер Владимир Байков сыграл роль Стольника на «сцене», спрятанной в афишной тумбе.
Мультимедийные находки
Есть в нашем музее еще один интересный видеоконтент. В зале «Гримерная артиста» обычное на вид зеркало над гримировальным столиком показывает посетителю неожиданное «отражение». В нем возникает артист, гримирующийся для образа Мефистофеля. Образец для этого грима мы взяли с одной из фотографий Федора Ивановича в роли Мефистофеля в опере Арриго Бойто «Мефистофель» – и воссоздали его пошагово. Это потребовало внимательного изучения рисунка и мастерства гримера. А полностью увидеть этот сценический образ можно в финале нашего музейного «спектакля» – в зале «Мировая слава», где артист Байков исполняет арию Мефистофеля в гриме и костюме оперного «духа зла».
Съемки и аудиозапись для мультимедийного контента мы проводили в Казани – на родине Шаляпина. Для этого мы с Владимиром Байковым прибыли из Москвы – и два дня провели на съемочной площадке и звукозаписывающей студии. Я занималась сценарием и режиссурой съемок, артист перевоплощался в разные сценические образы и трижды за день менял костюмы и грим. Во время съемок все – гримеры, операторы, статисты, звукорежиссеры, менеджеры, фотографы, костюмеры, парикмахеры и даже техперсонал – погрузились в атмосферу театра и музыки. А актеры в костюмах позапрошлого века чинно прогуливались по «улицам Старой Уфы», представляя дворян, разночинцев, рабочий люд. Посетители увидят их в зале «Уфа музыкальная» на фоне ожившей улицы Большой Казанской.
Еще одно мультимедийное решение я «подсмотрела» в Кисловодском музее истории и природы. Этот новый современный музейный проект впечатлил своей необычной демонстрацией экспонатов. В витринах установлены «смарт-стекла», которые превращаются в дисплеи и показывают дополнительную информацию и фотографии, посвященные выставленному предмету. Это уникальная возможность взаимодействия с посетителем, когда экспонаты рассказывают о себе сами! Такая технология в Уфе еще не использовалась – и дизайнерам пришлось разыскивать необходимое оборудование по всей России. Увидеть «смарт-стекла» в действии можно в центральной витрине нашего зала «Мировая слава».
Та же технология «умного стекла» использована и в зале «Уфа музыкальная». Она позволяет увидеть не только фасад, но и интерьер уфимского мещанского дома.
Вещи и их истории
Много оригинальных и неожиданных современных решений представляют экспозиции залов. Но не интерактивом единым жив наш музей. Самое ценное, что в нем есть, – это редкие и уникальные экспонаты эпохи, о которых надо рассказать отдельно.
Почти детективная история связана с фотографией Варвары Дмитриевны Паршиной – первой учительницы пения Федора Шаляпина, которая давала ему в Уфе уроки вокала в 1891 году. Этот факт был установлен исследователями давно, но никто не знал, как выглядела легендарная уфимка. После долгих безуспешных поисков мне удалось найти фотографию Паршиной в одной из московских библиотек в архиве ее ближайшего родственника. Отныне портрет Варвары Дмитриевны украшает интерьеры уфимского музея, чем мы очень гордимся.
Туалетный стол-бюро первой половины XIX века, который в нашем музее «играет роль» гримировального столика в артистической комнате, привезен из Плеса. Его история связана с семейством дворян Щулепниковых – друзей Шаляпина, живших в усадьбе на берегу Волги. Когда Федор Иванович побывал у них в гостях, он был очарован красотой Плеса и построил рядом дачу. Правда, жить в летней резиденции ему не довелось. Но старый дом, где в разное время размещались сельская коммуна, а затем санаторий, сохранился. Сохранился и этот уникальный стол-бюро красного дерева, который был отреставрирован уфимским мастером, и хранит память о старом Плесе и дворянском быте XIX века. Его приобретением и реставрацией мы обязаны благотворителю нашего музея Филюсу Ишбулатову.
Представлен в экспозиции залов и уфимский быт конца XIX столетия. В зале «Уфа музыкальная» мы воссоздали уголок уфимского мещанского дома – и здесь представлены вещи со своей интересной историей. Редкое антикварное бра я приобрела у учредителя Арт-холдинга «Рахманинов», мецената и коллекционера Оксаны Куренбиной. А старинное кресло из своей коллекции она преподнесла нам в дар. Рядом с креслом выставлена еще одна уникальная вещь – миниатюрная гитара «барочного» типа, со сглаженной талией. Это реплика раннего вида гитар, которые создавал «русский Страдивари» – мастер Иван Батов. Найти этот инструмент помог московский музыкант Гурано Орват, гитарист цыганского ансамбля «Волшебные струны». Он же достал по моей просьбе скрипку XIX века. Наш экземпляр выпущен на чешско-немецкой мануфактурной фабрике по образцу прославленного скрипичного мастера Андреа Амати.
Работа над созданием музея подарила знакомство с интереснейшими людьми, и это огромная радость! Они давали консультации, помогали с экспонатами, оказывали всяческую поддержку. Общение с каждым из них открывало новые знания и возможности. Научный сотрудник подмосковного музея «Лопасня-Зачатьевское» Александр Савинов стал нашим консультантом по исторической реконструкции интерьера. Консультировалась с ним буквально по каждому антикварному предмету – и всегда получала исчерпывающие профессиональные комментарии. Александр Борисович – увлеченный и знающий коллекционер, который щедро поделился несколькими предметами начала XX века из своей коллекции: фотографиями Федора Шаляпина и его коллег, нотами песни «Дубинушка».
Шаляпинское братство
Большую поддержку музею оказал Межрегиональный Шаляпинский центр. Почетный президент центра, заслуженный работник культуры России Юрий Тимофеев передал Уфе неоценимые дары – личные вещи из семьи Шаляпина. Много лет Юрий Иванович был дружен с дочерью певца Ириной Шаляпиной-Бакшеевой – и получил эти предметы из ее рук. Отныне в наших фондах хранятся семейные реликвии Шаляпиных: театральный бинокль, костяной нож, старинная денежная купюра и памятная открытка с видом крымского курорта Суук-Су, где великий артист мечтал создать свой «Замок искусств».
Более 30 лет помогала собирать экспонаты для уфимского музея кинорежиссер Вера Федорченко: выкупала старинные открытки с изображением Шаляпина и его окружения, дарила книги, ноты, альбомы, а также диски со своими документальными фильмами.
Журналист-международник Николай Горбунов, автор 11 книг о Федоре Шаляпине, пополнил библиотеку нашего музея авторскими изданиями. Московский краевед, реставратор и фотограф Артем Задикян передал огромную фотоколлекцию, посвященную артисту. Участвовали в создании музея московский коллекционер Николай Смирнов, заведующая Домом-музеем Александра Николаевича Островского Светлана Семиколенова, актриса и режиссер Амина Жаман, директор кисловодского музея «Дача Шаляпина» Ольга Красникова, музыковед и писатель Борис Розенфельд, заведующая Музеем Максима Горького и Федора Шаляпина в Казани Марианна Гаврилова и старший научный сотрудник Ирина Вавиличева, директор издательства «АРТ» Татьяна Степанян, автор книг об искусстве Ирина Пешкова, театровед Ирина Гуськова, оперный певец Андрей Пичугин, режиссер и искусствовед Михаил Анестратенко… Они передали в дар уникальные экспонаты: книги и журналы, старинные открытки и фотографии, копии редких документов, записи голоса Федора Ивановича. В кругу этих удивительных людей сразу чувствуешь, что такое настоящее «шаляпинское братство». Огромная благодарность каждому за помощь!
Презентации и экранизации
Музей музыки имени Федора Ивановича Шаляпина станет пятым в России музеем, посвященным гению оперной сцены. И для того чтобы заинтересовать новым проектом самую широкую аудиторию, в течение трех лет мы проводили большую работу. В Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Кисловодске, подмосковных городах Балашихе и Абрамцево я встречалась с деятелями культуры и музейными сотрудниками, рассказывала о музее, участвовала во всевозможных творческих событиях.
В 2023 году заведующая редакцией издательства «Художественная литература» Анна Капустюк пригласила выступить с презентацией музея в московском торговом доме «Библио-Глобус». А позже руководитель Творческого объединения «Время молодых XXI» Наталья Костецкая дала возможность представить презентацию уфимского музея для почетных гостей Русского дома в Париже.
И конечно, не могу не упомянуть о сотрудничестве с Благотворительным фондом Оксаны Федоровой. В 2022 году творческая команда фонда пригласила наш Шаляпинский центр поучаствовать в съемках документального фильма «Шаляпин в Уфе», открывшего третий сезон Всероссийского телепроекта «Моя Россия. Музыкальное путешествие». Я занималась созданием сценария и консультировала режиссера монтажа, члены Шаляпинского центра выступили в качестве научных экспертов. В этом фильме, премьера которого состоялась в уфимском кинотеатре «Родина» с участием Оксаны Федоровой – «Мисс Вселенной», идеолога проекта и его ведущей, впервые было рассказано о создании Музея музыки имени Ф.И.Шаляпина. Для нас это знаковое событие, тем более что состоялось оно в год 150-летия великого русского баса.
В том же юбилейном 2023 году в день рождения певца мы впервые показали часть фондов создаваемого музея на выставке «Шаляпин в Уфе. История великого дебюта» в Национальном музее Республики Башкортостан. Выставку, созданную по моей концепции, ярко и творчески оформили художники Национального музея. Построением экспозиции и организацией торжественного открытия занимались научные сотрудники музея. Главный хранитель фондов на тот момент – председатель Уфимского Шаляпинского центра Елена Замрий – проводила интереснейшие экскурсии по выставке. За три месяца «Историю великого дебюта» узнали более 11 тысяч посетителей – уфимцев и туристов из разных городов России.
Еще большее количество людей увидели презентацию уфимского музея в Санкт-Петербурге, во время грандиозного празднования Дней Республики Башкортостан в августе 2023 года. В центре северной столицы, на площадке Государственной академической капеллы, Национальный музей РБ представил ряд красочных экспозиций. Для меня было честью представлять среди них выставку Музея музыки имени Ф.И.Шаляпина, вызвавшую большой интерес у петербуржцев.
Логотип
К созданию логотипа Музея музыки имени Ф.И.Шаляпина мы тоже шли непростым путем, в творческом поиске участвовали художники Национального музея РБ. Идея была в том, чтобы передать в графическом знаке уникальность уфимского музея, а также подчеркнуть его «музыкальность». И однажды я поняла, что портрет Ф.И.Шаляпина, который мы планировали использовать в логотипе, должен относиться именно к уфимскому периоду. Именно в Уфе в 1891 году молодой Федор Шаляпин сделал первую в своей жизни фотографию – и ее графический вариант я решила поместить рядом с названием музея. Используемый в логотипе графический шрифт относится к изысканному стилю «модерн» начала XX века – времени мировой славы Шаляпина. А стилизованная буква «М», превращенная в скрипичный ключ, стала не только «музыкальной темой» нашего логотипа, но и отдельным узнаваемым символом, который может быть использован на разных видах сувенирной продукции.
И снова в путь!
...Больше 25 лет мы ждали этого заветного момента – и он настал. 24 мая 2024 года состоится открытие Музея музыки имени Ф.И.Шаляпина. Ожили строки научной концепции, расцветились красками эскизы из дизайн-проекта, экспонаты заняли свои места за стеклами витрин, зазвучали в залах голоса и мелодии. Наша маленькая музейная сказка становится реальностью. Позади бессонные ночи и кропотливые поиски, перелеты и переезды с экспонатами «наперевес», беспокойные телефонные звонки и долгие часы, проведенные за компьютером и в библиотеках. Но остались яркие воспоминания, связанные с созданием музея, новые друзья и коллеги со всей России, любящие русскую музыку и творчество великого Ф.И.Шаляпина. Это тот самый случай, когда путь к цели был не менее интересен, чем сама цель.
Уверена, что «новорожденный» музей ждет интересная жизнь, наполненная событиями и творческими проектами, выставками, концертами и встречами. Для нас, сотрудников Музея музыки имени Ф.И.Шаляпина, а также для всех его посетителей и друзей открывается новый путь – и мы начинаем его с радостью!
ДОБАВИМ...
Официальное открытие первого в Уфе музыкально-театрального музея – Музея музыки имени Ф.И.Шаляпина состоится 24 мая, в пятницу, в 16.30.
Адрес: улица Свердлова, 86.
Фондовая коллекция музея на сегодня насчитывает более 900 уникальных экспонатов, большая часть которых датируется XIX – началом XX века.
Музей располагается в стенах архитектурного памятника старой Уфы – восстановленном особняке купцов Соловьевых (здание постройки конца XIX века – образец деревянного зодчества и часть бывшей городской усадьбы). Музей музыки будет действовать в современном музейном квартале и будет соседствовать с уже известными уфимцам музеями: полярников имени Валериана Альбанова и Башкирским государственным художественным имени Михаила Нестерова – чуть дальше расположен музей Мажита Гафури. Со временем здесь появится еще один филиал Национального музея РБ – Музей возвращенных имен.
Анастасия БАРАНОВА,
руководитель проекта и старший научный сотрудник Музея музыки имени Ф.И.Шаляпина, вице-президент Межрегионального Шаляпинского центра.
Фото из открытых источников.
руководитель проекта и старший научный сотрудник Музея музыки имени Ф.И.Шаляпина, вице-президент Межрегионального Шаляпинского центра.
Фото из открытых источников.
21-05-2024 (0) Просмотров: 179 Номер: 35(13779) Версия для печати