Январская «Гроза»
Уфимская гимназия №82 имеет давние литературные и театральные традиции. Здесь с 1960-х годов на высоком уровне преподают русскую и зарубежную литературу. С декабря 2020 года по инициативе директора гимназии Юлии Борисовны Тютченко ведется работа по созданию Библиотеки-музея уфимских писателей. А с ноября 2022 года в старших классах гуманитарного профиля начались факультативные занятия по спецкурсу «Литературное уфаведение».
Стараниями заместителя директора по воспитательной работе Ирины Сергеевны Михальской спектакли и литературно-музыкальные композиции гимназии становились победителями конкурсов школьных театров нашего города. В 2023-м ее спектакль по поэзии Ольги Берггольц «Блокада» занял второе место на городском конкурсе школьных театров «Золотая маска», а в 2024 году ее постановка по поэме Анны Ревякиной «Шахтерская дочь» была удостоена Гран-при этого творческого состязания.
24 января 2025 года на сцене актового зала 82-й уфимской гимназии прогремела «Гроза» по классической драме Александра Николаевича Островского, с тем или иным успехом изучаемой школьниками многих поколений. Нужно было обладать немалой смелостью, чтобы предложить современным гимназистам, чуть ли не рождающимся со смартфонами в руках, историю двухвековой давности. На это решилась учительница русского языка и литературы Светлана Юрьевна Метелева, предложившая гуманитарному 10Б классу погрузиться в мир российской глубинки ХIХ века.
Следует отметить, что из 26 десятиклассников 15 окончили девятый класс с годовыми пятерками по литературе. Прежде чем начать репетиции, Светлана Юрьевна основательно поработала с текстом, выбрав из него вечную тему конфликта любви и верности. В течение трех с половиной месяцев, с октября по двадцатые числа января, десятиклассники под ее руководством репетировали знакомую им по школьной программе и вновь открываемую, благодаря театральным подмосткам, пьесу. В спектакле режиссера Метелевой не нашлось места мрачным сценам «темного царства», привычным для зрителей по многочисленным постановкам и экранизациям. Поначалу зал даже удивляли костюмы героев, одетых вместо классических сюртуков и поддевок в яркие древнерусские одежды. Особенно выделялась Катерина в исполнении Софьи Картяевой, больше похожая на княгиню, чем на купеческую дочь. Под стать ей были и другие персонажи: бойкая Варвара (Дилара Гумерова), небольшого роста, но при этом весьма властная Кабаниха (Станислава Липатова), богатырь Тихон (Тимур Зарипов).
Интересно, что полюбившийся Катерине Борис (Александр Диронов) предстал на сцене совершенно заурядной личностью. В нем не было привычного по классическим спектаклям столичного лоска и интеллигентности. На его мнимую интеллигентность указывала только черная шляпа, в чем-то роднившая его с чудаковатыми героями Василия Макаровича Шукшина. Однако во время свидания с Катериной эта шляпа слетела с его головы и валялась под ногами пары. Софья Картяева, безусловно, в образе своей героини, выдумала идеального Бориса и перенесла основной конфликт спектакля с протеста против произвола и насилия со стороны домашних на свои внутренние противоречия. Она очень эмоционально и искренне проживала на сцене борьбу между верностью и любовью. Ее трагедия в данной трактовке носит не социальный, а нравственно-религиозный характер. Островский в своей драме «Гроза» предвосхитил новую европейскую драматургию конца ХIХ – начала ХХ века, ярко и глубоко раскрывающую трагедию женщин в буржуазном обществе, поправшем прежние нравственные и религиозные ценности. Русский писатель-эмигрант Михаил Осоргин в «Повести о сестре» (1931), пережив войны и революции первой четверти ХХ века, размышлял о последствиях разрушения прежних семейных отношений и эмансипации женщин: «точно ли нынешняя, духовно упрощенная и независимая женщина счастливее прежней, сжимавшей свою волю обручем семейных обычаев и обязанностей, боявшейся продешевить себя и свою жизнь?»
Контрастом к трагическому образу Катерины выступила пара молодых приспособленцев в лице сестры Тихона – Варвары и ее разбитного ухажера Кудряша (Линар Саетгалиев) с гитарой и в лихо сдвинутой на затылок яркой кепке. Они не считают свои отношения грехом и с помощью лжи и обмана, идущих от нечистого, разрушают не только себя, но и честную по натуре Катерину. В сцене в церкви полубезумная барыня (Наталья Мишкина) вызвала чувство вины у Катерины, возопив, что красота ведет к погибели. В современную эпоху, когда во многих спектаклях и фильмах этика подменяется эстетикой, ее экзальтированные выкрики не кажутся бредом мракобесия, скорее – протестом против эстетизации порока. Самоубийство Катерины в финале спектакля было логическим завершением неприятия несчастной женщины грешной жизни, к которой приспособились ее родные и близкие.
В ходе подготовки спектакля Светлана Юрьевна большое внимание уделила сценической речи. В результате работающих без микрофонов юных артистов было хорошо слышно в большом, переполненном зрителями актовом зале. В непростом тексте великого драматурга были выверены все ударения и интонации, и со сцены звучала красивая и правильная русская речь, которую сейчас не часто можно услышать не только в быту, но и в учебных заведениях.
Немалый вклад в постановку внесли учащиеся 10Б, выполнявшие техническую подготовку спектакля во главе с классным руководителем, учителем истории Алией Талгатовной Мухамадиевой. Помимо декораций, светового и звукового оформления спектакля учащиеся подготовили и выставили на сайте гимназии афишу спектакля, привлекшую немалую часть зрителей. Помимо учащихся старших классов постановку 10Б с огромным интересом смотрели учителя гуманитарного профиля во главе с директором и ее заместителем по воспитательной работе.
Интересно отметить, что спектакль начался кратким и емким вступительным словом учащейся 10Б Елизаветы Карловой о творчестве «Колумба Замоскворечья» и его драме «Гроза», а завершился теплыми и глубокими касающимися постановки выступлениями директора гимназии Юлии Борисовны Тютченко и главного режиссера 82-й Ирины Сергеевны Михальской. Важно, что этот школьный спектакль заставил задуматься многих старшеклассников о забытых в наше время понятиях верности, чести и достоинства, которыми славилось наше общество в прежние эпохи.
Петр ФЁДОРОВ,
педагог-библиотекарь уфимской гимназии №82.
Фото предоставлено автором.
педагог-библиотекарь уфимской гимназии №82.
Фото предоставлено автором.
Сегодня, 07:00 (0) Просмотров: 0 Номер: 7(13842) Версия для печати