СЛУГА ДВУХ ГОСПОД
Очень трогательно поприветствовав переполненный концертный зал Среднего специального музыкального колледжа, в который, что называется, под завязку набились юные таланты нашей республики, а также их замечательные наставники, гость сел за элитный немецкий Bechstein и представил замершим рядам некий музыкальный портрет одного из популярнейших героев средневековых английских народных баллад… «Робин Гуд» – это пьеса, включенная гостем в его авторский альбом, кажется, CAFE SAFARI. За роялем – автор, известный всей России музыкант; характер благородного предводителя лесных разбойников из Шервудского леса вполне узнаваем, в музыкальной «подложке» к соло слышны звуки охотничьего рога и топот копыт резвых скакунов под всадниками из свиты шерифа Ноттингемского, во всю прыть удирающими от сподвижников легендарного Робина… Юная публика была в полном восторге
и не жалела своих ладоней.
…А теперь короткое пояснение к названию этого материала. Думаю, Вам известно, уважаемый читатель, что слуга – это производное от слова «служить», «служение». То есть это человек, посвятивший себя служению чему-либо, например, профессиональной деятельности, направленной на исполнение гражданского долга; на оказание помощи людям.
Такое пространное начало касается побывавшего на излете минувшей недели в Уфе народного артиста России, композитора, пианиста, популярного певца Дмитрия Маликова, кавалера ордена Дружбы, лауреата различных премий, в числе коих есть и «Овация» – Национальная российская музыкальная премия в области зрелищ и популярной музыки, задуманная как российский аналог Grammy. Так вот в числе тех «Оваций», которые украшают «стену славы» композитора Маликова, есть и та, что в 2000 году члены экспертного совета присудили ему в номинации «За интеллектуальный вклад в развитие молодежной музыки».
А в послужном списке этого обаятельного, невероятно воспитанного человека есть и работа в кино, причем не только в качестве автора музыки, достаточно вспомнить весьма неординарный фильм – драму «Увидеть Париж и умереть», в 1992 году снятую режиссером Александром Прошкиным. В ней Маликов сыграл роль молодого пианиста Юрия Орехова, а партнерами его в картине были, между прочим, большие мастера – народные артисты России Татьяна Григорьевна Васильева и Владимир Александрович Стеклов… А еще на счету Дмитрия Юрьевича большое количество авторских альбомов, в которые вошли маликовские песни, традиционно занимающие верхние строчки хит-парадов, и, по-моему, восемь из них представляют слушателям инструментальную музыку нашего героя и напоминают нам о том, что автор этих пьес и композиций пианист с очень хорошей школой.
Что еще меня поразило в создателе музыкального портрета Робин Гуда, в человеке, о котором до его визита в ССМК я знала совсем немного, – в феврале 2011 года по инициативе народного артиста России Дмитрия Маликова был создан Благотворительный фонд содействия решению социальных, медицинских, культурных и образовательных проблем населения, получивший название «Проникая в сердце». Основной своей задачей учредители и сотрудники фонда считают реализацию проектов и программ, направленных на комплексное решение проблем профилактики, лечения и реабилитации инвалидов, людей, страдающих тяжелыми заболеваниями. И часть средств от выступлений и программ Дмитрия Юрьевича идет на счет фонда.
…Но вернемся к собственно событию. Дмитрий Маликов ныне приехал в Уфу, в которой уже бывал, для того, чтобы выступить в рамках Всероссийской Открытой академии «Территория женского счастья-2024». А поскольку у Дмитрия Юрьевича есть к тому же свой социально-образовательный проект «Уроки музыки», целью коего является поддержка детского музыкального образования в нашей стране (стартовал в 2012 году), и Маликов с ним уже объехал более 200 городов нашей страны, то после выступления перед участницами Открытой академии гостю прямая дорога была заглянуть в «кузницу музыкальных кадров» Башкортостана. В назначенное время, а это час пополудни, в Большом зале ССМК не то что яблоку негде было упасть, а просто даже и муравей бы не смог просочиться. Самым приятным для пастыря «Уроков музыки» было то, что принимающая сторона тщательно подготовилась к визиту, и наши восходящие звездочки не только представили московскому гостю небольшой концерт, но и музицировали с ним, что называется, не с листа, а заранее выучив «текст», и даже порадовали его приятным подарком.
Но изначально Дмитрий Юрьевич отрекомендовал себя весьма забавно, сказав, хитро посмотрев на ребятню: «Думаю, вы знаете меня не только как певца и композитора, но и как курьера интернет-магазина OZON…» Зал было грохнул хохотом и зааплодировал, но юные хозяева, решив, что могут обидеть этим визитера, моментально погасили свои смешки и превратились в слух. Впрочем, Дмитрия Юрьевича это ничуть не смутило, и в процессе общения, рассказывая о количестве своих музыкальных привязанностей, он вновь напомнил племени младому незнакомому о рекламе магазина OZON и о том, что как у пианиста у него – «руки загребуки». Юношество опять хохотнуло, перейдя на тихое довольное повизгивание, но дальше этого звуковая волна не пошла, поскольку то, о чем рассказывал Дмитрий Юрьевич, было чрезвычайно интересно.
Так что же такое «Уроки музыки»? Это детское интерактивное шоу, в котором музыкант сочетает свой сценический опыт и общение с детьми. Творческие встречи с артистом проходят в различных российских городах и весях. За время существования проекта эти мастер-классы посетили более нескольких сотен тысяч детей. На одной сцене с Дмитрием Маликовым выступили более полутора тысяч учащихся детских музыкальных школ. Кстати, в рамках проекта существует и спектакль, который получил название «Перевернуть игру». Речь о музыкально-драматической постановке, созданной в жанре edutaiment (игровое обучение) и адресованной не только детям, подросткам, но и их родителям и педагогам:
«Эта идея родилась из моего желания продолжить свою просветительскую деятельность. Мне хотелось дать новую почву для разговора между родителями и детьми, расширить круг общих для них тем. Так и возникла мысль о таком мультиспектакле. Я пришел к мнению, что это должен быть именно драматический спектакль – с сюжетной линией, с постановочной частью, декорацией, со зрелищными костюмами…
В спектакле представлена как классическая, так и современная музыка, рассказы об истории возникновения блюза, джаза, рок-н-ролла…»
…Совместное музицирование мэтра с коллежанами началось с фортепианной пьесы Маликова «Ночь в Мадриде», написанной по впечатлениям путешествия по Испании. Сам гость сел за второй стоящий на сцене рояль PETROF, попутно упомянув, что в детстве у него было пианино этой же фирмы из Чехии, и уступив место за клавиатурой инструмента Вechstein юному лауреату всероссийских и международных конкурсов, студенту-первокурснику ССМК Данилу Губайдуллину (класс педагога Татьяны Юрьевны Погодиной). Сказав много доброго в адрес молодого человека и добавив, что ему прямая дорога в Московскую консерваторию, Дмитрий Юрьевич вспомнил годы своей учебы в музыкальной школе, а затем в знаменитой «Мерзляковке» – Академическом музыкальном колледже при МГК имени Чайковского, расположенном в Мерзляковском переулке – отсюда и название. И добавил, что изначально сопротивлялся желанию отца, художественного руководителя легендарного ансамбля «Самоцветы» Юрия Маликова, и не хотел учиться играть на фортепиано. Но позже, где-то в 14-15 лет, попав на концерт приехавшего в Москву выдающегося пианиста Владимира Горовица, пришел в такое восхищение, что кардинально изменил свое отношение к этому инструменту, с головой погрузился в учебу, окончив консерваторию с отличием. Причем наставником Дмитрия Маликова был замечательный пианист и композитор, лауреат международных конкурсов, народный артист России, любимый ученик великого Генриха Нейгауза – профессор Валерий Кастельский.
А теперь я вновь вернусь к заголовку, читатель, и добавлю, быть может, самое главное: народный артист России Дмитрий Маликов избрал для себя две творческие ипостаси – популярную музыку, в рамках которой он выступает как автор и исполнитель своих песен и инструментальных сочинений; а также продолжает быть всем сердцем преданным музыке классической и остается концертирующим пианистом, выступая с симфоническими оркестрами, такими как «Виртуозы Москвы» под управлением Владимира Спивакова, «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета, «Музыка Вива» под управлением Александра Рудина и другими (при этом уделяя пристальное внимание сочинениям для фортепиано), то есть служение Дмитрия Маликова искусству и своему слушателю захватывает в орбиту сразу двух «господ» в мире музыки. И гармоничное, наполненное творчеством существование артиста в обеих ипостасях вызывает заслуженное уважение.
Хочу упомянуть также об одном весьма интересном факте, о котором знают немногие. Начнем с того, что в 2001 году Маликов выпустил свой второй инструментальный альбом «Игра». В него вошли фортепианные обработки популярных российских песен. Так вот, на зимней Олимпиаде в Сочи юная олимпийская чемпионка по фигурному катанию Юлия Липницкая выступила под маликовскую фортепианную обработку песни Марка Минкова «Не отрекаются, любя», представленную в этом альбоме.
…Встреча шла своим чередом, зал восхищенно внимал гостю, хвалившему выступавших коллежан, а также восторгавшемуся самой атмосферой, царящей в ССМК, и отмечавшему, что стены в этом доме намоленные, поскольку они принимали огромное количество выдающихся музыкантов - и только начинающих свой путь, и уже состоявшихся.
Главное действующее лицо этого события не покидало сцены, на которую один за другим поднимались начинающие музыканты – Роберт Бикбаев, Софья Глазунова, Виктория Волощук, Марат Попов… Гость исполнял свою музыку, слушал выступления ребят, в какой-то момент поразившись трогательному подарку, который приготовил для него вокальный ансамбль ССМК (руководитель Вероника Васильевна Антонова). Коллектив очень чисто и проникновенно всместе с автором, севшим за рояль, исполнил одну из ранних песен Дмитрия Юрьевича на стихи Александра Шаганова «С днем рождения, мама» (1999):
Подо мною плыли моря и горы,
Я летел к тебе, словно телеграмма.
Ты откроешь дверь, я из коридора
Прошепчу тебе: «С днем рожденья, мама».
Затем он предложил аудитории забавный квест, в ходе коего представил некий микс из произведений выдающихся композиторов-классиков, а в это же время на экране стали появляться портреты мэтров, выполненные в анимационной манере. И Дмитрий Юрьевич предложил ребятне угадывать имена авторов исполненных сочинений. В зал из-под пальцев Маликова полились фрагменты Турецкого марша, а затем 40-й симфонии Моцарта, Оды к радости из 9-й симфонии Бетховена, Токкаты и фуги Баха, Танца рыцарей из прокофьевского балета «Ромео и Джульетта»… Кто-то выкрикивал имена под одобрительные кивки пианиста, кто-то страшно стеснялся, хотя по глазам ребенка было видно, что он узнал исполняемую вещь…
Под финал встречи ученица педагога Лии Фридоновны Каримовой, уже «остепененная» в разных творческих состязаниях Полина Домрачева исполнила фортепианную фантазию на тему оперы Россини «Севильский цирюльник» в аранжировке Григория Гинзбурга. Полина устроила целый фейерверк, причем по «скорости» она смогла бы обогнать олимпийских чемпионов в беге… После этого бравурного восклицательного знака Дмитрий Юрьевич, завершая общение с коллежанами, опять глянул на ребят хитро и протянул: «Ну-у-у, после столь виртуозного выступления мне нужно как-то собраться, чтобы соответствовать такому уровню…» Он сел к роялю, и прозвучали первые такты известного всем «Собачьего вальса». Зал уже пушечно вторично громыхнул смехом, да так, что на сей раз ему отозвались дзынькнувшие в ответ оконные стекла… Ведь эту незатейливую пьесу для фортепиано, особенно ее первую часть, могут сыграть даже те, кто впервые открыл крышку рояля… А Маликов невозмутимо, при этом невероятно виртуозно повел «повествование» дальше, представив вальсок-сироту (ведь автор его, сколько бы ни гадали знатоки, так и остался неизвестен) в самых разных вариантах. Мы услышали то, как его могли бы исполнить любители регтайма, джазовых стандартов, в салонах манерных поклонников изящных искусств… Это была блестящая импровизация, порадовавшая всех!
Прощаясь, Дмитрий Юрьевич пожелал ребятам все так же горячо любить классическую музыку, поскольку она является основой основ, тем фундаментом, на котором зиждется современное музыкальное искусство, а еще отозвался о таланте и уровне подготовки учащихся ССМК и о работе их наставников, отметив, что, проехав более 200 городов со своими «Уроками музыки», он впервые встретился со столь одаренными детьми и с такими прекрасными педагогами! Согласитесь, читатель, это очень лестная оценка!
Возможно, время спустя Дмитрий Маликов вновь навестит Башкортостан и заглянет в Средний специальный музыкальный колледж...
Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
24-05-2024 (0) Просмотров: 93 Номер: 36(13780) Версия для печати