На грант Главы Республики Башкортостан
Как сказка стала сценической былью
Башкирский хореографический колледж имени Рудольфа Нуреева подарил республике и ее столице, нашему искусству вообще первый детский национальный балет "Водная красавица".
Случай беспрецедентный. Все начиналось, казалось бы, на пустом месте. Чудесное башкирское сказание о любви славного батыра Заятуляка и красавицы Хыухылу, дочери владыки озёр, в каком-то смысле подсказало идею поставить спектакль, яркий, красочный, создав своеобразную визитную карточку хореографического колледжа. Сюжет вырисовывался динамичный. Здесь и богатырская удаль, и светлое взаимное чувство, и коварство завистливых братьев, и фантастические картины подводного мира... Но как эту сказку сделать сценической былью? Ни музыки, ни хореографии, ни денег...
Всё было похоже на авантюру, признаётся директор колледжа Олия Галеевна Вильданова. Но это ведь под лежачий камень вода не течёт! А если действовать...
В итоге было подано обоснование и материал на грант Главы Республики Башкортостан. И вот первая победа! Теперь можно приступать к осуществлению задуманного. Балетмейстер Ринат Абушахманов сразу загорелся, предложил композитора, принялся писать либретто.
Николай Попов, уроженец Башкирии, ныне москвич, с энтузиазмом взялся за сочинение музыки. В родной город приезжал записывать звучание национальных инструментов, в Москве работал с этими материалами. Сложности были в том, что композитор впервые соприкоснулся с балетным спектаклем, в коем свои особенности, тонкости. Поэтому каждый номер чётко, подробно обговаривался, обсуждался с балетмейстером. Спорили, но приходили к единому выводу.
- Работа с композитором была сложной, но интересной, - рассказывает Ринат Абушахманов. - Многие отметили необычные повороты в фольклорных мотивах, новое звучание национальных инструментов. Огромное спасибо Николаю Попову: за небольшие деньги он создал готовую фонограмму балета. Иные за эту сумму не сподвиглись бы даже на клавир. Лично для меня, конечно, не хватило более широкой разработки музыкальных тем. Классических музыкальных форм (все-таки балетная специфика этого требует) для развернутого хореографического решения. Но, как мне кажется, это несильно повлияло на целостность произведения.
Сам хореограф трудился в непростых условиях. Исполнители, учащиеся колледжа, большую часть дня проводили на занятиях. На репетиции - всего два часа. Нужно было приходить с готовым хореографическим текстом. Это и было самым сложным, делится Ринат Ахатович. Ведь кабинета у него, к сожалению, нет, а живет он с женой и двумя детьми в комнате общежития.
- Я намеренно отказался от современной пластики - все-таки это дети, - говорит хореограф. - Взял за основу классический танец, добавил гротеска и немного импрессионизма.
Трудности окупались творческой заинтересованностью детей и самоотверженностью педагогов. Художественный руководитель колледжа Леонора Сафыевна Куватова взяла на себя ведущих солистов. Кордебалетные сцены, например с Золотыми рыбками, репетировала Зухра Хамитовна Ильясова. С Братьями и Царём Асылыкулем работала Надежда Бирюкова, умело передавая свой немалый танцевальный и актерский опыт. К сожалению, невозможно здесь перечислить всех, но, поверьте, вклад каждого важен и оценен по достоинству.
А тем временем готовились декорации и костюмы. Первоначальная кандидатура сценографа отпала в силу уважительных причин, спектакль выручила театральный художник Фания Низамова, не впервые составляющая тандем с Ринатом Абушахмановым. Её манера, тяготеющая к яркой декоративности, кажется, пришлась кстати: ведь это сказка, спектакль для юного зрителя. Хотя местами, конечно, хотелось бы некоей сдержанности и утончённости. Создание костюмов было бы немыслимо без художника-модельера хореографического колледжа, настоящей волшебницы и искусницы Любови Павловой.
Наконец всё собрано воедино, спектакль можно показывать публике. Первое представление состоялось в декабре на сцене Башкирского государственного театра оперы и балета, второе - на днях в Государственном концертном зале "Башкортостан". Безусловно, это событие. Как считает директор колледжа, выполнена одна из важных задач коллектива - новаторство при обязательном сохранении традиций.
Зрители, журналисты приняли спектакль доброжелательно, в первых же сообщениях преобладает событийный пафос. Действительно, ПЕРВЫЙ ДЕТСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАЛЕТ.
Но если рассуждать с профессиональной точки зрения, то здесь тоже всё вполне достойно. Соблюдена структура балетного спектакля, есть массовые сцены, апофеоз, дивертисмент, лирические адажио главных героев с красивыми поддержками, пируэтами, аттитюдами... Хореографическая лексика разнообразна, интересно выстроены кордебалетные сцены. Золотые рыбки пленяют синхронностью исполнения, пластичностью. Очаровательны Аисты, Морские коньки... А какой восторг вызывают у публики гибкие, загадочные Морские змейки! Впечатляет сцена свадьбы главных героев в подводном царстве, которая подкрепляется ещё и эффектными сценографическими моментами, художественным светом.
Нельзя не отметить колоритный, темпераментный танец Братьев, их актерскую выразительность, особенно в сцене ограбления и дележа сокровищ, похищения девушки.
В партии Хыухылу необыкновенно хороша Разиля Мурзакова, выпускница нынешнего года, ученица Людмилы Шапкиной. Её певучие линии, пластичность, драматические способности обещают будущее незаурядной балерины. Говорят, Разилю уже "высмотрели" и приглашают в известный, престижный балетный театр, но решение пока не принято, есть надежда, что эта звёздочка засияет на уфимской сцене.
Партию Заятуляка в первом спектакле исполнил Тагир Тагиров, во втором - Айдар Бикбулатов. Мне кажется, каждый из них выдержал экзамен на профессионализм. Правда, Тагир выглядел более опытным и уверенным, Айдар заметно волновался. Но оба техничны, органичны, сумели передать весь драматизм переживаний героя.
Вообще, детей критиковать нельзя. Если и были какие-то шероховатости в исполнении, то они окупались искренностью, непосредственностью юных танцовщиков, отсутствием какой бы то ни было заштампованности, для них выход на сцену - праздник.
Теперь балет "Водная красавица" начинает самостоятельную жизнь. Он достоин быть включенным в репертуарный прокат. Сейчас ведутся переговоры о том, чтобы записать музыку в исполнении симфонического оркестра Башкирского государственного театра оперы и балета. Фонограмма станет "живой", более выразительной, от чего спектакль выиграет стократ.
Нина ЖИЛЕНКО.
НА СНИМКАХ: фрагменты балета "Водная красавица" - в дуэтной сцене заняты Разиля Мурзакова и Айдар Бикбулатов.
Фото Рифа ВИЛЬДАНОВА.
НА СНИМКАХ: фрагменты балета "Водная красавица" - в дуэтной сцене заняты Разиля Мурзакова и Айдар Бикбулатов.
Фото Рифа ВИЛЬДАНОВА.
26-02-2016 (0) Просмотров: 2 042 Номер: 37(12935) Версия для печати