Репетиция оркестра
Если просвещенный читатель решит вдруг, что публикация сия будет посвящена знаменитому фильму великого кинорежиссера Федерико Феллини, то это ошибочное суждение. Хотя… Событие, о котором пойдет речь (а сие именно событие – и для республики, и для ее столицы, и для площадки, принимающей участников такового, а это Уфимское училище искусств, да, пожалуй, даже для многих регионов России!), некие точки соприкосновения со сценарием Феллини и его соавтора Брунелло Ронди имеет однозначно.
Во всяком случае в той части, каковая касается того, что настройка оркестра есть очень тонкий момент, равно как и того, что исполнение иного сочинения таким большим коллективом, как оркестр, требует ведущего, скажем так, пастыря, а в итоге – дирижера, роль коего трудно переоценить. Более того, необходимо понять: маэстро имеет право на роль диктатора. И слияние эрудиции, таланта, технической грамотности, воли и творческого посыла дирижера с устремлениями, профессионализмом и прекрасной выучкой одаренных оркестрантов дает уникальные плоды. Читать жест, распознавать манеру того или иного дирижера учил меня в свое время маэстро Платонов. И я по сию пору благодарна за это Валерию Игнатьевичу и пользуюсь данными мне им уроками. Во всяком случае то, что некий упоенный собой дирижер расходится с оркестром (трижды!) в таком ответственном для Уфы концерте, как Гала фестиваля Ильдара Абдразакова, я, благодаря мастерской Валерия Платонова, не заметить не могу…
Впрочем, сейчас не об этом, а о том, что с 6 по 8 февраля в Уфимском училище (колледже) искусств проходил региональный форум «Музыкальные традиции и будущее духовой музыки». Он был ориентирован на студентов-исполнителей на духовых инструментах и дирижеров духовых оркестров и поддержан Президентским фондом культурных инициатив.
Лекции, мастер-классы, методические доклады, профессиональные консультации и открытые репетиции, состоявшиеся в рамках форума, вызвали живейший интерес не только питомцев УУИ (а все три дня и Малый, и Большой залы училища были заполнены до отказа), но и представителей творческих коллективов, исповедующих в нашей республике лучшие традиции исполнительства на духовых инструментах, а также композиторского сообщества. Достаточно упомянуть то, что в концертах, сопутствующих событию, были задействованы семь духовых оркестров. Более того, каждый из трех этих февральских вечеров венчало концертное выступление оркестра духовых инструментов (как вы понимаете, они были разными), а подчас на сцену выходил смешанный коллектив, соединяющий в своем составе опытных уже музыкантов и только-только начинающих свой путь.
С учетом того, что за дирижерский пульт вставали не только их постоянные руководители, но в большинстве своем и приехавшие в Уфу спикеры – уникальные мастера из Москвы, Екатеринбурга, Казани, чей авторитет давно признан всей страной, подобная «лабораторная работа» стала огромной школой как для племени младого незнакомого, так и для уже сложившихся исполнителей на медных и деревянных… И положа руку на сердце, скажу: просто огромное наслаждение от наблюдения за этими «штудиями», внимая рассказам, поучениям и, добавлю, весьма остроумным замечаниям и шуткам приезжих мэтров, получал зал, в коем собирались ежедневно питомцы УУИ (заметьте, читатель: все было на добровольной основе, никто никого палкой на эти уроки мастерства не загонял!), их наставники и масса, так сказать, вольнослушателей из числа педагогов других специальностей, музыковедов, представителей «духовенства» нашей республики, специально прибывших в столицу из Салавата, Октябрьского, Сибая, других городов и весей на учебу. И очень часто среди зрительской аудитории можно было увидеть директора «кузницы творческих кадров» Башкортостана Шамиля Абдракова, вдохновленного выступлениями и штудиями грандов духового исполнительства и дирижирования и тем, что форум получил столь большой общественный резонанс.
...А теперь коротко упомянем про теоретическую часть, как правило, открывающую каждый из трех дней. И пусть Иоганн Вольфганг Гете в неких размышлениях о том, к чему приводит погоня за знаниями, писал: «Суха, мой друг, теория везде, а древо жизни пышно зеленеет…», в случае с нынешним событием я готова даже поспорить с «Фаустом» выдающегося драматурга, романиста и ученого энциклопедиста. Потому как на теоретической платформе форума логично зиждилась практическая часть, живо иллюстрируя и дополняя то, что звучало с кафедры…
Итак, с докладами перед чутко внимавшей спикерам аудиторией выступили в эти дни Президент Ассоциации оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», заслуженный деятель искусств России Михаил Брызгалов; доцент, заместитель начальника военно-дирижерской кафедры Института военных дирижеров Военного университета имени Князя Александра Невского Министерства обороны РФ, полковник, кандидат искусствоведения Максим Федоров; подполковник, начальник военного оркестра Казанского высшего танкового командного ордена Георгия Жукова Краснознаменного училища, народный артист Татарстана Ян Орехов; полковник, начальник военно-оркестровой службы Центрального военного округа Сергей Алеев (Екатеринбург); заведующая кафедрой духовых инструментов Уфимского государственного института искусств имени Загира Исмагилова, профессор, заслуженный деятель искусств Башкортостана Лидия Фоменко и еще многие профессионалы, в числе коих были также и другие гости, и представители принимающего их региона.
…Программа форума была настолько насыщенной, что успеть побывать во всех локациях, где разворачивались события, мне не представлялось возможным. А посему, воспользовавшись любезно предоставленным мне Шамилем Фаильевичем Абдраковым расписанием, я выбрала из огромного списка два мастер-класса по работе с духовым оркестром, которые во второй день форума вели на сцене Большого зала УУИ соответственно подполковник, народный артист Татарстана Ян Владимирович Орехов (Казань) и подполковник, кандидат искусствоведения Максим Вадимович Федоров (Москва).
Минувшим летом, в дни празднования 450-летия нашего города, мне довелось познакомиться на фестивале духовых оркестров «Уфа звучит!», который проходил в контексте юбилейных торжеств, с военным дирижером – художественным руководителем Пермского губернского оркестра, полковником Евгением Александровичем Тверетиновым. Умница, истинный интеллигент, блестящий стилист, чуткий музыкант и интерпретатор, он произвел на меня неизгладимое впечатление, разрушив бытующий в моем сознании миф о том, какими качествами должны обладать военные дирижеры. Со мной беседовал человек, тонкие суждения коего о музыке, ее предназначении и влиянии на человека просто покорили меня. А узнав о том, что Евгений Александрович не пропускает ни одной премьеры и ни одного симфонического концерта в Пермском оперном театре, ценит талант Валерия Игнатьевича Платонова, а в репертуаре его оркестра есть целая программа, посвященная произведениям Петра Ильича Чайковского, была просто сражена, полностью изменив свое представление о том, какими должны быть такие специалисты.
Ян Владимирович Орехов, с виду подлинный вояка (на фото справа), – из числа таких же интеллигентов, что и маэстро Тверетинов. Он очень мягко общался с молодежью из Оркестра духовых и ударных инструментов Уфимского училища искусств (руководитель – заслуженный работник культуры РБ Игорь Позяк), начав с того, что «настроил» коллектив точно так же, как большой музыкант пробует звук на своем инструменте, дабы получить устойчивый строй с правильными высотными соотношениями. Маэстро Орехов действительно очень бережно общался с молодежью, но за этой его мягкостью все-таки чувствовалась жесткая требовательность: «Не слышу первого звука! Это все равно, что в своем обращении к вам я пропущу первое предложение!» Молодежь слушала, слушалась беспрекословно и при этом ничуть не робела, напротив, внимала дирижеру с огромным интересом, готовая отзываться на его уверенный жест. Это именно Яну Владимировичу принадлежит пассаж из вводной части данного материала, взятый мною из его беседы со студентами УУИ: «Настройка для оркестра – очень важный и тонкий момент!» Орехов работал с юношеством так, что складывалось впечатление, будто он касается клавиш рояля, и доверившийся мастеру инструмент начинает откликаться чудесной мелодией. Похоже, взаимопонимание возникло с первых мгновений, и в финале гость похвалил ребят без всяких авансов, сказав шутливо: «Я отказываюсь уходить со сцены – мне нравится оркестр!» И поднявшиеся из-за пюпитров начинающие музыканты, а также вставший зал отозвались на это аплодисментами. А в моей голове мелькнуло: такой результат – это, собственно, огромная заслуга и педагогов УУИ, и руководителя оркестра, ведь и весь коллектив, и каждый отдельно взятый музыкант явно прошли хорошую школу и были готовы к встрече с мэтром.
В столь же интеллигентной манере вел мастер-класс с оркестром УУИ и следующий спикер – Максим Вадимович Федоров, и сей факт заставил меня окончательно поверить в то, что военные дирижеры – это особая каста интеллектуалов, людей, исповедующих высочайшие принципы культуры.
…А под финал этого дня, как, впрочем, и в остальные, грянул концерт, посвященный в вечер 7 февраля 80-й годовщине Великой Победы. Зал заполнился – фактически негде было яблоку упасть. И в креслах сидели не только участники форума всех возрастов, студенты Уфимского училища искусств, но и вольнослушатели, в числе коих были и бойцы СВО, вернувшиеся «из-за ленточки», а также их родственники.
В концерте звучал сводный духовой оркестр – речь о военном оркестре 12-й Отдельной гвардейской Кенигсбергско-Городонской Краснознаменной Инженерной бригады Центрального военного округа и духовом оркестре Республиканской гимназии-интерната имени Газиза Альмухаметова. За пульт вставали – заслуженный артист Башкортостана, гвардии майор Азат Юлтимеров и заслуженный деятель искусств Башкортостана, профессор Уфимского государственного института искусств, подполковник Фанзир Нигматзянов…
Участвовали в этом торжественном действе и вокалисты – заслуженные артисты РБ Дамир Таипов и Радмир Хасанов; лауреат международных конкурсов, солист Башкирского государственного академического театра оперы и балета Идель Аралбаев.
Приятным сюрпризом для зала стало то, что для исполнения «Марша батыров», написанного уже упомянутым Фанзиром Нигматзяновым, за пульт встал народный артист Татарстана, подполковник Ян Орехов.
Добавлю: прекрасно вели концерт, впрочем, как и два других в рамках форума, преподаватель вокального отдела Уфимского училища искусств Эльвира Рахимкулова и ее начинающий напарник, студент УУИ Тамерлан Исламов. И если Эльвира Винеровна с ее виртуозным конферансом очень органично и в каком-то смысле незаметно для посторонних глаз двигала локомотив концерта вперед, чтобы состав шел без сбоев и незапланированных остановок, первокурсник Тамерлан, деликатно вторя своей наставнице в искусстве сценической речи, безусловно, волновался. Но это было даже трогательно. Со временем, уверена, он наберется опыта и будет чувствовать себя на подмостках свободнее и чуточку уверенней. Ведь это тоже школа, необходимая будущему исполнителю.
…Форум, который прошел на самой высокой ноте, завершен. Наши республика, ее столица и Уфимское училище искусств теперь занимают особое место на российской карте искусства исполнительства на духовых инструментах, студенты, оркестранты и их наставники получили мощный импульс к дальнейшему развитию, педагоги УУИ и дирижеры коллективов-участников убедились в том, что идут правильным путем, а слушатели будут долго помнить свои восторги. И все это значит то, что будущее духовой музыки в надежных руках.
Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
14-02-2025
(0) Просмотров: 44 Номер: 10(13845) Версия для печати