Два лика «Туганлыка»
Безусловно, Международный театральный фестиваль «Туганлык», ныне несколько изменивший свою направленность и расширивший границы, многолик. Достаточно сказать о том, что столица Башкортостана, в восьмой раз принявшая этот форум, стартовавший, напомню, в далеком 1991-м, с радостью встретила творческих полпредов 10 государств и республик, к которым примкнули специальные гости из Северо-Западного федерального округа России, а также посланцы городов и весей нашего региона.
Форум, некогда собиравший под свои знамена сценические коллективы тюркоязычных народов, стал отныне фестивалем национальных театров и прирос творческими послами дружбы и родства (напомню, что «Туганлык» в переводе с башкирского означает «Родство») из стран Центральной Азии, Кавказа и Закавказья. В его афишу вошли спектакли коллективов из Татарстана, Казахстана, Кыргызстана, Северной Осетии – Алании, Чувашии, Калмыкии, Абхазии, Тувы, Дагестана, Марий Эл.
Более 380 гостей ступили на уфимские земли, а если присоединить сюда число тех артистов Башкортостана, которые и в конкурсной, и во внеконкурсной программе выходили к нашим зрителям, то названная цифра вырастет и даст нам иной результат – и это фактически 450 человек. Добавьте к общим подсчетам 16 спектаклей, которые увидела многочисленная публика, откликнувшаяся на афишу фестиваля. А еще 3 площадки, принимавшие у нас постановки-участницы – сцены Башкирского академического, Национального Молодежного и Уфимского татарского «Нура», а к ним приплюсуйте бессчетное количество сотрудников данных театров, обеспечивающих гостям режим наибольшего благоприятствования, и не забудьте при этом водителей, развозивших гостей, критиков и так далее. И все выльется в космические цифры, с коими не каждый бухгалтер справится… А ведь еще дирекция, кураторы, исполнители и создатели праздничных действ на церемониях открытия и закрытия форума и главное – 7 членов экспертного совета, который, между прочим, в ночь перед завершением фестиваля, подводя итоги оного, совещался до 5 часов утра!
В общем, опираясь на эти сведения, и еще далеко не все учтено, я условно могу поделить то, чем полнились 8 фестивальных дней, на две части, скажу так – парадную, явленную зрителю, и закулисную, которая по количеству эмоциональных затрат, подчас даже физических усилий, ничуть не уступала лицевой стороне. Как-то я писала материал о том, как под финал сезона в Башкирском академическом театре проходило награждение сотрудников разных цехов и служб БГАТД, так вот, ледяной киль айсберга по всем законам в разы превосходил его надводную часть.
И в этом смысле фестиваль «Туганлык» является классическим примером гигантского дрейфующего обломка шельфовых ледников. Потому-то при всей многоликости фестиваля, по моей версии, у «Туганлыка» – два лика.
Чтобы это понять, вы просто представьте такую ситуацию, читатель. В предфинальный вечер форума на сцене Башкирского академического театра (а он является одним из организаторов «Туганлыка», наряду с Правительством Башкортостана и Министерством культуры РБ), на сцене флагмана национального искусства нашей республики должен был пройти спектакль Северо-Осетинского государственного академического театра имени Владимира Тхапсаева (Северная Осетия – Алания) «Король Лир». А накануне хозяева площадки решились на смелый шаг, предложив зрителям ночной показ своего премьерного спектакля нынешнего сезона «Буренушка» по роману-эпопее Тансулпан Гариповой (режиссер Айрат Абушахманов). Работа по подготовке и воплощению этого произведения на сцене шла более трех лет. И поток желающих увидеть новый спектакль БГАТД не иссякает. Возможно, именно поэтому, а возможно, для того, чтобы внести некие новации в устоявшуюся программу подобных форумов, «академики», которые участвуют в «Туганлыке» во внеконкурсной программе (спектакль «Красный паша»), и это очень красивый жест со стороны принимающей стороны, позволяющий все лавры победителей отдать гостям республики, задумали ночной показ своего в каком-то смысле выстраданного спектакля, повторюсь: шли они к его выпуску долго и непросто. Зрители восприняли это с огромным энтузиазмом, заранее раскупив все билеты. А вот полпредов Северной Осетии – Алании данное известие повергло в шок. «У меня монтировка декораций «Короля Лира» идет сутки!!! Мы не успеем к сроку!» – с горячностью, свойственной крови истинных кавказцев, заламывал руки режиссер. Гости из Владикавказа прибыли лишь во второй половине дня, предшествующего их выступлению. И как только ни успокаивали его организаторы, уверявшие, что все будет нормально, режиссер «Лира» Гиви Валиев продолжал вздевать руки к небу и кипеть… Добавлю, что «Буренушка» по своему сценографическому решению (художник Альберт Нестеров) сложностью не уступает североосетинской версии трагедии Шекспира. В общем, «академики», в срочном порядке проведя «рекогносцировку», безболезненно купировали некоторые сцены, выстроив новые «мостики» между ключевыми эпизодами, и, пойдя навстречу коллегам с Кавказа, сыграли свою версию гариповского романа в каком-то смысле в сжатом варианте, дав работникам монтировочного цеха театра дополнительное время на то, чтобы разобрать декорации «Буренушки» и полностью погрузиться в масштабные решения авторов шекспировской постановки. Остается добавить, что никто из зрителей «Буренушки» морально не пострадал, все остались довольны, поскольку фестивальная версия спектакля была настолько логично выстроена, что купюр публика не заметила…
Правда, монтировочный цех в полном составе трудился до раннего утра, а затем, передохнув немного, взялся за оформление сцены к венчающей фестиваль церемонии торжественного закрытия… Вообще, наши монтировщики под руководством заведующих постановочной частью Ильмаса Ибрагимова и Радика Сафина однозначно заслуживают отдельных похвал! Как, впрочем, и многие другие специалисты, иных из которых я упомяну чуть позже.
Министр культуры Амина Шафикова вручает Благодарственное письмо критику Галине Вербицкой.
Надежный отряд кураторов.
Талисманчик делегации Кыргызстана Айниса на руках у мамы.
Вот вам, читатель, и подводная часть айсберга по имени «Туганлык». Но публика, как правило, от подобных страстей далека и свои аплодисменты дарит актерам. Таков закон театра, и цеха не обижаются, понимая, некая часть в этих овациях есть признание, пусть и бессознательное, и их заслуг…
Мне кажется, директор Башкирского академического Иршат Ишбулатович Файзуллин, он же директор форума, и главный режиссер БГАТД Айрат Ахтямович Абушахманов, параллельно художественный руководитель «Туганлыка» и председатель его экспертного совета, а также заместитель художественного руководителя форума Динара Салаватовна Каюмова и начальник штаба «Туганлыка» Зульфия Хазимухаметовна Гайнетдинова на эти 8 дней просто переехали в родной театр, поскольку их фестивальные сутки под гнетом забот растягивались в разы, дни смешались с ночью, и все шло в режиме non stop. Экспертному совету, членов коего мы уже представляли читателям «Вечерки», тоже пришлось нелегко – смотреть по два, а то и по три спектакля в день, сразу по окончании действа обсуждать его, в срочном порядке переезжать на другую площадку и моментально погружаться в иную стихию, в иную художественную структуру, концепцию, ткань… Даже непосвященный, думаю, поймет, что это требует невероятной концентрации, умения переключаться, и к тому же критикам подчас необходимо быть весьма дипломатичными, тем более тем, кто представляет среди экспертов Башкирию, то есть принимающую сторону (кураторами экспертного совета были актриса Гульнара Казакбаева и театровед Ирина Шамсутдинова).
И нельзя не сказать о других кураторах – актерах БГАТД Лилии Галиной, Милене Сираевой, Айдаре Шамсутдинове, Зиляре Юлтаевой, Руслане Хайсарове, Ильгизе Гильмановой, Айнуре Ситдикове и примкнувшей к ним Алине Мустаевой, балетмейстере театра (руководила этим отрядом заведующая труппой Физалия Фанилевна Галимова), которые тоже, отложив свои дела, полностью приняли на себя заботу о гостях. За каждым театром был закреплен свой опекун: он следил за тем, чтобы выполнялись все условия райдера, представленного оберегаемым им коллективом, брал на себя обязанности по вопросам, связанным с переездом подопечных с площадки на площадку (а гости, которые не знают Уфы, старались посмотреть все фестивальные спектакли), был крепко-накрепко привязан к ним в дни их репетиций и выступления в рамках форума, а еще знакомил со столицей Башкортостана и по возможности с какими-то достопримечательностями республики, плюс масса мелочей, казалось бы, незначительных, но… законы гостеприимства требуют быть внимательными ко всему. Иные из них еще умудрились сыграть в двух внеконкурсных спектаклях родного театра и поучаствовать в торжественных церемониях – стартовой и финальной. Были среди наших кураторов и такие, коим выпало опекать сразу два коллектива – Милена Римовна Сираева взвалила на свои хрупкие плечи заботы о гостях из Камаловского театра и из Казахского государственного академического театра для детей и юношества; под стать ей была Зиляра Валериевна Юлтаева, заботившаяся о Чувашском ТЮЗе и о полпредах Республики Калмыкия, а также Алина Рустемовна Мустаева, ставшая на эти дни родной матерью гостям из Альметьевска и Кыргызстана. Мужчины, конечно, будут покрепче изящных девушек, но и им досталось – Айдар Закирович Шамсутдинов «пас» коллективы из Марий Эл и Абхазии, а надежному «как весь гражданский флот» Руслану Сагитовичу Хайсарову поручили гостей с самым сложным райдером – псковитян и владикавказцев. Как они справились с поставленной задачей, все успевая, причем справились блестяще, я ума не приложу… И все наши смотрители, что называется, выжили да еще полюбились своим подопечным, что тоже очень важно, поскольку приязнь к чужому краю начинается с его людей.
Достаточно вспомнить о том, как застрял из-за поломки в механизме возле Златоуста Иссык-Кульский областной музыкальный драматический театр имени Касымалы Жантошева, добиравшийся на своем автобусе в Уфу… Бригада спасателей из Башкирского академического срочно отправилась в Челябинскую область и, отремонтировав технику послов Кыргызской Республики, сопроводила их до места назначения. Эту закулисную историю знают немногие, а ведь она является подтверждением заинтересованности принимающей стороны в своих гостях и свидетельствует о крепости традиций цеховой взаимопомощи.
Кстати, по поводу гостей из Кыргызстана… Не знаю, анализировал ли кто-нибудь на восьмом «Туганлыке» возрастной ценз его участников… Но зато совершенно точно известно, что самая юная из числа тех, кто приехал в Башкортостан на форум – 11-месячная девочка Айниса из Каракола, мама ее Айдана Сопуева – актриса Иссык-Кульского областного музыкального драматического театра имени Касымалы Жантошева. Девчушка, которую не с кем оставить дома, частенько отправляется с труппой в дорогу. И каждый раз, когда Айниса приезжает с мамой на фестиваль, Иссык-Кульский театр завоевывает очередной приз. Поэтому киргизские актеры называют малышку своим талисманчиком. Между прочим, сила талисманчика сработала и на сей раз. Коллектив, который привез спектакль «Белый пароход» по знаменитому произведению Чингиза Айтматова, уехал из Уфы с наградами «Туганлыка».
Добавлю, что в рамках форума действовала очень большая образовательная программа, инициированная Национальным драматическим театром России – Александринским театром при содействии Ассоциации национальных театров России. Образовательный цикл заинтересовал не только гостей Уфы, но и актеров нашей республики, съезжавшихся на лекции и мастер-классы признанных мэтров не только из столицы Башкирии, но и из разных городов и весей региона. Этим тоже нужно было заниматься серьезно и вдумчиво, так что сотрудникам разных отделов БГАТД, помимо всего прочего, и в данном процессе пришлось участвовать.
А как не сказать о том, что фестивальные спектакли шли при полных залах – это делает честь начальнику службы организации зрителей и гастрольной деятельности Лилии Сагитовне Жамаловой. И если ранее мы уже упомянули начальника штаба фестиваля Зульфию Хазимухаметовну Гайнетдинову, то нельзя не сказать и о работающих под ее руководством сотрудниках бухгалтерии Азалии Ишмурзиной и Айгуль Мусиной, тщательно занимавшихся вопросами финансирования и проживания участников, что не менее хлопотно.
За рекламную и печатную продукцию, а она была на высоте, отвечала Регина Макаева, а за работу со средствами массовой информации, что, безусловно, непросто – Лариса Сакаева, представлявшая службы Минкульта РБ.
И конечно, тронуло меня то, что рассеянный взгляд зрителя, как правило, не замечает, – внимание, ласковая готовность помочь и подчеркнутая любезность девушек-капельдинеров, администраторов, работников гардероба, служб, раздающих публике наушники…
А театральный буфет, который иной раз спасал меня, бегающую с площадки на площадку, от голодной смерти… Да разве только меня?! Несмотря на то, что гостей, не без комфорта размещенных в двух гостиницах, кормили три раза в день (и хорошо кормили!), большинство из них забегали на ланчи к Альфире Расулевне Куланбаевой, изумительно вкусно готовившей национальные блюда русичей, татар и башкир, а также чудную выпечку. Ее супчиками, вторыми блюдами, а также изумительными эчпочмаками с огромным удовольствием лакомились казахи, киргизы, абхазцы, осетины, татары, калмыки, тувинцы, русские; артисты, режиссеры и театральные директоры…
И благодарили всегда улыбчивую Альфиру Расулевну, а также работающую за буфетной стойкой любезную и мягкую Гульшат Салаватовну… Думаете, это ерунда, читатель? Вот и ошибаетесь, возможно, талант и должен быть голодным по версии одного из персонажей Антона Павловича Чехова, но только не на нашем «Туганлыке»!
И все это, читатель, один из ликов «Туганлыка». Что же касается второго, поскольку в разговоре о театральном фестивале только лишь закулисными историями сыт не будешь, то я коротко расскажу о тех спектаклях, которые произвели на меня самое сильное впечатление. Во-первых, я не театральный критик, у меня другая профессия, тем более что на обсуждениях экспертного совета мне на сей раз не удалось побывать, да и не все постановки довелось увидеть, ведь основных обязанностей, связанных с редакционными делами, с меня ради фестиваля никто не снимал. Так что скажу лишь о том, что вызвало наибольший интерес и пришлось по душе. И эти впечатления связаны со вторым ликом «Туганлыка» – творческим, представляющим фасадную сторону форума.
В первую очередь хочу упомянуть спектакль БГАТД «Красный паша», вошедший во внеконкурсную программу и открывавший «Туганлык». Об этой работе Айрата Абушахманова я уже писала – сразу после премьеры вернувшегося на подмостки Башкирского академического спектакля. Некогда, в 1982 году, его поставил здесь по пьесе Нажиба Асанбаева режиссер Лек Валеев, и «Красный паша» тогда был отмечен премиями и наградами.
Время спустя к судьбе Карима Абдрауфовича Хакимова, уроженца Башкирии, ставшего первым полномочным представителем СССР в Саудовской Аравии и ряде других стран Ближнего Востока, театр вернулся вновь. Не заметить этой работы Айрата Ахтямовича было тогда невозможно, поэтому я отозвалась сразу, но коротко и без особых подробностей. Прошло время, и, освободившись от груза соцзаказа, который угнетал автора сих строк изначально, добавляя несколько ненужных тонн атмосферному столбу, который естественным образом давил на меня, я вдруг взглянула на спектакль, посвященный уникальной личности, человеку, который сделал себя сам, совершенно иными глазами. И увидела, что абушахмановский спектакль, особую атмосферу коему придает и необычное сценографическое решение художника Альберта Нестерова, очень точно и ясно простроен, в нем, как в совершенном часовом механизме, нет ни одной лишней детали, все очень логично – одна мизансцена органично вытекает из другой. Безукоризненная игра актеров, прекрасные свет, музыкальное оформление, пластическое решение сценического пространства – все это работало на общую концепцию замысла, являя публике реальную историческую личность, истинного героя, воина света, какового ныне не так уж и часто встретишь как в жизни, так и на подмостках…
И фестивальный зал с восторгом принял образ самородка из глубинки, достигшего больших высот и уничтоженного затем страшной машиной власти. И БГАТД, освободив личность легендарного дипломата от спуда забвения и песков времени, буквально протянул ее зрителю на открытой ладони сцены…
Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Халита САФИНА.
Окончание этой части «размышлений у парадного подъезда» и рассказ о призерах фестиваля вы прочтете в следующем пятничном номере.
Фото Халита САФИНА.
Окончание этой части «размышлений у парадного подъезда» и рассказ о призерах фестиваля вы прочтете в следующем пятничном номере.
31-05-2024 (0) Просмотров: 184 Номер: 38(13782) Версия для печати