$ - 91.4292
€ - 101.5057

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Путеводный свет неона



Итак, Башкирский государственный театр кукол вновь решил поразить своих зрителей. Для него это в каком-то смысле вошло в привычку, поскольку каждый новый спектакль нашего театра несет в себе некое зерно уникальности и самобытности. Вот и в субботу, 7 сентября, любимая всеми «куколка» готовит публике сюрприз, для этого... выйдя на улицу.
Впрочем, не совсем на улицу, но совершенно точно - под открытое небо, явив уфимцам, собравшимся в амфитеатре перед центральным входом в обновленное здание БГТК, представление «Сказочный край Башкортостан». Большинство СМИ, анонсируя это событие, определило жанр данного зрелища как уличное световое шоу. Лично я в корне не согласна с такой интерпретацией, поскольку слово «шоу» вряд ли уместно в том случае, когда речь идет о преданиях башкирского народа, о фольклорных истоках сказаний, которые составили сюжетную основу этого театрально-художественного представления, работа над коим шла уже давно. Изначально было задумано, что перформанс «Сказочный край Башкортостан» театр готовил к своему торжественному открытию. Затем в силу известных причин, когда новая эра в жизни БГТК стартовала в новогодние праздники, дату сдвинули на дни торжеств в честь 450-летия Уфы и перенесли ее вновь, поскольку событийный ряд юбилея города и так превышал все мыслимые пределы. И вот наконец революция в освоении форм современного искусства, о которой так долго мечтали в Башкирском государственном театре кукол, свершилась! В сумерках сентябрьской ночи завораживающей красоты каркасные куклы, сделанные из металла трех типов, самые большие из которых в высоту достигают двух с половиной метров, по всему периметру «обшитые» гибкой неоновой лентой, мерцают то золотистыми, словно солнечный луч, то густо-аквамариновыми, то нежно-голубыми оттенками, подобными воде быстрого ручья, на глубине меняющей цвет, то вспыхивали алыми зарницами пламени, вырывающегося из пасти всех трех голов коварного демона Кахкахи. Головы чудища пышут огнем с крыши первого яруса театра, выглядывая в проемы под арками; а главная из них умудряется подняться над самим изгибом, высясь над двумя другими. Оживает монстр благодаря усилиям двух монтировщиков и трех актеров, которых зритель не видит.
А вообще, за всеми этими героями сказов и древних легенд стоит очень непростой, поверьте мне на слово, труд актеров обеих трупп БГТК, числом своим достигающих порядка тридцати человек, точнее сказать не могу. Сидя в амфитеатре на репетициях этого беспрецедентного светового представления, в амфитеатре БГТК, который изначально, еще на уровне проекта, планировалось сделать рабочим (и вот это произошло!), я несколько раз сбивалась, принимаясь считать тех, кого с чистым сердцем можно назвать проводниками малышни, не знакомой с башкирским фольклором, в мир мифов и древних легенд той земли, где она живет; а также «поводырями» каркасных кукол, для изготовления коих использовали алюминий, нержавеющую сталь и черный металл. Последний пошел на подножие фигур, что дало им устойчивость и возможность передвигаться по площадке на небольших колесиках - сдвинуть таких героев без подобных мер не получится...

А теперь, читатель, вернемся к тому, что стало точкой отсчета этого необычного представления, каковое в России прошло впервые. И заметьте, у истоков его стоит Уфа, наш театр кукол и режиссер, а также актриса Надежда Беззубова, которой и принадлежит идея данного перформанса, а также все детали и тонкости уникального решения постановки «Сказочный край Башкортостан».
Начнем с того, что Надежда Борисовна вообще кладезь идей, вспомним ее спектакли из категории для самых маленьких, которые и изначально были востребованы, а уж теперь при наличии у театра полноценной Камерной сцены и вовсе являются гвоздем программы для крохотуль, начиная даже с одного года. А ее знаменитый Хемуль, который стал любимцем не только детской аудитории, но и взрослой, достаточно сказать, что вполне взрослые солидные папы благодаря ему знают теперь, кто такая Туве Янссон, что означает слово «синергия», и, затаив дыхание, смотрят вместе со своими чадами спектакль Надежды Борисовны «Шесть чувств». А полюбившаяся всем «Кукольная кухня»! Идея и разработка этого проекта - тоже прерогатива Надежды Беззубовой, а также ее постоянного творческого партнера Александра Верхоземского. И еще многое из того, о чем я пока не пишу. Впрочем, в нашей «куколке» только такие и работают!
Так вот, изначально я думала о том, что точкой отсчета для режиссера Беззубовой стал знаменитый спектакль Королевского Национального театра Великобритании «Боевой конь» (режиссеры - Мариэнн Эллиотт и Том Моррис, художник Рэй Смит), в котором огромная, ведомая актерами-кукловодами фигура коня существует в абсолютной гармонии и единстве с артистами, работающими, что называется, в живом плане. Но нет, я ошиблась, выяснив позже, что Надежда Борисовна некогда видела лишь небольшой ролик, рекламирующий этот спектакль. А предтечей нынешнего «Сказочного края» стала мечта Нади, с трепетом относящейся к танцу знаменитого Файзи Гаскарова «Семь девушек», воплотить эту композицию с помощью ростовых кукол...
Когда же амфитеатр перед зданием БГТК стал обретать вполне реальные очертания и возник разговор о том, что для этого пространства необходимы оригинальные постановки, Надежда Борисовна пришла к директору театра Альберту Имамутдинову и рассказала о своем замысле. Понимая, что только лишь танец «Семь девушек» не может составить содержание подобного представления, она предложила включить в него, помимо легенды о несчастных красавицах, и другие башкирские предания.
Говорили они долго, подробно, взвешивая все «за» и «против»... В итоге, получив добро, Надежда Беззубова, которая является и художником этого представления, занялась собственно эскизами, а главное - фактически инженерными разработками для создания необычных каркасных кукол. Завершив первый этап, занявший немало времени, она приступила ко второму, не менее сложному, показав свои чертежи Марату Байбурину, опытному талантливому инженеру, уникальному специалисту в области металллоконструкций, с которым работают практически все театры, действующие на территории Уфы. Байбурин чертежи принял, взял паузу на обдумывание, доработку и в конечном итоге согласился войти в команду.

Да! Еще необходимо упомянуть Уфимский государственный колледж технологий и дизайна, студентки которого довели Надины чертежи до совершенства, к тому же создав некие технические проекции будущих каркасных кукол в трехмерном пространстве. В общем, работа двинулась, и Марат Байбурин и его коллеги уже вот-вот должны были заняться сваркой, а Надежда Борисовна, обратившись в огромное количество предприятий, занимающихся гибким неоном, еще не могла найти человека, который бы подписался на проект театра кукол. Все отказывались, ссылаясь на то, что работают только с плоскостными изображениями. И вот наконец, рассматривая в Сети образцы рекламируемой продукции фирмы «ДомNEON», она вдруг обнаружила изображение объемной туфельки и написала руководителю о своем замысле. В ответ пришло короткое: «Давайте встретимся и поговорим». Сказано - сделано. С интересом выслушав Надежду Борисовну, специалист по неону (и не только) Дмитрий Пилюков согласился. Записывая рассказ Нади, я вспомнила сюжет о знаменитом шансонье и актере Жаке Бреле из документального фильма режиссера Джеммы Фирсовой «Франция - песня». В этом фрагменте Брель рассказывал о том, как, приехав из Бельгии покорять Париж, ходил на всевозможные «смотрины»: «Меня прослушали сорок человек, и все сказали - «Нет!», а сорок первый сказал - «Да!». Сумасшедший, наверное...» В устах великого Бреля это звучало, конечно, смешно. А я, вернувшись мысленно к его рассказу, подумала, а ведь на таких сумасшедших и держится мир. И, по большому счету сумасшедшую, на взгляд обывателя, идею Нади подержали несколько «безумцев», ей поверил директор БГТК, а еще Марат и Дмитрий, который настолько увлекся этой работой, что и по сию пору продолжает приходить на репетиции, постоянно курируя своих новых подопечных - каркасных кукол, в «скелетиках» коих можно увидеть какие-то хитрые коробочки, позволяющие неону, который не выдерживает напряжения в 220 вольт, а реагирует на более щадящий режим, светить ровно и спокойно. От каждой фигуры тянется к удлинителям провод, и весь осветительский цех и звукорежиссеры БГТК также были заняты в подготовке представления и продолжает дежурить на каждом прогоне, и будет нести вахту в процессе показов на зрителя. Короче, нюансов много, начиная с того, что актеры «водят» своих героев, надев специальные предохраняющие их от поражения током диэлектрические перчатки. В темноте, поскольку представление световое и днем вы не сможете оценить ни его красоты, ни самой идеи, вы этих перчаток не увидите, так же как не увидите артистов, для которых специально купили новые костюмы. Речь о черных курточках, джинсах, шапочках и кроссовках. Освещенные фигуры персонажей будут двигаться под музыку, легко меняя место дислокации, и вы даже не поймете, что это дается артистам отнюдь не легко - металл все-таки... Иные из фигур будут «шагать», иные кружиться в темпе, как семь девушек, коих, между прочим, водит четырнадцать человек; иные же взлетят, поскольку в повествование вошла и история, каковую в БГАТОиБ, допустим, называют «Журавлиная песнь». Крылья журавушек, а они тоже двигаются, раньше носили на своих плечах, благодаря специальному креплению, актрисы, теперь, понимая, что женщинам это тяжело, их передали мужчинам. Увидите вы и Урал-батыра, и красавицу Хумай, и радушную Куницу, и печальную Кукушку… О всех деталях рассказывать не буду. Скажу лишь, что матчасть необычной постановки готовилась полтора года, а к репетициям приступили в августе. Автор повествования, которое звучит в записи из уст заслуженного артиста Республики Башкортостан Александра Верхоземского, – драматург Владимир Аношкин, соединивший несколько старинных преданий в прекрасный опоэтизированный текст. Изумительную по красоте музыку, в которую органично вплетаются фольклорные мелодии башкирского народа, сочинил композитор Владислав Савватеев. На фасаде здания БГТК появится белый экран, и все действо будет проходить на фоне потрясающих по красоте пейзажей Башкортостана и узоров его традиционного орнамента (художник компьютерной графики Айгуль Калимуллина).
Представление (из категории 12 плюс) будет начинаться в 21.00, поскольку основой его декораций станет ночной полумрак. В амфитеатре БГТК предусмотрено сто мест для зрителей, сиденья покрыты деревом, но все-таки теплые куртки и головные уборы надеть рекомендуется. Как вы понимаете, главное препятствие для представления - это дождь. Другой вопрос, что в ближайшие десять дней обещают погоду без осадков.
Вчера состоялась сдача театрально-художественного представления «Сказочный край Башкортостан». Премьера, повторюсь, назначена на 7 сентября. Начало в 21.00.
...На своей страничке в социальной сети «ВКонтакте» Дмитрий Пилюков, выложив видео с репетиции нового представления БГТК, написал: «Хочу показать вам частичку нашего творения. Это было очень круто, новый уровень. В России такой спектакль делают впервые, и это сделали мы!» А в видеосообщении добавил, что последние полгода параллельно с работой над неоновыми вывесками его коллектив трудился над необычной постановкой в театре кукол. И пригласил всех на премьеру!
Действительно, Дмитрию и Марату Байбурину и их коллегам - уникальным специалистам, и главное - Башкирскому государственному театру кукол и всей творческой команде, занятой в постановке, во главе с Надеждой Борисовной Беззубовой есть чем гордиться! И все они - огромные молодцы! Тем более, что первым, как правило, труднее всех...
Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.

Дата создание новости 6-09-2024   Комментарии (0)   Просмотров: 130     Номер: 63(13807)     Версия для печати

13 сентября 2024 г. №65(13809)


«    Сентябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.