Столичное образование
Почти космическое турне
Вот уже десять лет в Уфимском государственном авиационном техническом университете действует и активно реализуется программа, связанная с посещением лучших студентов УГАТУ ведущих аэрокосмических предприятий страны.
О нынешней проездке и своих впечатлениях рассказывает студент четвертого курса авиационного университета (ФАТС) Айдар Агишев.
...Вот и закончилась наша замечательная экскурсия по аэрокосмическим предприятиям Москвы и Подмосковья. Столько впечатлений, эмоций, новых знакомств. Программа была построена таким образом, что мы сумели посетить знаменитые конструкторские бюро и предприятия, а также увидеть достопримечательности российской столицы.
В первый день мы посетили НПО имени Семена Лавочкина в городе Химки. Сегодня это предприятие имеет космическую направленность, занимается созданием спутников и других космических аппаратов, а до 1960 года в этом КБ под руководством Лавочкина проектировались самолеты (вспомним знаменитые Ла-5 и Ла-7), крылатые и зенитные ракеты. Мы посетили музей предприятия, где нам рассказали его историю, увидели мемориальный кабинет конструктора, макет знаменитой стратегической крылатой ракеты “Буря”, подлинный “Луноход”, станции “Луна”, “Венера”, “Марс”, “Фобос”, контейнер с лунным грунтом.
На следующий день мы отправились в город Люберцы, где находится ОАО “Камов”. В этом КБ, которым долгое время руководил Николай Камов, создаются знаменитые вертолеты двухвинтовой сосной схемы - Ка-26, Ка-27, Ка - 50, Ка-52, Ка-62, Ка - 226. Мы ощутили чувство сопричастности к деятельности этого конструкторского бюро. Ведь основным серийным заводом фирмы “Камов” является наше башкирское предприятие КумАПП, основную долю инженерных кадров которого составляют выпускники УГАТУ. Заместитель генерального конструктора Вениамин Касьянников ответил на все наши вопросы, а затем провел экскурсию по цехам.
Побывали мы и в замечательном наукограде Дубне, где располагается ГосМКБ “Радуга” имени Александра Березняка. Как оказалось, здесь работают выпускники и нашего вуза, с которыми мы пообщались. Предприятие является одним из мировых лидеров в области создания крылатых ракет авиационного и морского базирования, под открытым небом действует выставка. Мы увидели “убийцу авианосцев” - крылатую ракету “Москит”, опытный образец гиперзвуковой крылатой ракеты Х-90 и уникальную сочлененную крылатую ракету - торпеду. Показали нам и сверхзвуковую аэродинамическую трубу, и испытательную лабораторию, где исследуют и испытывают системы наведения. Молодой инженер, увлеченно стал объяснять нам состав оборудования и его назначение. “Скучать тут не приходится”, - сказал он и добавил, что молодые специалисты нашей направленности всегда будут востребованы на таких предприятиях.
Особенно насыщенными были дни в Жуковском, где находится знаменитый авиационный научный и исследовательский центр. Здесь располагаются ЛИИ имени Громова, ЦАГИ имени Николая Егоровича Жуковского, филиалы всех КБ. В ЛИИ имени Громова мы имели честь пообщаться с самим генеральным директором ЛИИ Героем России Павлом Власовым, летчиками - испытателями, которые разговаривали с нами как со “своими”. Это и неудивительно, ведь нас встречали и знакомили со школой летчиков - испытателей наши земляки - Герой России Венер Мухаметгареев и член “Бурановского” отряда космонавт-испытатель Урал Султанов. Нам показали так называемые летающие лаборатории - самолеты, на которых тестируют новейшие разработки, в частности авиационные двигатели. Мы побывали на борту уникальных летающих лабораторий Ту-154ЛЛ, Ил-76ЛЛ, своими глазами увидели один из экземпляров Т-50 - самолета 5-го поколения.
На следующий день мы стали свидетелями потрясающего по зрелищности шоу “Форсаж”, где боевые стальные птицы Су-30 и МиГ-29 соревновались в скорости со спортивными суперкарами - Ferrari, Bugatti, Lamborghini, Aston Martin.
В предпоследний день экскурсии мы посетили музей авиации в подмосковном Монино. Здешняя экспозиция богатейшая - около двухсот серийных и опытных подлинных самолетов, вертолетов, экранопланов и экзотических летательных аппаратов! Невозможно без волнения стоять рядом с истребителем, на котором завершал Великую Отечественную войну трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб - Ла-7, впечатляют своими гигантскими размерами самый большой в мире вертолет Ми-12, рекордсмен - тяжеловес “Антей” - Ан-22, тяжелые бомбардировщики В.М. Мясищева - 3М и М-50, цельнотитановый бомбардировщик П.О. Сухого Т-4 “Сотка”. Во время этой экскурсии мы убедились, как тесно переплетаются истории предприятий и КБ, которые мы посетили до того, с историей развития отечественной авиации. Завершилась наша тематическая программа посещением музея космонавтики на ВДНХ. Всем известна эта знаменитая титановая стрела с ракетой, расположенная перед входом на ВДНХ. Приходилось слышать и о том, что в основании стрелы находится музей. Однако полной неожиданностью для нас стала обширная экспозиция, разместившаяся на нескольких этажах под землей.
При столь плотном графике у нас еще осталось время на культурную программу! Мы побывали в Государственном художественном музее изобразительных искусств имени Александра Сергеевича Пушкина, посетили храм Христа Спасителя, полюбовались прекрасной панорамой Москвы с Воробьевых гор. Удалось увидеть Москву и с высоты Останкинской телебашни - триста сорок метров, стоять на такой высоте на прозрачном полу - это здорово!
Поездка наша длилась семь дней, но не хватит газетной полосы, чтобы поделиться всеми впечатлениями. Хочется поблагодарить ректора УГАТУ Мурата Бакеевича Гузаирова, по инициативе которого уже десять лет организуются такие уникальные турне, и наших нынешних руководителей - Сергея Ивановича Каменева и Георгия Константиновича Агеева, которые грамотно и интересно спланировали это космическое турне.
Айдар АГИШЕВ.
9-09-2014 (0) Просмотров: 1 770 Номер: 174(12572) Версия для печати