$ - 88.5103
€ - 92.4831

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Репетиция оркестра



Если просвещенный читатель решит вдруг, что публикация сия будет посвящена знаменитому фильму великого кинорежиссера Федерико Феллини, то это ошибочное суждение. Хотя… Событие, о котором пойдет речь (а сие именно событие – и для республики, и для ее столицы, и для площадки, принимающей участников такового, а это Уфимское училище искусств, да, пожалуй, даже для многих регионов России!), некие точки соприкосновения со сценарием Феллини и его соавтора Брунелло Ронди имеет однозначно.
Во всяком случае в той части, каковая касается того, что настройка оркестра есть очень тонкий момент, равно как и того, что исполнение иного сочинения таким большим коллективом, как оркестр, требует ведущего, скажем так, пастыря, а в итоге – дирижера, роль коего трудно переоценить. Более того, необходимо понять: маэстро имеет право на роль диктатора. И слияние эрудиции, таланта, технической грамотности, воли и творческого посыла дирижера с устремлениями, профессионализмом и прекрасной выучкой одаренных оркестрантов дает уникальные плоды. Читать жест, распознавать манеру того или иного дирижера учил меня в свое время маэстро Платонов. И я по сию пору благодарна за это Валерию Игнатьевичу и пользуюсь данными мне им уроками. Во всяком случае то, что некий упоенный собой дирижер расходится с оркестром (трижды!) в таком ответственном для Уфы концерте, как Гала фестиваля Ильдара Абдразакова, я, благодаря мастерской Валерия Платонова, не заметить не могу…
Впрочем, сейчас не об этом, а о том, что с 6 по 8 февраля в Уфимском училище (колледже) искусств проходил региональный форум «Музыкальные традиции и будущее духовой музыки». Он был ориентирован на студентов-исполнителей на духовых инструментах и дирижеров духовых оркестров и поддержан Президентским фондом культурных инициатив.
Лекции, мастер-классы, методические доклады, профессиональные консультации и открытые репетиции, состоявшиеся в рамках форума, вызвали живейший интерес не только питомцев УУИ (а все три дня и Малый, и Большой залы училища были заполнены до отказа), но и представителей творческих коллективов, исповедующих в нашей республике лучшие традиции исполнительства на духовых инструментах, а также композиторского сообщества. Достаточно упомянуть то, что в концертах, сопутствующих событию, были задействованы семь духовых оркестров. Более того, каждый из трех этих февральских вечеров венчало концертное выступление оркестра духовых инструментов (как вы понимаете, они были разными), а подчас на сцену выходил смешанный коллектив, соединяющий в своем составе опытных уже музыкантов и только-только начинающих свой путь.
С учетом того, что за дирижерский пульт вставали не только их постоянные руководители, но в большинстве своем и приехавшие в Уфу спикеры – уникальные мастера из Москвы, Екатеринбурга, Казани, чей авторитет давно признан всей страной, подобная «лабораторная работа» стала огромной школой как для племени младого незнакомого, так и для уже сложившихся исполнителей на медных и деревянных… И положа руку на сердце, скажу: просто огромное наслаждение от наблюдения за этими «штудиями», внимая рассказам, поучениям и, добавлю, весьма остроумным замечаниям и шуткам приезжих мэтров, получал зал, в коем собирались ежедневно питомцы УУИ (заметьте, читатель: все было на добровольной основе, никто никого палкой на эти уроки мастерства не загонял!), их наставники и масса, так сказать, вольнослушателей из числа педагогов других специальностей, музыковедов, представителей «духовенства» нашей республики, специально прибывших в столицу из Салавата, Октябрьского, Сибая, других городов и весей на учебу. И очень часто среди зрительской аудитории можно было увидеть директора «кузницы творческих кадров» Башкортостана Шамиля Абдракова, вдохновленного выступлениями и штудиями грандов духового исполнительства и дирижирования и тем, что форум получил столь большой общественный резонанс.

...А теперь коротко упомянем про теоретическую часть, как правило, открывающую каждый из трех дней. И пусть Иоганн Вольфганг Гете в неких размышлениях о том, к чему приводит погоня за знаниями, писал: «Суха, мой друг, теория везде, а древо жизни пышно зеленеет…», в случае с нынешним событием я готова даже поспорить с «Фаустом» выдающегося драматурга, романиста и ученого энциклопедиста. Потому как на теоретической платформе форума логично зиждилась практическая часть, живо иллюстрируя и дополняя то, что звучало с кафедры…
Итак, с докладами перед чутко внимавшей спикерам аудиторией выступили в эти дни Президент Ассоциации оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», заслуженный деятель искусств России Михаил Брызгалов; доцент, заместитель начальника военно-дирижерской кафедры Института военных дирижеров Военного университета имени Князя Александра Невского Министерства обороны РФ, полковник, кандидат искусствоведения Максим Федоров; подполковник, начальник военного оркестра Казанского высшего танкового командного ордена Георгия Жукова Краснознаменного училища, народный артист Татарстана Ян Орехов; полковник, начальник военно-оркестровой службы Центрального военного округа Сергей Алеев (Екатеринбург); заведующая кафедрой духовых инструментов Уфимского государственного института искусств имени Загира Исмагилова, профессор, заслуженный деятель искусств Башкортостана Лидия Фоменко и еще многие профессионалы, в числе коих были также и другие гости, и представители принимающего их региона.
…Программа форума была настолько насыщенной, что успеть побывать во всех локациях, где разворачивались события, мне не представлялось возможным. А посему, воспользовавшись любезно предоставленным мне Шамилем Фаильевичем Абдраковым расписанием, я выбрала из огромного списка два мастер-класса по работе с духовым оркестром, которые во второй день форума вели на сцене Большого зала УУИ соответственно подполковник, народный артист Татарстана Ян Владимирович Орехов (Казань) и подполковник, кандидат искусствоведения Максим Вадимович Федоров (Москва).
Минувшим летом, в дни празднования 450-летия нашего города, мне довелось познакомиться на фестивале духовых оркестров «Уфа звучит!», который проходил в контексте юбилейных торжеств, с военным дирижером – художественным руководителем Пермского губернского оркестра, полковником Евгением Александровичем Тверетиновым. Умница, истинный интеллигент, блестящий стилист, чуткий музыкант и интерпретатор, он произвел на меня неизгладимое впечатление, разрушив бытующий в моем сознании миф о том, какими качествами должны обладать военные дирижеры. Со мной беседовал человек, тонкие суждения коего о музыке, ее предназначении и влиянии на человека просто покорили меня. А узнав о том, что Евгений Александрович не пропускает ни одной премьеры и ни одного симфонического концерта в Пермском оперном театре, ценит талант Валерия Игнатьевича Платонова, а в репертуаре его оркестра есть целая программа, посвященная произведениям Петра Ильича Чайковского, была просто сражена, полностью изменив свое представление о том, какими должны быть такие специалисты.
Ян Владимирович Орехов, с виду подлинный вояка (на фото справа), – из числа таких же интеллигентов, что и маэстро Тверетинов. Он очень мягко общался с молодежью из Оркестра духовых и ударных инструментов Уфимского училища искусств (руководитель – заслуженный работник культуры РБ Игорь Позяк), начав с того, что «настроил» коллектив точно так же, как большой музыкант пробует звук на своем инструменте, дабы получить устойчивый строй с правильными высотными соотношениями. Маэстро Орехов действительно очень бережно общался с молодежью, но за этой его мягкостью все-таки чувствовалась жесткая требовательность: «Не слышу первого звука! Это все равно, что в своем обращении к вам я пропущу первое предложение!» Молодежь слушала, слушалась беспрекословно и при этом ничуть не робела, напротив, внимала дирижеру с огромным интересом, готовая отзываться на его уверенный жест. Это именно Яну Владимировичу принадлежит пассаж из вводной части данного материала, взятый мною из его беседы со студентами УУИ: «Настройка для оркестра – очень важный и тонкий момент!» Орехов работал с юношеством так, что складывалось впечатление, будто он касается клавиш рояля, и доверившийся мастеру инструмент начинает откликаться чудесной мелодией. Похоже, взаимопонимание возникло с первых мгновений, и в финале гость похвалил ребят без всяких авансов, сказав шутливо: «Я отказываюсь уходить со сцены – мне нравится оркестр!» И поднявшиеся из-за пюпитров начинающие музыканты, а также вставший зал отозвались на это аплодисментами. А в моей голове мелькнуло: такой результат – это, собственно, огромная заслуга и педагогов УУИ, и руководителя оркестра, ведь и весь коллектив, и каждый отдельно взятый музыкант явно прошли хорошую школу и были готовы к встрече с мэтром.
В столь же интеллигентной манере вел мастер-класс с оркестром УУИ и следующий спикер – Максим Вадимович Федоров, и сей факт заставил меня окончательно поверить в то, что военные дирижеры – это особая каста интеллектуалов, людей, исповедующих высочайшие принципы культуры.
…А под финал этого дня, как, впрочем, и в остальные, грянул концерт, посвященный в вечер 7 февраля 80-й годовщине Великой Победы. Зал заполнился – фактически негде было яблоку упасть. И в креслах сидели не только участники форума всех возрастов, студенты Уфимского училища искусств, но и вольнослушатели, в числе коих были и бойцы СВО, вернувшиеся «из-за ленточки», а также их родственники.
В концерте звучал сводный духовой оркестр – речь о военном оркестре 12-й Отдельной гвардейской Кенигсбергско-Городонской Краснознаменной Инженерной бригады Центрального военного округа и духовом оркестре Республиканской гимназии-интерната имени Газиза Альмухаметова. За пульт вставали – заслуженный артист Башкортостана, гвардии майор Азат Юлтимеров и заслуженный деятель искусств Башкортостана, профессор Уфимского государственного института искусств, подполковник Фанзир Нигматзянов…
Участвовали в этом торжественном действе и вокалисты – заслуженные артисты РБ Дамир Таипов и Радмир Хасанов; лауреат международных конкурсов, солист Башкирского государственного академического театра оперы и балета Идель Аралбаев.
Приятным сюрпризом для зала стало то, что для исполнения «Марша батыров», написанного уже упомянутым Фанзиром Нигматзяновым, за пульт встал народный артист Татарстана, подполковник Ян Орехов.
Добавлю: прекрасно вели концерт, впрочем, как и два других в рамках форума, преподаватель вокального отдела Уфимского училища искусств Эльвира Рахимкулова и ее начинающий напарник, студент УУИ Тамерлан Исламов. И если Эльвира Винеровна с ее виртуозным конферансом очень органично и в каком-то смысле незаметно для посторонних глаз двигала локомотив концерта вперед, чтобы состав шел без сбоев и незапланированных остановок, первокурсник Тамерлан, деликатно вторя своей наставнице в искусстве сценической речи, безусловно, волновался. Но это было даже трогательно. Со временем, уверена, он наберется опыта и будет чувствовать себя на подмостках свободнее и чуточку уверенней. Ведь это тоже школа, необходимая будущему исполнителю.
…Форум, который прошел на самой высокой ноте, завершен. Наши республика, ее столица и Уфимское училище искусств теперь занимают особое место на российской карте искусства исполнительства на духовых инструментах, студенты, оркестранты и их наставники получили мощный импульс к дальнейшему развитию, педагоги УУИ и дирижеры коллективов-участников убедились в том, что идут правильным путем, а слушатели будут долго помнить свои восторги. И все это значит то, что будущее духовой музыки в надежных руках.
Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.

Дата создание новости 14-02-2025   Комментарии (0)   Просмотров: 44     Номер: 10(13845)     Версия для печати

21 февраля 2025 г. №12(13847)


«    Февраль 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.