$ - 96.0924
€ - 104.4016

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

«Воспоминание безмолвно предо мной свой длинный развивает свиток…»



«Память о старой Уфе» – так называется выставка, открывшаяся в Мемориальном доме-музее Александра Эрастовича Тюлькина. Она посвящена 450-летию нашего города и представляет произведения известного советского архитектора, художника, мастера декоративно-прикладного искусства Абрама Ильича Лапирова (1905-1975) из фондов Башкирского государственного художественного музея имени Михаила Васильевича Нестерова.
Предыстория же этого события такова…
Первоначально познакомим читателя с художником. Абрам Ильич Лапиров родился в Белоруссии, в местечке Петровичи, в многодетной семье. С детства мечтавший о профессии художника, он в 1925 году приезжает в Ленинград, поступает в художественно-промышленный техникум, затем на архитектурный факультет Ленинградского высшего художественно-технического института (ВХУТЕИН). К 1930 году, когда институт был расформирован, Абрам Лапиров был уже сложившимся мастером. С этого времени он работает в мастерской главного архитектора Ленинграда Л.А.Ильина, участвует в создании генерального плана строительства города на Неве. Уже вскоре становится руководителем группы, участвует в многочисленных конкурсах. В 1937-м занимает первое место в конкурсе, посвященном 100-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, создает обелиск (с рельефами скульптора Матвея Манизера) на точке дуэли поэта на Черной речке, которая до сих пор является местом паломничества людей.
В годы войны Абрам Ильич был эвакуирован в Уфу. По возвращении в Ленинград работал в области архитектуры больших и малых форм. В 1950-1970-е годы его увлекла деятельность в создании живописных, графических работ и произведений прикладного искусства. Он создавал и расписывал декоративные блюда, вазы. Лапиров был участником всесоюзных, всероссийских, зональных выставок. В 1978 году в Ленинграде открылась обширная экспозиция произведений Абрама Ильича и его жены, Галины Петровны Якимовой - мастера декоративно-прикладного искусства. Позднее выставка экспонировалась в Москве.
«Воспоминание безмолвно предо мной свой длинный развивает свиток…»

Находясь в военные годы в эвакуации в Уфе, Абрам Ильич познакомился с местными художниками. Самые теплые творческие и дружественные отношения сложились у него с Александром Эрастовичем Тюлькиным. Они с женой были частыми гостями в его доме, беседовали об искусстве, Лапиров высоко ценил творчество старейшего башкирского живописца. До конца своих дней Абрам Ильич переписывался с Тюлькиным, в архиве БГХМ хранятся эти ценные документы. Лапиров буквально «заболел» красотой здешних мест, в 1943 году он выполнил обширную серию графических работ, запечатлевших облик старой Уфы. В том же году они экспонировались на персональной выставке художника в уфимском художественном музее. В 1982-м его брат Семен Ильич Лапиров, режиссер ленинградского Малого театра оперы и балета, передал Башкирскому государственному художественному музею 59 живописных и графических работ Абрама Ильича. Часть их, посвященная облику старой Уфы, «тюлькинским» местам, представлена в настоящей экспозиции.
Исполненные в 1943 году живописные композиции, карандашные рисунки, слегка подцвеченные гуашью и акварелью, изображают дворик дома Тюлькина, виды на реку Белую со стороны улицы Волновой, на которой он стоял и стоит. Мы с разных ракурсов видим улицу Салавата с ее старыми постройками, Соборную мечеть… Все работы объединены ностальгическим чувством, исполнены в тщательной манере с легкой, прозрачной фактурой. Глаз специалиста позволяет автору точно передать строение архитектурных построек, умело выстроить пространство, как в рисунке «Колокольня Троицкого собора», где он тщательно показывает детали полуразрушенного памятника и даже фрагменты сохранившейся расколеровки. Особой филигранностью рисунка отличается серия работ с изображением уфимских резных заборов, ворот, несущая эмоциональную выразительность, пронизанную светом фактуру.
Произведения Абрама Лапирова выполнены с натуры, и их документальность представляет безусловную ценность. В то же время они не натуралистичны. Легко улавливаешь ту теплоту, вдохновение, которыми наполнен каждый мотив и изящные линии его рисунков. Пожелтевшие от времени, они с течением лет все больше трогают глубиной поэтических чувств и переживаний художника. В листе «Вид на Цыганскую поляну» он обращается к тому мотиву, который писали Михаил Васильевич Нестеров, Александр Эрастович Тюлькин. Бескрайние дали, широкий разлив реки… Ранняя весна, еще не раскрывшая многоцветье красок. Одновременно с легкой грустью в работе живет настроение просветленного ожидания.
В письме к Абраму Ильичу Лапирову Тюлькин писал: «Вы хорошо знаете меня, знаете Уфу, ее быт, колорит, мы вместе переживали грозные годы войны».
Сегодня мы, положа руку на сердце, можем сказать, что произведения Лапирова вернулись в родной дом. В них – красота и глубина духа мастера.
Валентина СОРОКИНА,
искусствовед, хранитель фонда живописи БГХМ, заслуженный работник культуры России и Башкортостана,
лауреат премии имени Павла Третьякова.
Фото из открытых источников.

Дата создание новости Сегодня, 07:00   Комментарии (0)   Просмотров: 6     Номер: 74(13818)     Версия для печати

22 октября 2024 г. №74(13818)


«    Октябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.