$ - 87.9595
€ - 94.2606

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Когда «кадры» решают всё

Забег во имя мира

Мы не можем без корней!

Мой дедушка – Ломоносов из Башкирии

«…И вечно в сговоре с людьми надежды маленький оркестрик под управлением любви»

Изначально должен быть интерес к познанию мира …



В образовательном центре «Сириус» прошел Всероссийский съезд учителей и преподавателей химии. Темой встречи ведущих специалистов страны стало современное школьное образование, развитие учебно-исследовательской и проектной деятельности детей, популяризация химии. Столь масштабное педагогическое событие на федеральной территории «Сириус» состоялось впервые!
Как ранее писала «Вечерка», приглашенным лектором ноябрьской школы по химии в «Сириусе» стал уфимский ученый. Со школьниками со всех регионов страны работал Денис Сабиров – доктор химических наук, директор Института нефтехимии и катализа Уфимского федерального исследовательского центра РАН, председатель правления регионального отделения Российского химического общества имени Дмитрия Ивановича Менделеева в Республике Башкортостан, профессор Академии наук Республики Башкортостан.
Мы задали Денису Шамилевичу несколько вопросов:
– На съезде учителей в Сочи речь шла о роли химии в развитии познавательной активности детей. А почему у Вас, руководителя научно-исследовательского учреждения, вдруг возникло желание работы со школьниками?
– Действительно, наш институт является научно-исследовательским, и потому в нем можно встретить разве что студентов, выполняющих курсовые и дипломные работы, магистерские диссертации. Несмотря на то, что вузы республики в целом справляются с подготовкой высококвалифицированных кадров, выпускники, как правило, «растекаются» по предприятиям, коммерческим структурам либо уезжают из региона. Поэтому мы заинтересованы как можно раньше встретить мотивированного, интересующегося именно наукой ребенка, чтобы помочь ему в выборе профессиональной траектории, показать то место, где в будущем он мог бы трудиться. Скажу без скромности, наш институт – драйвер химических исследований в Башкортостане с уникальным приборным парком, что позволяет нам делать науку мирового уровня.
– А как это связано с федеральной территорией «Сириус»?
– На сегодняшний день это единственный образовательный центр в России, чья деятельность сфокусирована на работе с одаренными детьми. У меня и моих коллег уже был опыт взаимодействия со школьниками в формате чтения научно-популярных лекций. Институт нефтехимии и катализа регулярно участвует в фестивалях науки и других аналогичных событиях. Когда поступило приглашение от Санкт-Петербургского университета прочитать лекцию в «Сириусе», я согласился, в первую очередь, ради того, чтобы увидеть, как выстраиваются иные направления взаимодействия ученых-химиков с учащимися.
Я познакомился с возможностями коллективной проектной работы со школьниками в рамках ноябрьской смены по химии. Она длится примерно 20 дней. В это время ребята приезжают в Сочи и по согласованию с учеными Санкт-Петербургского государственного университета делятся на группы. Каждая из них работает над определенным проектом.
В конце смены проходит мини-конференция, где ее участники слушают доклады друг друга, дают взаимную оценку. Помимо доклада результатом проекта является материал (вещество, ткань, изделие), которое можно «потрогать руками». Такова модель научной деятельности в «Сириусе».
– Какой бывает тематика проектов школьников?
– Они представляют практически все аспекты химической науки: и органический синтез, и химия полимеров, и спектроскопия, и аналитическая химия. Темы актуальные. К примеру, самостоятельно получить органический краситель и окрасить им ткань, определить количество фосфатов в мясном изделии или содержание марганца в черном чае, синтезировать материалы, обладающие люминесцентными свойствами (способность испускать свет при определенном воздействии). Особо хочу отметить и междисциплинарные проекты. Одним из них, например, руководит сотрудник кафедры общей и неорганической химии Никита Богачев. Проект направлен на создание прототипа прибора(!) для измерения тепла, которое выделяется в химических процессах. Для его разработки необходимо и знание основных законов термохимии и физики, и умение работать руками. Затем ребята сами прибор калибруют и программируют!
– Денис Шамилевич, а как школьники реагируют на столь сложные задачи?
– В «Сириус» они попадают не случайно: это победители олимпиад, авторы разных достижений. На мой взгляд, дети проходят определенную адаптацию. Судите сами: ребенок, может быть, впервые уехал из дома на 20 дней. Некоторым из них сложно все эти дни держать набранный темп работы, ведь проектная деятельность подходит немногим. «Сириус» – отличное место, чтобы понять, наука – это твое или нет...

Там созданы идеальные условия для пребывания подростков. Отличная инфраструктура, отзывчивые работники, с детьми взаимодействуют первоклассные педагоги высшей школы. Лабораторное оснащение также на высоком уровне. Все, что требуется от ребят, – встроиться в научный проект, найти свое место в коллективе.
– Появились ли у Вас новые идеи для работы ИНК УФИЦ РАН с учениками?
– Мы уже проводим работу со школами. Как правило, это экскурсии в институт и лекции наших ведущих ученых. Мне кажется, что точечно это приносит результаты. Я получаю обратную связь от школьников с вопросами о том, какие шаги нужно предпринять, чтобы стать ученым.
К заведующим лабораториями мальчики и девочки приходят для индивидуальных занятий: посмотреть, как работают хроматографы, электронный микроскоп. Я убедился, что проектная деятельность учащихся – сложный процесс. Для научной организации она не может быть массовой. В первую очередь потому, что у подростка изначально должен быть интерес к познанию мира, а таких немного.
– Что еще Вы инициируете со школьниками?
– В начале ноября наш институт принял участие в форуме, посвященном созданию научных центров «Юный химик», «Юный математик», «Юный физик» и «Юный биолог». Они направлены на учеников базовых школ Российской академии наук в Башкортостане с целью последовательного вовлечения подростков в науку.
На форуме выступали директора школ, руководители институтов. И кажется, наметились точки для совместной работы в этом направлении. Например, у нас в институте есть сложности взаимодействия с детьми, поскольку наш профиль подразумевает работу с опасными и ядовитыми веществами. Но мы могли бы принять участие в адаптации для школьников такой дисциплины, как цифровая химия, которая, с одной стороны, расширяет их знания о строении вещества, протекании химических реакций, прививает навыки работы с современными программными продуктами, а с другой – не подразумевает специальных требований техники безопасности. Естественно, ИНК продолжит работу по сложившимся направлениям в формате лекций и экскурсий. Есть и проблемы со стороны партнеров, в том числе недостаточный отклик руководства базовых школ РАН по взаимодействию с учеными.
– А что Вы посоветуете нашим юным читателям?
– Я хотел бы обратиться прежде всего к родителям школьников с предложением стимулировать детей на различные виды активности, и не только в области науки. В этом возрасте много энергии, ребенок может экспериментировать.
Дети должны успеть многое попробовать, чтобы первые их самостоятельные шаги в профессии были правильными и они смогли найти свое призвание. А школьникам советую не бояться пробовать себя в новых направлениях, быть открытыми для смелых идей и начинаний!
ДОБАВИМ…
Образовательный центр «Сириус» был создан по инициативе президента Российской Федерации Владимира Путина в 2015 году Благотворительным фондом «Талант и успех». Цель работы «Сириуса» – выявление, развитие и поддержка одаренных детей.
Учиться на Черноморское побережье приезжают каждый месяц около 800 детей. Это будущие математики, физики, химики, биологи, программисты, а еще музыканты, писатели, художники, танцовщики, спортсмены… Попасть в «Сириус» могут талантливые подростки от 10 до 17 лет из любого региона России и стран СНГ.  Основные направления работы известных педагогов с детьми: «Наука», «Искусство», «Спорт».


Беседовала Гузель ЮСУПОВА.
Фото из открытых источников.

Дата создание новости 1-12-2023   Комментарии (0)   Просмотров: 29     Номер: 84(13737)     Версия для печати

21 июня 2024 г. №43(13787)


«    Июнь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.