Исповедь счастливого человека
Свой красивый юбилей отпраздновала 28 января певица, солистка Башкирской государственной филармонии имени Хусаина Ахметова, педагог, заслуженная артистка Республики Башкортостан, обладатель медали «За трудовую доблесть» Нурия Вакиловна МУРТАЗИНА.
Жизнерадостная, энергичная, с неизменной улыбкой и открытостью в общении, Нурия Муртазина всегда вызывает во мне светлые чувства и душевную гармонию. Несмотря на то, что мы в каком-то смысле сослуживцы, общались с Нурией Вакиловной нечасто, однако всегда приветливо. Но есть пара эпизодов, когда я открывала для себя профессиональные качества Нурии Муртазиной, несмотря на ее уже устоявшееся реноме талантливой певицы и сильного педагога.
Во-первых, ее выступление на одной из аттестаций, когда мы – «бойцы закулисья» – незаметно пробрались на балкон Органного зала, стараясь вести себя «тише воды, ниже травы», дабы не помешать процессу. Большинство аттестуемых волновались, что явно прослеживалось при их выступлении. И вот выходит Нурия Муртазина – в концертном платье лазоревого цвета, спокойная (по крайней мере, ничто не выдало ее волнения), одаривает присутствующих улыбкой и начинает петь. Прочувствованное и теплое исполнение, точное интонирование, благородные жесты и деликатная мимика – все это возымело успех. Было приятно слышать, как эксперты высоко оценили выступление Муртазиной, назвав его самым лучшим и ярким среди вокалистов, также отметив оперную манеру подачи голоса певицы.
Второй случай, когда у меня случилось тесное общение с Нурией Вакиловной, произошел в бытность ее педагогом по вокалу филармонии. Я обратилась к ней за возможностью взять пару «певческих» уроков. Истины ради могу сказать, что ждала легкого отношения к моим вокальным потугам – кое-какой голос есть, но абсолютно не разработанный. Полагала, что педагог послушает меня, даст пару советов и на сим закончим... Ан нет! Я вдруг ощутила невероятное внимание к моим скромным голосовым данным, когда меня заставляли тянуть все слоги по несколько раз, абсолютно не давая хотя бы чуть-чуть отдохнуть. Все было «по-взрослому»: от правильного раскрытия рта до грамотного вдоха через нос и отрывистых выдохов через рот и тому подобное... При этом все положенные 45 минут взгляд педагога с меня не сходил ни на секунду! Взмыленная к концу занятия, я испуганно поблагодарила Нурию Вакиловну, подумав про себя, что это был хороший урок... жизни! Именно так надо относиться к работе – от и до... Но мысли были прерваны озвучиванием планов моего новоявленного педагога на следующий урок... Как – следующий?! Я же только хотела узнать – что я могу в вокале, немного помычать себе под нос ту песню, из-за которой и пришла... Нурия Муртазина была категорична: «Нет! Перед тем, как исполнять песню, нужно подготовить голос!»
Так Нурия Вакиловна открылась для меня с новой профессиональной стороны – как мудрый наставник с ярким педагогическим талантом.
Когда мы встретились с героиней моего очерка для общения, она со свойственным ей позитивом спросила: «Ну, с чего начнем?!» Я предожила: «Лучше всего начать с начала!» Нурия весело рассмеялась и кивнула.
– Наверное, я мечтала быть певицей, как только родилась! В школе пела, танцевала, вела концерты. К старшим классам уже определилась с выбором – Уфимское училище искусств. Несмотря на отсутствие музыкального образования, сразу поступила на вокальное отделение к педагогу Аэлите Хайрулловне Чембарисовой. Обучение давалось легко – я и в школе училась на одни пятерки. Поэтому училище окончила с красным дипломом. Далее без усилий прошла вступительные испытания в Уфимском институте искусств и попала в класс замечательного педагога Риммы Мухтаровны Мусиной-Юлдашбаевой, которой безмерно благодарна за все! Училась на одном курсе с Идрисом Газиевым (он обучался по специальности у Миляуши Галеевны Муртазиной), хорошо общались – вместе учили уроки, наперегонки сдавали экзамены на «отлично». Учились с удовольствием, нас никто не заставлял – мы просто не могли не учиться!
На втором курсе мне посчастливилось выехать на гастроли с ансамблем танца Башкирского сельскохозяйственного института в ГДР, где в течение двух недель мы выступили практически во всех городах Восточной Германии.
На пятом курсе стала дипломантом Всероссийского конкурса исполнителей народных песен в Краснодаре, где участвовали конкурсанты со всей России. Там исполняла башкирские народные песни, хотя училась как оперная певица и к фольклору отношения не имела совсем, так же как и к эстраде.
На оперной практике последнего курса института я спела полностью партию Шауры из одноименной оперы Загира Исмагилова в постановке Магафура Хисматуллина. Годы спустя, когда в Башкирском театре оперы и балета возобновили этот спектакль, Радик Гареев, в те годы директор, пригласил меня на заглавную роль. Несколько премьер и спектаклей я пела эту партию в театре, и, судя по отзывам, достаточно неплохо.
…Как автор подтверждаю: действительно, о той работе Нурии Вакиловны музыковеды писали, что «ее трактовка образа главной героини Шауры отличалась глубиной проникновения в народный характер, чуткой и тонкой актерской игрой, высокой вокальной техникой. Нурия Муртазина – одна из немногих сопрано в республике, воплотивших на сцене этот виртуозный в вокальном отношении образ».
– А на выпускном экзамене в институте нас прослушивал тогдашний художественный руководитель Башкирской филармонии Виль Сагитович Каримов, – продолжила рассказ героиня. – Он пригласил меня и Идриса Газиева работать в филармоническом подразделении эстрады (в оперный в тот год молодых специалистов из числа сопрано не набирали).
Скажу честно, петь на эстраде я не была готова... Но профессионализм – дело такое: требует постоянного развития и самосовершенствования. И снова мы с Идрисом Мударисовичем стали работать вместе – в одном коллективе. Это был вокально-инструментальный ансамбль под руководством Рустема Кудашева, куда входили певец Магариф Ахмадеев, «разговорница» Гульсум Хабибуллина, танцовщица Зульфия Кудашева и мы. Шесть лет я ездила с коллективом по республике и регионам, пела под «живое» инструментальное сопровождение. Побывала во всех крупных городах и регионах Средней Азии – Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан, Казахстан... В этот же период состоялось и мое семейное счастье: вышла замуж за музыканта-гитариста Аниса Муртазина и родила сына Вадима...
Но мое участие в опере Загира Исмагилова в оперном театре не прошло бесследно – в 1992 году Иршат Фаритович Сиражетдинов, на тот момент – режиссер и худрук филармонии, предложил перейти в музыкально-литературный лекторий.
Двадцать три года я посвятила этому замечательному коллективу, где собрала обширнейший репертуар. Там, хотя бы частично, состоялось мое оперное предназначение: пела арии и фрагменты из русских, башкирских и зарубежных опер. Тогда же освоила высокие фольклорные образцы народов мира: башкирские, татарские, русские, марийские, мексиканские, чешские, шотландские, английские песни. Открыла для себя сочинения современных композиторов и произведения для детской аудитории. Проводила разножанровые сольные концерты с органистом Владиславом Муртазиным, кураистом Азатом Айткуловым, певцом Фанави Салиховым, концертмейстером Мариной Шапошниковой, пианисткой, ныне художественным руководителем лектория Индирой Асадуллиной...
Я работала в лекторийной группе Виктории Симоновой – одного из ведущих музыковедов республики на сегодняшний день. Мы были молоды, полны энтузиазма и творчески заряжены. В конце 90-х – начале 2000-х ставили великолепные театрализованные программы: «Четыре века оперы», «Как мы с дедом на войну ходили», «Маленький Принц». Режиссером был небезызвестный мастер кукловождения, актер и педагог Юрий Васильевич Заяц. Благодаря ему наши истории визуально оживали, мы, как настоящие кукловоды, работали с марионетками, пели хоры из опер «Садко», «Орфей и Эвридика»... У нас были мини-спектакли с декорациями для кукольных постановок – Юрий Васильевич сам мастерил маски, реквизит, бутафорию. Представьте – на обычном столе в центре сцены Малого зала располагались компактные оперные подмостки с миниатюрными кулисами-люстрами-балкончиками. Это было замечательно! Мы жили этим, искренне любили своих героев, а как бережно относились друг к другу! Школы принимали нас с открытой душой! Да мы и сами были открыты всему, что делаем, и тем, для кого творим. Для нашей группы это был «золотой век» лектория – мы работали под чутким руководством нашей всеобщей любимицы, глубоко уважаемой и незабвенной Зои Бадмаевны Байчхаевой. Душевная, бескорыстная, абсолютно неформальная, она искренне любила артистов, все делала для лектория. Выбивала техническое оснащение, приносила на наши программы атрибутику и костюмы из своего гардероба. К слову, каждый из нас имеет «презенты от Зои», которые сейчас, когда ее нет с нами, согревают сердца добрыми воспоминаниями...
Здесь я нашла свое основное призвание – педагогическая деятельность. В 2015-м перешла на должность педагога по вокалу. Наработав огромный репертуарный багаж из сочинений башкирских и татарских композиторов, народных песен и классической музыки, поняла, что мне есть чему научить молодежь. К тому же, будучи певицей, я бегала на уроки к Римме Мухтаровне, продолжая у нее учиться. Она меня всегда наставляла: «умей слУшать и слЫшать». Что сказать, мудрый человек – все ее слова и крылатые фразы идут со мной по жизни и ею же подтверждаются... До сих пор обращаюсь к своему учителю, когда нужно прийти к истине. Это помогает мне быть хорошим педагогом. Тому свидетельство мой плотный рабочий график – ко мне в вокальный класс записываются заблаговременно. А порой слезно просят распеться перед концертом минут пятнадцать – никому не отказываю: надо!
На занятиях смотрю в глаза своему ученику – жду от него ту самую ноту. Однажды после урока один из актеров театра пошутил: «Нурия Вакиловна, мы с Вами как двое влюбленных – все сорок пять минут не отрываем взгляда друг от друга!»
«Этот педагог знает свое дело!» – это уже высшая похвала от театральных актеров. Дело в том, что я работаю со всеми театрами Уфы, с Туймазинским татарским, Сибайским концертно-театральным объединением... Все музыкальные спектакли последних пяти-шести лет отработала как педагог-репетитор по вокалу: «Неспетая песнь моя» Башкирского академического, «Гора» Татарского театра «Нур», «Черные воды» Национального Молодежного театра – одни из последних постановок.
– И как Вас на все хватает?! – ахнула я.
– Меня на все и всех хватает! – заразительным смехом подтвердила Нурия Вакиловна.
– Педагогическую деятельность начала еще в 2000 году, как только открылся музыкальный факультет в Башкирском педагогическом университете. В этом году будет 25 лет... – продолжила моя собеседница свою историю. – А с 2006-го преподаю вокал на кафедре режиссуры и мастерства актера и кафедре хорового дирижирования Уфимского государственного института искусств. Из двух своих призваний больше чувствую себя педагогом – вижу, слышу, могу помочь в этом сложном мастерстве, а главное, увидеть результат своих трудов.
Когда была студенткой и строила планы на певческую карьеру, я думала, что мне не дано быть учительницей! Да и Римма Мухтаровна шутила: «Самое худшее пожелание певцу – стать педагогом»...
Жизнь все расставила по своим местам: сначала сцена – профессия певицы раскрыла во мне душу! Потом наставничество, когда есть кому передать накопленные знания.
«Спасибо за сердечность!» – эти слова моих студентов дорогого стоят. Я вообще считаю, что нужно за собой оставлять шлейф добра... Как сказал мудрец, «след поступков из золота – такое драгоценное проявление тебя как человека». Намного легче жить с высоко поднятой головой, когда нет повода для осуждения, а только приятное послевкусие от общения.
Кивая в знак согласия, напоследок задаю свой любимый вопрос: «Можете ли Вы назвать себя счастливым человеком?»
– Бесспорно, я счастливый человек: живу по божеским законам, мое отношение к людям – студентам, актерам, близким, коллегам – возвращается ко мне их любовью. Бегу на свою работу, живу ею! В последнее время понимаю, что достигла такого уровня дзена, когда себя поняла, приняла, самореализовалась, накопила много опыта – профессионального и жизненного, нашла свое основное призвание через первую профессию, умею видеть людей, хочу и могу им помогать. В конце концов, знаю себе цену! Это ли не счастье?!
Беседовала Оксана ИВАНОВА.
Фото из личного архива героини.
Фото из личного архива героини.
Сегодня, 07:00 (0) Просмотров: 1 Номер: 6(13841) Версия для печати