Галия Мухамедьянова: «Дети должны расти в атмосфере счастья»
Сегодня молодые учителя успешно участвуют в конкурсах российского уровня и одерживают блестящие победы. Это значит, что в республике подрастает еще одно, новое поколение прекрасных специалистов. Для того чтобы расти, набираться опыта, совершенствоваться в своем мастерстве, будущему педагогу нужна твердая почва, хорошая база, добрые наставники. Сегодня мы расскажем о Галие Мухтаровне Мухамедьяновой, которая посвятила свою жизнь педагогике и немало сделала для того, чтобы эта сфера перешла на новые, современные рельсы.
В фамилии изменились только суффиксы
…Галие повезло родиться и расти в атмосфере любви и заботы. Ее родители, Киньябика и Мухтар Мухаметкуловы, жили в полном согласии и гармонии. Тепла и любви хватало всем детям, а их было кроме Галии еще десять. Это доброе зерно, заложенное в раннем детстве в хорошо удобренную почву, проросло и дало прекрасные всходы. Галия выбрала непростой путь учителя. Опыт пришел с годами, но самое главное, в чем она была уверена с первых дней, - дети должны воспитываться в атмосфере счастья. А еще очень важно, чтобы школы для них стали местом, где, по словам Мустая Карима, «греются и сердце, и разум».
В 1972 году Галия Мухаметкулова после окончания Стерлитамакского педагогического института приехала по направлению работать учителем русского языка и литературы в поселок Тубинск Баймакского района и с первых дней стала любимицей учащихся и душой педагогического коллектива. Здесь она делала первые шаги в профессии, в Тубинске встретила своего будущего мужа, Самата Мухамедьянова. Сегодня Самат Абдрахимович - доктор философских наук, профессор. Интересно, что в новой фамилии жены, в общем-то, поменялись только суффиксы, как говорят в шутку супруги, прожившие вместе 46 лет.
Любовь к Тубинску осталась навсегда - даже название поселка позже стало адресом электронной почты Галии Мухтаровны. И еще один примечательный факт, о котором никто до сих пор не знал: в течение многих лет она, уже после переезда в Уфу, продолжала оказывать финансовую помощь одаренным детям поселковой школы.
«Тубинский» период стал для начинающего педагога испытанием на прочность и началом поиска собственного пути в жизни. Летом 1973 года Галия Мухтаровна со своим классом отправилась в пеший поход по маршруту «Тубинск-Сибай». Не всякий мужчина решится на такое: пройти полсотни километров через Ирендыкский хребет с большой группой школьников. Это был незабываемый поход. Когда тридцать лет спустя Галия Мухтаровна случайно встретилась с одной из участниц того путешествия, бывшая ученица сказала, что поход стал главным событием в ее жизни.
В 1974 году семья Мухамедьяновых переехала в Сибай. Галия Мухтаровна оттачивала педагогическое мастерство в стенах школы-интерната под руководством опытных учителей. Годы спустя она сравнивала Сибай с большой и дружной семьей, куда хочется вновь и вновь возвращаться, чтобы почерпнуть силу и энергию. Уже будучи начальником городского управления образования Администрации Уфы, а затем министром образования Республики Башкортостан, она опиралась на опыт работы образовательных учреждений Сибая. Школы города стали республиканской экспериментальной площадкой для целого ряда инноваций.
Как объединить учителей?
Для Галии Мухамедьяновой двери Министерства образования республики впервые открылись в 1987 году. Новый специалист должна была курировать общее среднее образование в Архангельском и Нуримановском районах, не самых передовых в этой сфере. Начинающий инспектор не потеряла бодрости духа и приступила к тщательному изучению накопленного в этих районах положительного опыта. Самая первая ее командировка показала, что проблем на местах гораздо больше, чем достижений. Что-то можно было решить легко, но только не вопросы строительства новых школ, приобретения автобусов и оборудования - это требовало значительных затрат. Она неустанно училась у коллег и общению с посетителями-просителями, и работе с документацией.
Через девять лет, когда Галия Мухтаровна возглавила управление образованием Администрации Уфы, она уже была зрелым и компетентным руководителем. Ей хотелось привнести что-то новое, полезное для учителей, и она думала, что Уфе необходим центр, организующее ядро для системы образования. Это оказалось делом непростым, но не такой у нашей героини характер, она не привыкла отступать. Галие Мухтаровне удалось собрать все подписи и открыть НИМЦ - научно-информационно-методический центр при городском управлении народного образования. Новая структурная единица положила начало зарождающемуся инновационному движению в масштабе всего города. Концептуальной основой всех преобразований стала программа «Столичное образование-2000», к созданию которой были привлечены лучшие научные силы вузов республики, опытные директора школ. Возглавила НИМЦ Наталья Голышева, директор одной из передовых школ города. Наталья Николаевна сыграла значительную роль в становлении центра как важнейшей структуры, осуществляющей целенаправленную кадровую политику и выведение методической работы на качественно новый уровень в масштабе всего города.
Коллектив центра подобрался творческий. Через два года стало очевидным, что помощь методистов востребована и отвечает ожиданиям учительства. Было принято решение создать городские методические объединения для всех категорий педагогов. Тогда же было предложено организовать службу выездной методической помощи. Теперь сотням людей уже ненужно было ездить в городское управление. Научно-практические конференции, семинары и конкурсы стали проводиться по районам или для группы школ.
Инновации – достояние всех школ
Работа НИМЦ стала узнаваемой, поэтому неудивительно, что в 1997 году по просьбе Башкирского института развития образования был организован семинар для заведующих методкабинетами всех городов и районов республики. Таким образом, инновации в системе образования Уфы удалось сделать достоянием всех школ Башкортостана.
Под руководством Галии Мухамедьяновой работники НИМЦа впервые организовали и провели профессиональный конкурс «Учитель года столицы», который стал важным событием в истории Уфы. В эти же годы был открыт ряд национальных школ: башкирские №140 и №122, татарская №65, несколько национальных детских дошкольных учреждений.
Стратегической линией в деятельности центра стало обеспечение опережающего развития управленческих кадров системы образования миллионного мегаполиса. Еще одно начинание - организация авторских курсов выдающихся педагогов и ученых России.
Чуть позже начальник столичного ГУНО понимает, что необходимо активизировать познавательную деятельность учащихся. И в апреле 1997 года был издан приказ о создании Малой Академии наук школьников, которая и сегодня является основой для привлечения ребят к научно-исследовательской работе. Тогда же прошла первая научно-практическая конференция Малой академии школьников. Впервые для юных дарований столицы провели бал «Творческая одаренность» с привлечением представителей всех семи районов города.
…А детей оставляли в приемной
Несмотря на то, что Галия Мухтаровна возглавила управление в самый разгар кризисной ситуации в стране, она успешно проводила модернизацию системы столичного образования. Находила нужные слова и при разговоре с учителями-пикетчиками, которые выстраивались на ступеньках здания Администрации с плакатами с требованием выплатить зарплату, и с родителями, требующими устроить своих детей в ясли или садики, и с директорами школ, которые терпеливо ждали своего часа в приемной начальника. Последние хорошо понимали сложность ситуации в стране, поэтому вопрос обеспечения жильем учителей хотели обсудить с начальником в спокойной обстановке. Но рассерженным матерям не было свойственно понимание состояния дел: иногда они оставляли плачущих ребятишек на столе у секретаря, а сами исчезали за дверями.
Все выдержала Галия Мухтаровна: не жаловалась на трудности, своим оптимизмом заражала не только подчиненных, но и вышестоящих коллег. Часто именно благодаря таким качествам ей удавалось продвигать вопросы обеспечения жильем учителей города, выплаты им заработной платы, ускорить решение большинства других важных вопросов.
В начале 90-х началась распродажа зданий и имущества ведомственных детских дошкольных учреждений, которые находились в уставном капитале предприятий и организаций. Предприятия не имели возможности содержать профилактории, загородные пионерские лагеря и дошкольные учреждения. Не все здания удалось выкупить у производственников, так как финансовые возможности города были ограничены. Расположенные в тихих кварталах двухэтажные здания детсадов и яслей были быстро приватизированы представителями бизнеса: тогда на рынке недвижимости не существовало более лакомых кусочков.
Городскому управлению образования удалось сохранить все дошкольные учреждения, находящиеся на его балансе. Непростым был и процесс передачи детских садов на баланс системы образования. Те детсады, что передавались из различных ведомств и предприятий, были в основном в плачевном состоянии.
Когда в смартфоне – тысяча сообщений
В историю системы столичного образования Галия Мухтаровна Мухамедьянова вписала целый ряд ярких страниц. Признанием этого факта стали Почетная грамота городского округа город Уфа Республики Башкортостан и нагрудный знак «За заслуги перед городом». Следует заметить, что эта награда не затерялась среди других, которыми отмечена многолетняя плодотворная деятельность Галии Мухамедьяновой на ниве просвещения. Она удостоена почетных знаков «Отличник просвещения СССР», «Почетный работник общего образования Российской Федерации», звания «Заслуженный работник народного образования Республики Башкортостан», награждена несколькими медалями. В 2019 году стала лауреатом общественной премии «Во имя детства», которая вручается гражданам за вклад в сферу защиты прав детства.
В числе наград есть еще одна немаловажная составляющая – народное признание. Галия Мухамедьянова обладает непререкаемым авторитетом в образовательном пространстве России, ее уважают тысячи коллег, студентов, школьников, родителей. Галия Мухтаровна по-прежнему на связи со многими из них, ее смартфон полон сообщений - светлых, добрых, разных. Ее рука всегда на пульсе событий в области образования. Дело в том, что она и сегодня находится в гуще событий общественной жизни региона. В 2015 году вошла в состав Общественной палаты Республики Башкортостан и возглавила в ней Комиссию по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами при муниципалитетах и органах исполнительной власти РБ, а затем стала заместителем председателя ОП РБ. Главная цель общественников, считает Галия Мухтаровна, быть координатором многочисленных гражданских инициатив, предложений, проектов. И в первую очередь поддерживать общественно значимые гражданские инициативы. А они могут быть разного направления и касаться почти всех сфер жизни населения. Открытый и прямой диалог между властью и обществом будет способствовать повышению качества образования, воспитанию достойного человека. А для этого у нас есть главное – потенциал и заинтересованность, убеждена она.
Зарема ХИСАМОВА.
10-11-2020 (0) Просмотров: 2 676 Номер: 78(13457) Версия для печати