$ - 91.7791
€ - 98.0270

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

Гражданская позиция

Кино как в мир окно,

или Взгляд на жизнь сквозь призму важнейшего из искусств


Кино как в мир окно,

Завершился очередной учебный год для “Лаборатории политического кино”, последний урок которой был посвящен обсуждению фильма режиссера Юрия Быкова “Дурак” (сценарист и композитор - тоже Юрий Быков, оператор - Кирилл Клепалов, продюсеры - Алексей Учитель, Кира Саксаганская и Филипп Пастухов). Премьера ленты состоялась в мае 2014 года на фестивале “Кинотавр”, а затем 18 января 2015-го на канале ТНТ. Картина удостоена приза за сценарий и диплома Гильдии киноведов и кинокритиков на упомянутом уже “Кинотавре”. Также она получила приз экуменического жюри на Международном кинофестивале в Локарно (Италия, 2014).

Давно завершился и провозглашенный Президентом Российской Федерации Год культуры. Но страна до сих пор подводит его итоги. И все мы надеемся на то, что Россия сумела оценить очень важную истину: культура - это то, что нас связывает, объединяет, делает сильным государством.
Ныне уже полным ходом движется по российским городам и весям Год литературы. И Уфа в этом смысле как город с культурными корнями, уникальной, богатой историей не осталась на обочине. Я надеюсь, она соответствует характеристике Валентина Григорьевича Распутина, который, несколько лет назад будучи у нас в гостях, сказал, что Россия спасется ПРОВИНЦИЕЙ. Эта фраза прозвучала в контексте его восторженных впечатлений о столице Башкортостана. И приятно то, что прозвучала она из уст лауреата Всероссийской литературной премии имени Сергея Тимофеевича Аксакова.
А теперь пора вспомнить проекты - перспективные и долгосрочные, посыл коих направлен в наш завтрашний день.
...Так сложилось, что для уфимцев кино всегда было востребованным. Скажу о том, что Уфа в свое время была городом, влюбленным в кино. Стоит вспомнить, как мы ждали новых фильмов, как заблаговременно брали билеты на любой сеанс, а иногда даже штурмовали кассы приступом. Мы не забыли и того, что не раз (практически параллельно с москвичами) могли смотреть картины, вошедшие в программу Московского международного кинофестиваля, обсуждали их, горячо споря. Помните, как Красный и Синий залы кинотеатра “Родина” становились своего рода площадками данного форума? История же и направленность третьего зала, Зеленого, были несколько иными. Небольшое помещение отдали тогда на откуп документальным и мультипликационным фильмам. Поразительный факт - уфимцы за десять копеек всегда могли посмотреть то, что им было важно и интересно. И как в русле данного разговора не назвать легендарный кинотеатр “Теремок”! Его крохотный зал собирал зрителей со всей Уфы (яблоку негде было упасть), радуя поклонников Десятой музы элитным кино.
С началом перестройки рухнуло все, в том числе и сложившийся за десятилетия уклад взаимоотношений жителей города над Белой с киноискусством. В те поры кинотеатры превратили в торговые точки, и народ вынужденно отправился в видеосалоны. Наступила эра торжествующей посредственности, и в тех зальчиках крутили бог знает что. Все это, образно говоря, напоминало процесс поглощения гамбургеров... Увы, дикие 90-е не вернули нам кино как вид искусства. В наших кинотеатрах “крутили” исключительно продукцию Голливуда и отечественную “чернуху”.
Особенно в 90-е досталось документалистике. На смену ей пришло так называемое “реальное кино”. Впрочем, реальным его действительно можно было назвать лишь в кавычках. Снимали сей продукт кто хотел и как хотел, мастеря свои топорные изделия в жанре, условно называемом - “под документ”. Беспроигрышным считался материал, дискредитирующий советский период и историю Отечества. Подобного способа существования, к сожалению, не избегли не только расплодившиеся видеосалоны, но и профессиональные кинотеатры. А “видаки” размножались, возникая, точно плесень, повсюду, каким-то немыслимым образом обосновавшись даже в лектории общества “Знание”. Но ведь кинематограф, несмотря на кажущуюся простоту и демократичность, требует от публики определенной учебы - хотя бы на уровне ликбеза. Данный процесс сопряжен с общением, обсуждениями, получением новых знаний. И вкупе все это влияет на формирование, воспитание в человеке культуры восприятия кинематографа, а в конечном итоге - выхода на иной уровень, на высоты гражданской позиции.
Эпоха испытывала кинозрителя на прочность. И тот менялся. Согласитесь: в рамках предлагаемой в те поры кинопродукции порой было невозможно верно оценить художественные достоинства лент, их идею. Особенно страдала история, буквально согнувшаяся под гнетом самодельных версий и уж тем паче попыток осовременить известные “сюжеты” - наспех переписывалась летопись страны, и в сознании публики складывалась абсолютно иная картина мира. Зритель постепенно терял способность к адекватному восприятию кино. Именно потому он особенно нуждался в последующем анализе и обсуждении увиденного. К счастью, востребованность в последнем у уфимцев пусть и частично, но осталась. Поэтому кинопроекты, о которых далее пойдет речь, оказались и на самом деле своевременными и долгожданными.
...Как уже было сказано, на каникулы “лаборанты” отправились после обсуждения работы режиссера Быкова “Дурак” - фильма трудного и не оставившего зал равнодушным. Разговор получился чрезвычайно живым и в большинстве своем точки зрения высказывались полярные - от сдержанных до самых радикальных. Приведу попутно своеобразную стенограмму диспута по поводу быковской картины, жанр коей создатели определили как социальную драму:
- Это фильм о чиновниках, у нас тоже есть такие. Надо заставить их всех посмотреть картину...
- А кто не захочет - наказать (причем в зале никто даже не рассмеялся - Э.Ф.).
- Лента тяжелая, я плакала... Она не оставляет никакой надежды... Жалко главного героя, который погибает, а подвиг его никому не нужен. Современный Спаситель...
- Я не верю, что такое может быть. У нас этого нет, возможно, в Туле происходило нечто подобное (съемки шли в типовом реальном тульском общежитии - Э.Ф.)... Не исключаю, что в 90-е сходные события встречались и здесь. Ныне же благодаря Президенту Владимиру Путину таких трагедий в России нет и не может быть.
- Вы уподобляетесь страусу, вечно прячущему голову в песок! В нашей действительности встречаются ситуации и пострашнее. Походите по общежитиям и увидите сами.
- Я работаю в газете, такие общежития есть, и подобные обитатели общаг тоже существуют. Очень узнаваемый сюжет.
- Речь в картине идет о ЖКХ! Сильная работа, и все в ней реалистично - и глава ЖКХ, и слесари, и бухгалтеры... Все, как у нас. Виновато общество. Но таких людей, как герой фильма - типичная, кстати, белая ворона, - в нашей жизни практически не встречается. Балабановщина какая-то!
- Более всего здесь узнаваемы силовые структуры, полицейские, они более других испорчены данной им властью... Фильм этот, мне думается, нужен всем и касается каждого. Посмотрев его, зрители, точнее, часть их, прозревают и начинают кое-что понимать.
Добавлю: авторскую сверхзадачу Юрий Быков не прятал в подтекст, заявив о ней прямо в титрах: “Посвящается Алексею Балабанову”. Ну а мы, конечно, не забыли того, о чем болела душа режиссера-учителя Балабанова. И, естественно, публика считывает прямую цитату из фильма Глеба Панфилова “Валентина” (экранизация пьесы Александра Вампилова “Прошлым летом в Чулимске”). Помните, как юная героиня на протяжении всей этой истории постоянно приколачивает камнем доски штакетника, который остальные вновь и вновь ломают? Эта цитата есть мостик в день сегодняшний, она словно цементирует то, что задумано Быковым. Фильм “Дурак” является своего рода метафорой российской действительности, но речь не о каком-то отдельном чиновнике или министре... Лента посвящена состоянию нашего общества в целом. “Неужели ты не понимаешь, что мы живем как свиньи только потому, что мы друг другу никто”, - говорит один из персонажей картины. И не знаем мы, погиб ли Современный Спаситель (он же, простите, дурак) или остался среди нас... Это для Юрия Быкова вопрос не главный. Ему важно другое, а именно то, что и один в поле воин, если он таков, как Герой нашего времени...
...В Мемориальном доме-музее Сергея Тимофеевича Аксакова с некоторых пор действует киноклуб со сказочным названием “Золотой витязь”. Имя свое он получил в честь кинофестиваля, идеологом коего является президент этого Международного форума, народный артист России, член Патриаршего Совета по культуре Николай Бурляев. Помню, председатель Аксаковского фонда писатель Михаил Чванов на открытии уфимского “Золотого витязя” сказал: “Идея создания киноклуба давно витала в воздухе, но ускорил его открытие приезд моего товарища - давнего сторонника аксаковского движения и аксаковских идей Николая Бурляева. Торжество состоялось в кинотеатре “Родина”, с которым мы сотрудничаем вот уже долгие годы, под эгидой Мемориального дома-музея Сергея Тимофеевича Аксакова”.
Конечно, все в этом событийном ряду неслучайно. Ведь ключевые ценности форума “Золотой витязь”, а также итоги работы Фондов - Аксаковского и славянской письменности и культуры, а также Мемориального дома-музея нашего замечательного земляка - являются общими для всех, для России. Я к тому, что благодаря такому их радению Год культуры привнес в кинокультуру нашего города еще одно мощное духовное направление.
Напомню, что “Золотой витязь” - это Международный кинофорум православного кино, родившийся в 1992 году. С 2010-го он объединяет все рода творческих “войск” - кино, театр, музыку, литературу, изобразительное искусство. Одна из основных тем данного феста теснейшими узами связана со славянством и православием.
“Давно мечтал побывать в вашем городе еще раз. Впервые я оказался в Уфе в прошлом веке, - улыбался во время встречи со зрителями Николай Бурляев. - Но наши единомышленники - не только славяне и христиане, в форуме участвуют коллеги из шестидесяти стран. Мы открыты всем, кто исповедует девиз “Золотого витязя”. А он формулируется так: “За нравственные, христианские идеалы, за возвышение души человека”.
...Заключительным аккордом Года культуры и столетия начала Первой мировой войны прозвучал совместный итоговый проект обоих киноклубов - “Лаборатории политического кино”, действующей под эгидой БАГСУ, и малого “Золотого витязя”, рожденного при Аксаковском фонде. Они выступили организаторами Дней сербского документального кино в Уфе.
Специально ради такого события из Белграда приехал председатель Союза кинематографистов Сербии Йован Маркович - один из основателей югославского и сербского кинематографа, выдающийся кинодраматург, продюсер и общественный деятель, президент кинокомпании “Филм и тон”, вице-президент МКФ “Золотой витязь”, воплотивший на экране двадцать пять своих киносценариев, снявший более ста документальных лент. Удостоен сербской награды “Известный кинорежиссер”, Ордена Святого преподобного Сергия Радонежского Русской Православной Церкви, медали Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Международного фонда славянской письменности и культуры, обладатель золотой медали имени Сергея Федоровича Бондарчука “За выдающийся вклад в кинематограф”. И именно ему принадлежит киноповесть, являющаяся своеобразным продолжением романа Льва Толстого “Анна Каренина” и посвященная Алексею Вронскому. Лев Николаевич Толстой в книге оставляет своего героя на вокзале, откуда тот уезжает в Сербию - добровольцем, стремящимся на Сербско-турецкую войну. В сценарии же описаны приезд Вронского в Сербию и его героическая гибель за свободу сербского народа. Важно сказать, что Йован Маркович при создании данной версии использовал исторические факты, которые связаны с жизнью полковника Николая Раевского - прототипа Вронского.
В киноповествовании есть и другая линия: параллельно рассказывается и история строительства русского храма на месте гибели Раевского. Храм тот действует и по сию пору. Возле него находится могила Николая Раевского, посетить которую стремятся люди со всего мира. На V Международном форуме “Золотой витязь”, проходившем в Пятигорске, за киноповесть “Вронский” Йован Маркович был удостоен высшей награды фестиваля. Естественно, речь идет о статуэтке “Золотой витязь”.
...Итак, первым фильмом, показанным в рамках нового формата городского киноклуба, стала документальная лента под названием “Там, где цветет желтый лимон” (режиссер Здравко Шотра, сценарист Йован Маркович, продюсеры Зоран Янкович и Слободан Терзич, Сербия). И это оказалось своего рода потрясением. Мало того, что нам открылись доселе неизвестные факты из истории Первой мировой войны, но теперь уфимцам стала понятна и современная трактовка тех событий вековой давности. И ныне мы многое знаем о подвиге сербского народа в борьбе за свою свободу и независимость.
Недаром же ленту сопровождали слова: “Наши предки называли ее великой войной, но она незаслуженно забыта, фактически по ряду политических, идеологических соображений вычеркнута из нашей исторической памяти и из истории”. Поясню специально для читателя - весной 1916 года обновленная сербская армия вступила в бои на Салоникском фронте и в 1918-м, через два с лишним года, 18 октября победоносно освободила Белград. В результате тех событий была сохранена государственность и затем открыта новая страница сербской истории - Белград стал столицей королевства сербов, хорватов и словенцев (с 1929-го - Югославия).
С меркой традиционного анализа подходить к фильму сербских кинематографистов нет смысла, настолько мощно было эстетическое и нравственное воздействие его на уфимскую публику. Несмотря на то, что материал оказался непростым для восприятия, лента шла при абсолютной тишине, воцарившейся в переполненном зале. Комментарии Йована Марковича оглушили нас: потери Сербии в Первой мировой войне составили около одного миллиона человек; более пятидесяти процентов мужского населения страны остались инвалидами. К несчастью, трагические события в судьбе сербского народа на том не закончились. В годы Второй мировой Югославия была оккупирована фашистами, и сербы, вновь взяв оружие в руки, боролись за освобождение родной земли. А в конце ХХ века уже их бывшие западные союзники по борьбе с фашизмом способствовали распаду Югославии и фактическому изгнанию сербов из Косово - при помощи бомбардировок территории Сербии. Последнюю фразу фильма мне не забыть никогда: “Мы научились умирать - будем учиться жить” .
Непосредственным свидетелем бомбардировок Белграда в 1999 году был и наш земляк - писатель Михаил Чванов. Он обратился к зрителям, собравшимся в зале кинотеатра “Родина”, выразив уверенность в необходимости использования совместных усилий власти и общества, направленных на защиту и соблюдение национальных интересов России и принципов международного права. “Золотой витязь” в Уфе - это наш ответ на санкции Запада против России”, - так закончил свое выступление Михаил Андреевич. Мне кажется, читателям необходимо знать и то, что Чванов тоже является обладателем статуэтки “Золотого витязя”.
Участники обсуждения поддержали главу Аксаковского фонда, заявив, что Россия может и должна стать гарантом неповторения сценариев, подобных “миротворческой миссии” членов НАТО в Югославии. “Сербия, в отличие от многих других “братских” стран, - подчеркнул в ходе обсуждения ректор БАГСУ и идеолог “Лаборатории политического кино” Сергей Николаевич Лаврентьев, - никогда не предавала Россию. У многих государств есть своя героическая страница истории, для России это - Куликовская битва, Бородинское сражение, Победа в Великой Отечественной войне... Для Сербии одной из таких героических страниц стала трагедия и история последующего преображения сербской армии, сербского государства и народа в ходе великой войны”.
А Йован Маркович, выслушав своих друзей, произнес короткую фразу, потонувшую в аплодисментах: “Не Сербию, а Россию зовем мы матерью”.

Элеонора ФАЙЗУЛЛИНА.
НА СНИМКАХ: в зале “Родины” в процессе обсуждения; вот он, любимый уфимцами кинотеатр, принявший в свои стены и “Лабораторию политического кино”, и проекты “Золотого витязя”, и “высказывания” сербских режиссеров;

Кино как в мир окно,

Дата создание новости 24-07-2015   Комментарии (0)   Просмотров: 2 067     Номер: 142(12790)     Версия для печати

26 апреля 2024 г. №29(13773)


«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.