«Бурёнушка» завоёвывает сердца
Как Башкирский академический театр в очередной раз вошёл в историю фестиваля «Федерация»
Недавно коллектив Башкирского государственного академического театра драмы имени Мажита Гафури принял участие в одном из крупнейших театральных событий России – Всероссийском фестивале национальных театров «Федерация», проходившем в столице Чеченской Республики Грозном. Этот фестиваль, проводимый в пятый раз, является значимой платформой для культурного обмена, способствуя диалогу между театрами разных регионов России и сохранению культурной самобытности многонациональной страны. Он представляет собой уникальную возможность для коллективов из разных уголков нашего государства явить свое творчество и познакомиться с работами других национальных театров.
Фестиваль был основан в 2019 году, в Год театра, и с тех пор привлекает внимание не только представителей сценического искусства, но и широкой общественности. Основная его цель – сохранение и развитие национальной культуры посредством театрального искусства. Ныне форум проходил с 8 по 14 сентября, и его программа включала не только показы спектаклей, но и мастер-классы ведущих мэтров сцены, круглые столы и обсуждения актуальных тем театрального искусства.
Республику Башкортостан представляли на фестивале два коллектива – БГАТД имени Мажита Гафури и Салаватский государственный башкирский драматический театр. Участие творческих полпредов Башкортостана стало важным событием для фестиваля, так как представление традиций башкирского театра всегда вызывает интерес и уважение. «Федерация» не только дает участникам возможность показать свои спектакли, но и способствует обмену опытом между творческими коллективами. Каждый спектакль – это шанс, удобный случай для того, чтобы оценить многослойность культурных кодов разных народов и найти точки соприкосновения.
Башкирский академический театр принимал участие в фестивале уже во второй раз. В 2019 году БГАТД показал спектакль «Зулейха открывает глаза», который объездил буквально всю страну. А на сей раз БГАТД представил новую работу – спектакль «Бурёнушка» в постановке главного режиссера театра Айрата Абушахманова. Это творческое высказывание – одна из недавних премьер Башкирского академического. И данная работа вызвала особый интерес как у зрителей, так и у профессионального сообщества. Спектакль флагмана национального искусства Башкортостана высоко оценили как коллеги, так и критики.
Участие в столь масштабных фестивалях всегда оставляет яркие впечатления у артистов. Наши актеры поделились своими мыслями и чувствами после этой поездки. Заслуженный артист РБ Руслан Хайсаров отметил, что аплодисменты в Грозном были особенно горячими: «Они ощущались даже сильнее, чем дома. Возможно, это связано с тем, что зритель был фестивальный – подготовленный». Руслан Сагитович также рассказал, что коллектив активно общался с местными жителями, и все наши были приятно удивлены уровнем осведомленности оных в сфере культурных событий: «Когда мы услышали от уроженцев Грозного: «А, это тот фестиваль, который начался несколько дней назад?!» – сие нас очень порадовало».
Заслуженная артистка РБ Римма Кагарманова рассказала о теплых связях, которые сложились у Башкирского театра с актерами из Чеченской Республики за годы сотрудничества: «Мы с коллегами из Чеченского государственного театра по какому-то счастливому совпадению всегда пересекались. Например, когда мы первый раз играли в Грозном спектакль «Зулейха открывает глаза», они смотрели нашу постановку, и тогда мы познакомились. Позже мы ездили в Саранск со спектаклем «Джут», и вместе с Чеченским театром играли в один день, поддерживая друг друга. И вот наша третья встреча. Ныне они уже принимали нас как старых друзей. Это удивительное ощущение – как будто возвращаешься к родным. Кстати, один чеченский актер подарил мне серебряную цепочку с подвеской в виде кинжала. Нам не удалось встретиться сразу после спектакля – сначала шло обсуждение, мы срочно разгримировывались, переодевались, собирались, в общем, забегались, были заняты. А он потом пришел к нам в гостиницу и вручил подарок… Нас очень тепло встретили, приняли, по-дружески проводили, и мы очень благодарны им за это! И даже несмотря на то, что все-таки существуют некоторые различия в менталитете, в особенностях национального характера и бытующих у разных народов обычаях, нормах, актеры принимающей стороны отметили, что зрители в Чечне всегда относятся с пониманием и интересом к чужой культуре».
Актриса Зилия Ситдикова, исполнившая роль Раузы, посетила Чечню впервые. Ее особенно поразила чистота города, уникальная архитектура Грозного, а также гостеприимство и радушие его жителей. Она подчеркнула, что чувствовала мощную поддержку и местной публики, и своих коллег: «Мечети в Грозном поражают своим величием и красотой – это не просто храмовые здания, получившие статус памятников, а настоящие центры культуры и духовности. Они значимы как для местных жителей, так и для гостей, всех встречая с добром и пониманием. Люди здесь свободны, современны, исполнены внутренней культуры. У них действительно сильный дух и иман, которые делают их открытыми и независимыми.
…Хотя я и не ощутила всю мощь этого фестиваля в полном объеме, так как мы были в Грозном всего три дня, я почувствовала другую энергетику зрительского восприятия. В начале выступления было трудно наладить контакт с залом, но затем настал момент, когда публика и актеры словно соединились, слились в единое целое. Это было потрясающе! Особенно приятно было слышать от коллег и актеров из других театров, что они по-настоящему поняли нас и были с артистами Башкирского академического, с его героями в нашем спектакле, дышали с ними в унисон».
…После показа «Бурёнушки» состоялось обсуждение, участие в котором приняли театральные критики и эксперты. Мнения были разными, но большинство сошлись в том, что новая работа БГАТД – это значимое театральное событие.
Александр Владимирович Галибин, председатель Художественного совета фестиваля, народный артист России, лауреат Премии Президента РФ, режиссер, педагог, профессор РАТИ-ГИТИСа, член Общественного совета при Министерстве культуры РФ, охарактеризовал постановку как «сагу о человеческой душе», отметив, что ее тема касается не только конкретного региона или народа, а всей страны в целом. Он подчеркнул, что спектакль передает важные универсальные идеи, такие как милосердие и покаяние, которые прозвучали очень мощно: «Это спектакль-покаяние. Финальная сцена, когда актеры выходят на подмостки с просьбой о прощении, – это кульминация, ради которой создана вся постановка… Это мир, ради которого мы приходим в театр и в нем умираем». Также Александр Владимирович очень тепло поприветствовал актеров, которые работали с ним над фильмом «Сестренка» по повести Мустая Карима «Радость нашего дома».
Марина Михайловна Корчак, член Экспертного совета, театральный критик, заведующая Кабинетом национальных театров и Кабинетом драматических театров СТД Российской Федерации, заслуженный деятель искусств Республики Южная Осетия, член жюри международных и всероссийских фестивалей, отдав должное спектаклю и сказав добрые слова в его адрес, предупредила собравшихся как программный директор фестиваля, что и иное мнение о постановке имеет право на жизнь.
Наталья Николаевна Романцова, доцент кафедры продюсерства и менеджмента исполнительских искусств РАТИ-ГИТИСа, директор Московского музыкально-драматического цыганского театра «Ромэн», выразила глубокую благодарность всем участникам, сказав: «Я хочу вам низко поклониться. Огромное вам спасибо!» Спикер подчеркнула, что этот спектакль она воспринимала не только с наслаждением, но и с «большим трудом». «Бурёнушка» стала для нее важным опытом, который потребует времени для осмысления. Как продюсер Наталья Романцова гордится наличием такого театра в России, отметив: «Это потрясающий театр, это счастье, восторг и огромная гордость!» Она также добавила, что спектакль был непрост для восприятия некоторых зрителей с иным менталитетом, но «аплодисменты тех, кто смотрел спектакль до конца», приобрели особую ценность. Наталья Николаевна завершила свое выступление искренними словами признания: «Я вас сильно полюбила, я счастлива, что эта моя встреча с вами состоялась!»
Раиса Сайхановна Сайдулаева, член Художественного совета, филолог, переводчик, заслуженный журналист Чеченской Республики, член Союза журналистов России, член Экспертного совета Министерства культуры Чеченской Республики, лауреат региональных, всероссийских и международных телевизионных конкурсов, лауреат четырех премий Международного конкурса журналистов «Золотое перо», отметила визуальный ряд постановки, работу со светом и музыку, но с нотками критики отозвалась о трактовке сюжета. Ей показалось, что спектаклю не удалось выйти за рамки бытовой драмы.
Дмитрий Викторович Родионов, член Художественного совета, главный редактор журнала «Cцена», почетный академик Российской академии художеств, лауреат Международной премии имени Константина Сергеевича Станиславского, кандидат искусствоведения, председатель Экспертного совета Российской Национальной театральной Премии и Фестиваля «Золотая Маска» сезона 2023-2024 годов, напротив, увидел в спектакле глубокие параллели с мировой литературой и античной трагедией, отметив: «Это история борьбы женщины с судьбой, которая, несмотря на свои усилия, не может избежать рока». Он также высоко отозвался о сложности и многослойности постановки, сравнив ее с магическим реализмом Габриэля Гарсиа Маркеса. Дмитрий Викторович подчеркнул значимость затронутых в спектакле тем: «Да, нам не вся правда приятна, но мы весь XXI век только и занимаемся изживанием и рефлексиями по поводу века XX и всех трагедий, которые происходили не только с Россией, но и со всем миром. Пока мы этим не переболеем, пока мы это не осмыслим и не придем к каким-то выводам, как нам жить дальше и как не повторять этого, мы вновь и вновь станем возвращаться к тем событиям!.. Мы должны защищать себя от этой агрессии, злобы, ненависти. Любовь. Вот тема этого спектакля. Спасибо вам большое!»
Нина Никитична Карпова, член Художественного совета, театральный критик, помощник художественного руководителя по литературной части Московского академического театра Сатиры, член жюри международных и всероссийских фестивалей, подчеркнула, что спектакль органично вписывается в контекст мировой литературы и культуры: «Эта история не только о башкирской деревне, это трагедия всей нации, весь XX век отражен в этих судьбах». Она также отметила силу женской темы, которая ярко прозвучала в постановке, и выразила уверенность, что «Бурёнушку» ждет продолжение ее «конкурсной судьбы» и на других фестивалях…
Однако, несмотря на некоторую разницу во мнениях, критики были едины в том, что «Буренушка» – это значительное событие в театральной жизни страны.
…Поездка на фестиваль в Грозный стала важным событием для нашего театра. Участие в столь значимом культурном форуме открывает новые перспективы для дальнейшего развития и творческого роста флагмана национального искусства Башкортостана и его коллектива. Башкирский академический театр благодарен организаторам фестиваля за теплый прием и возможность быть частью этого уникального события, а также всем зрителям за поддержку и внимание!
Некогда в одном из своих интервью главный режиссер БГАТД Айрат Абушахманов сказал: «Башкирский театр должен говорить о боли своего народа так, чтобы это воспринималось не узко национальным, а было бы болью всех людей... в мировом контексте». И, завершая рассказ о поездке в Грозный, можно сделать вывод: судя по отзывам Художественного совета фестиваля «Федерация» и его экспертов, миссия Театра жива и продолжает оставаться на плаву. Вот ради таких озарений и внезапных открытий Театр и живет, участвуя в фестивалях и завоевывая сердца все новой и новой публики!
Ангиза ИШБУЛДИНА,
драматург,Уфа – Грозный – Уфа, специально для «Вечерней Уфы».
Фото Руслана ЮЛТАЕВА.
драматург,Уфа – Грозный – Уфа, специально для «Вечерней Уфы».
Фото Руслана ЮЛТАЕВА.
4-10-2024 (0) Просмотров: 92 Номер: 69(13813) Версия для печати