Вечный огонь танца Фарита Юсупова
В нынешнем году исполнилось 99 лет яркому танцовщику из славной когорты корифеев Башкирского балета – заслуженному артисту Башкортостана, заслуженному работнику культуры России Фариту Сабировичу ЮСУПОВУ. И в год 450-летнего юбилея Уфы нельзя не вспомнить этого уникального артиста.
Танец – дар исчезающих мгновений, сиюминутное явление таланта, даже телекамера не в состоянии передать его динамику, обаяние, красоту. К тому же в 1940-1950-е годы телевидения не было, киносъемки проводились крайне редко. Так что фотографиям, пусть не очень высокого качества, пожелтевшим от времени, нет цены. В семье Фарита Сабировича Юсупова к ним всегда относились бережно, они словно путеводитель по 30-летней сценической жизни артиста в Башкирском государственном театре оперы и балета (ныне – академическом). Влюбленный Гирей из «Бахчисарайского фонтана», коварный Ротбарт из «Лебединого озера», красавец Сеид из «Корсара», вспыльчивый Тибальд из «Ромео и Джульетты», страдающий Квазимодо из «Эсмеральды», фанатичный Салим из «Черноликих»… Спасибо фотографам (чьих имен, к сожалению, теперь и не восстановить), что запечатлели мощные, ну просто фантастические юсуповские прыжки, передали страсть и огненный темперамент танцовщика.
Во время декады башкирского искусства в Москве Арсланбай из балета «Журавлиная песнь» в исполнении Фарита Юсупова потряс искушенную столичную публику. Газеты отметили яркую работу артиста, высокую технику, богатство танцевальных и мимических приемов, создающих необузданный, хищный, жестокий, но сильный характер. Столь же колоритен был и его Командор из другого декадного спектакля – «Лауренсия».
…В раннем детстве Фарита приобщила к сцене его знаменитая тетя – одна из первых башкирских актрис – легендарная Бедер Юсупова; он участвовал в спектаклях Башкирского драматического театра. С ее подачи в 1935 году мальчик попал на просмотр к педагогам Ленинградского хореографического училища, приехавшим в Уфу. Среди двенадцати детей, отобранных комиссией, был и Фарит Юсупов.
Не все оказалось просто для 10-летнего мальчика, оторванного от семьи, в огромном, красивом, но чужом поначалу городе. Со временем ритм жизни, учебы-работы стал привычным, понятным. Учился Фарит легко, с каждым годом все больше осознавая, какие великие наставники помогают ему овладеть классическим танцем: Александр Викторович Ширяев, Алексей Афанасьевич Писарев, Александр Иванович Пушкин. Вскоре и сцена Кировского театра, нынешней «Мариинки», стала для него своей – выступал в балетах «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Раймонда», танцевал Шмеля в оперном спектакле «Сказка о царе Салтане».
…Началась война, и Фарита Юсупова вместе с выпускниками башкирского отделения ЛХУ отправили в Уфу. Он стал одним из первых профессиональных солистов балета молодого театра. Многому научился, работая рядом с опытными киевскими артистами, эвакуированными в Уфу.
После войны труппа постоянно пополнялась новыми выпускниками ленинградского училища. Любимой партнершей Юсупова была Майя Тагирова. Танцевал с ней в спектаклях «Журавлиная песнь», «Гульназира», «Черноликие» … А «Бахчисарайский фонтан»?! Это вообще эпоха. Представьте себе спектакль с таким составом: Гирей – неистовый Фарит Юсупов, Мария – утонченная Венера Галимова или нежная Майя Тагирова, Вацлав – лиричный Алик Бикчурин, Зарема – страстная Фирдаус Нафикова. Все они – носители одной школы, единого стиля, но каждый – яркая индивидуальность.
Любовь Афанасьевна, вдова Фарита Сабировича, вспоминала, что ее мама обожала зятя в танце. Придя однажды из театра после «Бахчисарайского фонтана», выразила свое впечатление лаконично и выразительно: «Вся шкура ходуном ходит!»
Действительно, зрительный зал вздрагивал, когда из-за кулис вылетал Фарит Юсупов. Оркестр его очень любил, отмечая выход артиста более яркой игрой. Скажем, в балете «Журавлиная песнь» та же тема охотников начинала звучать более страстно, колоритно.
В театре каждый сезон выпускалось по несколько премьер, исполнителей сольных партий, артистов кордебалета всегда не хватало. В труппу принимали способных выходцев из художественной самодеятельности. Но требовалась более основательная, целенаправленная, профессиональная подготовка. В конце 1940-х годов при театре была открыта балетная студия. Инициатором и вдохновителем стал первый солист труппы Халяф Сафиуллин, уже проявивший свои способности и как балетмейстер, и как педагог. И преподаватели – свои же танцовщики, среди которых и Фарит Юсупов. Студийцы вспоминают, каким взыскательным, требовательным он был. Известный танцовщик, балетмейстер Яков Лившиц именно в театральной балетной студии подружился с Рудиком Нуреевым. Он рассказывал, как Фарит Сабирович резко раскритиковал Рудика за слабые прыжки. Но как раз эта критика и стала толчком к упорным репетициям. Нуреев привязывал к ногам мешочки с песком и прыгал, прыгал, прыгал… А результат известен каждому, кто любит балет.
Вся семья Юсуповых была необыкновенна. Увы, 5 лет назад ушла из жизни Любовь Афанасьевна Юсупова, вдова Фарита Сабировича. Она была его музой, единомышленницей. Дочь Диляра стала пианисткой, концертмейстером, тридцать лет проработала в Уфимском училище искусств, в детстве выходила на сцену в операх «Русалка», «Чио-Чио-сан». Любовь Афанасьевна и сама была неординарной личностью, дружила со многими солистами оперы и балета, например Зайтуной Насретдиновой и Халяфом Сафиуллиным, композиторами, хореографами. Была, можно сказать, ходячей энциклопедией, щедро делилась воспоминаниями и свято хранила память о Фарите Сабировиче. Мечтала о том, чтобы на их доме по улице Ленина, 72, появилась мемориальная доска рядом с таким же знаком памяти о его знаменитой тете Бедер Юсуповой, которая благословила племянника на путь в балетном искусстве. Не дождалась...
Помню, как ветеран башкирского балета Ильдус Хабиров, тоже выпускник ленинградской школы, только более позднего, послевоенного поколения, с волнением убеждал меня:
– Нельзя допустить, чтобы наш зритель забыл Фарита Юсупова. Это был выдающийся танцовщик. Он существенно дополнял замыслы балетмейстеров, сам придумывал костюмы, убеждал художников. Незаурядная творческая личность! Я танцевал с ним в спектаклях «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Журавлиная песнь» и по себе знаю, как он заражал нас на сцене, заставлял работать на его образ, а в результате выигрывали все артисты и спектакль в целом.
Фарит Сабирович обладал также даром сочинительства, ставил хореографические сцены в операх. Великолепен был номер «Наездники», сочиненный Юсуповым для Фирдаус Нафиковой и мужской группы балета. В 1950-е годы Фарит Юсупов работал главным балетмейстером театра. Сотрудничал с гаскаровским ансамблем народного танца. Файзи Адгамович ценил его, привлекал как талантливого исполнителя и репетитора.
…К сожалению, для артистов балета годы летят особенно быстро. Многие убедились: лучший способ продлить творческую жизнь – педагогическая работа. В течение трех десятилетий Фарит Юсупов руководил народным балетным коллективом при Дворце культуры завода РТИ. Второй акт «Лебединого озера», «Шопениана», «Болеро» Равеля – это лишь часть того, что поставил Фарит Сабирович с юными артистами. Только в одном спектакле – «Уральский сказ» (либретто написала дочь Диляра, профессиональный музыкант) – участвовали 60 ребятишек разного возраста, начиная с крох. Многие выросли на глазах, поступили в хореографическое училище, стали профессиональными танцовщиками.
Вот и получается, что исчезающие мгновения обретают новое сияние. Душа танца, страсть, огонь темперамента Фарита Юсупова продолжает жить в последующих поколениях.
Нина ЖИЛЕНКО.
НА СНИМКАХ: Фарит Юсупов; а это он в гримерной с женой Любой; в балете «Бахчисарайский фонтан» с Гузель Сулеймановой.
Фото из архива автора.
НА СНИМКАХ: Фарит Юсупов; а это он в гримерной с женой Любой; в балете «Бахчисарайский фонтан» с Гузель Сулеймановой.
Фото из архива автора.
21-06-2024 (0) Просмотров: 112 Номер: 43(13787) Версия для печати